Эскадренные броненосцы типа «Полтава» и «Князь Потемкин-Таврический» (Орлы Отечества)
Доброго времени суток, коллеги. Статья эта должна была появиться на сайте еще пару дней назад, но по не зависящим от меня причинам публикация задержалась. Но сегодня я таки выкладываю ее на всеобщее обозрение. Касается она сразу двух типа броненосцев Тихоокеанского флота, близких конструктивно – потому, собственно, и решил сделать статью из разряда «2 в 1». По определенным причинам статья будет не столь пространной, как по «Громобою» до этого, хотя эти корабли являются одними из моих любимых. В общем, начнем.
Содержание:
Вступление
По моей первоначальной идее, броненосцы Тихоокеанского флота должны были быть большими океанскими кораблями с казематным расположением орудий СК. Этому типу броненосцев я не изменил, когда прикидывал «Александра II», он же служил основной идеей перепила «Двенадцати Апостолов». Не собирался я менять его и в дальнейшем – из-за чего пришлось отказаться от реальных «Полтав» в Порт-Артуре. Освободилось «вакантное» место под какой-то корабль. Тем временем, венцом развития тихоокеанских броненосцев я «назначил» «Князя Потемкина-Таврического» в потолстевшем виде, и тройка однотипных кораблей поглотила названия «Ретвизан» и «Цесаревич». А «Ретвизан» тем временем идеально вписывается в качестве промежуточного звена развития между «Победой»–»Двенадцатью Апостолами» и «Потемкиным»! И это несмотря на то, что «Ретвизан» являлся развитием «Потемкина», а не наоборот.
Да, да, под «Полтавами» скрывается «Ретвизан», полностью лишенный американского влияния, так как строиться эти корабли будут в России, и надстройки у них будут нагло стыренные с «Потемкина», отрисованного чуть ранее. Получилось, кстати, вроде бы неплохо. Мне понравилось, даже больше, чем если бы под «Полтавой» скрывался полностью реальный (внешне) «Ретвизан». И так оно уже и будет, хотя я понимаю, что подобная смена имен реальных и альтернативных кораблей вносит значительную путаницу.
Пока что работы над ОО приостановлены. Нет, не потому, что меня достало, и близко нет – бронепалубники Тихоокеанского флота меня ждут. Просто последние дни я провел в несколько хреновом состоянии, зачитался фантастической литературой (единственное, что мог более или менее внятно делать), и хочется отвлечься на один очень небольшой, упоротый, но любопытный проект, аналогов которого я пока не видел. Сомневаюсь, что плоды этого дела будут уместно смотреться на сайте альтернативной истории, так что публиковать пока не планирую, хотя если кому интересно, то могу и закинуть ради поржать. Что публиковать в ближайшее время запланировано – так это броненосцы: общие рисунки готовы, осталось лишь делать «раскраски» и публиковать. Следующая статья будет предположительно по первым двум сериям ЭБРов – «Петрам Великим» и «Князьям Суворовым», причем вторые – нечто, чего в РИФ не бывало вообще (возможно даже к лучшему, что так).
И да, что-то под конец написания текста статьи начало заканчиваться воображение. Потому концовка вышла смятая и не совсем внятная, за что прошу прощения.
Эскадренные броненосцы типа «Полтава»
Если бы мои «Полтавы» строились в США, то выглядели бы они так.
После постройки броненосцев типа «Победа» Тихоокеанский флот на время перестал получать пополнения в виде новых броненосных кораблей – считалось, что текущих сил вполне достаточно, а Балтийский флот, представленный всего 6 эскадренными броненосцами типа «Петр Великий» и «Князь Суворов» и почти двумя десятками быстро устаревающих броненосцев береговой обороны, требовал обновления своего эскадренного состава. Потому на время постройки броненосцев типа «Наварин» [1] и «Сисой Великий» [2] тихоокеанцам пришлось забыть про новые корабли за исключением канонерок и бронепалубных крейсеров. Но даже без приращений русский Тихоокеанский флот оставался самым сильным в регионе, из-за чего Франция и Великобритания были вынуждены держать на своих дальневосточных станциях солидные эскадры.
Тем не менее, такое положение продлилось недолго. Уже в 1891 году Тихоокеанский флот забил тревогу – соседняя Япония быстрыми темпами вооружалась, пользуясь поддержкой Великобритании. Через агентуру морского министерства удалось узнать, что Япония планирует заказать в Великобритании два мощных современных броненосца, и этот заказ мог быть расширен в любой момент. И хотя СИБ [3] быстро остудила пыл моряков, выяснив, что слух про японские броненосцы оказался не более чем слухом, морской министр Чихачев все же созвал совещание МГШ по этому поводу. На нем были озвучены различные точки зрения – от необходимости дальнейшего укрепления флота на Балтике (в свете бурного развития судостроения в Германии) до упора на Тихоокеанском направлении. Точку в споре поставил сам морской министр:
Если мы правильно оценили германское кораблестроение, то оно не сможет дать ничего равного нашим «Наварину» и «Сисою Великому» еще очень долго. Обстановка же на Дальнем Востоке может измениться быстро и не в благоприятную для нас сторону, а из-за удаленности мест базирования мы не успеем вовремя укрепить позиции тихоокеанцев перебросками с Балтики. Если же мы сейчас сформируем боевой отряд из современных броненосцев для нужд тихоокеанцев, то не только укрепим наши позиции в регионе, но и сможем отозвать шесть нынешних кораблей на Балтику, которые в бою со старыми германскими или новыми шведскими кораблями проявят себя не хуже, чем любой новый броненосец.
В результате было решено строить следующую тройку броненосцев для Тихоокеанского флота. В качестве образца была взята «Победа», но сам проект кардинально переработали под новые требования и новую технику. Огнетрубные котлы заменили на водотрубные системы Нормана-Макферсона, которые уже использовались ранее на крейсерах и броненосцах типа «Сисой Великий». Артиллерия сохранила свое общее расположение, но ее состав целиком изменился – вместо барбетных установок появились башни, сами орудия были заменены на нового образца (305/40-мм, 152/45-мм и 87/45-мм – последние еще не производились серийно, но Обуховский завод обещал наладить поставки флоту до конца 1892 года). Заметные изменения коснулись и бронирования – если на «Сисое Великом» использовали сталеникелевую броню, бывшую последним словом металлургии на тот момент, то на новых броненосцах решили применить другое новшество – броню Гарвея, которая была еще более качественной, чем сталеникелевая [4]. Заказ на броню частично разместили за рубежом, а частично – на Ижорском заводе, для чего была достигнута договоренность с американцами о патенте на производство. Корабли получили название «Полтава», «Петропавловск» и «Севастополь». Постройка их велась уже ставшими обычными для русского кораблестроения темпами, и в строй броненосцы вошли спустя примерно четыре года после закладки, после чего сразу отправились на Дальний Восток, где «Петропавловск» на время стал флагманским кораблем.
«Полтава» (ТФ), Адмиралтейский завод, Санкт-Петербург – 16.09.1892/23.06.1895/14.03.1896«Петропавловск» (ТФ), Балтийский завод, Санкт-Петербург – 16.09.1892/30.10.1894/19.01.1896
«Севастополь» (ТФ), Соломбальская верфь, Архангельск – 17.09.1892/14.09.1894/20.02.1896
Водоизмещение: нормальное 13 150 тонн, полное 14 310 тонн
Размерения: 123,3×22,1×7,9 м
Механизмы: 2 вала, 2 ПМ ВТР, 18 котлов Нормана-Макферсона, 16 000 л.с. = 18 узлов
Запас топлива: 1000/2100 тонн угля
Дальность: 7500 миль (10 узлов)
Броня (гарвей): пояс 102–229 мм, верхний пояс 152 мм, траверзы 178 мм, башни 254 мм, крыши башен 51 мм, барбеты 229 мм, казематы 127 мм, рубка 254 мм, палуба 51–76 мм
Вооружение: 4 305/40-мм, 12 152/45-мм, 20 87/45-мм, 8 57/50-мм орудий, 8 12,7-мм пулеметов, 5 381-мм торпедных аппаратов
Экипаж: 778 человек
Эскадренные броненосцы типа «Князь Потемкин-Таврический»
Как по мне, «Князя Потемкина-Таврического» можно назвать самым красивым русским броненосцем. Причем, действительно русским — в его внешнем виде нет ничего французского, британского или американского.
Первоначально вторая тройка броненосцев (или четвертая – если считать с самого начала) для Тихоокеанского флота должна была стать повторением «Полтав» с небольшими отличиями в плане бронезащиты и внутренней компоновки, закладка была запланирована на 1894 год. Но до того момента планы поменялись – было решено в качестве прототипа использовать не «Полтаву», а только что утвержденный проект черноморского броненосца «Евстафий» [5]. Так началась история одних из самых мощных эскадренных броненосцев русского флота.
Новый проект получил увеличенное до 15 тысяч тонн нормальное водоизмещение, которое было потрачено на развитие бронезащиты и дополнительные 4 6-дюймовые пушки. Также корабли получили башни ГК нового типа с электрическими механизмами вместо гидравлических и броню нового типа – хромоникелевую, закаленную по методу Круппа. Для общего облегчения корабля было решено понизить уровень главной палубы на одно межпалубное пространство, в то же время добавим протяженный полубак, а на него – еще и спардек. Первоначально планировалось установить на броненосец котлы смешанного отопления, но от этих планов отказались из-за «особых условий снабжения Тихоокеанского флота топливом». Головной корабль серии назвали «Князем Потемкиным-Таврическим», а два других – «Ретвизаном» и «Цесаревичем». Косвенным образом их закладка стала началом региональной гонки вооружений – японцы, после Тройственной интервенции 1895-1896 года, имея перспективу получить такие мощные корабли в качестве врагов, ускорили свои военные приготовления и начали быстро наращивать могущество своего флота. Тем не менее, оспорить статус самого сильного броненосца Дальнего Востока японцам удалось лишь после введения в строй своей «Микасы». Сами же русские корабли вступили в строй в 1898 году, после чего сразу же отправились на Дальний восток, завершив формирование нового боевого отряда Тихоокеанского флота. «Потемкин» при этом стал флагманским кораблем. После прибытия броненосцев этого типа Тихоокеанский флот окончательно укрепил свой состав и занял уверенную позицию в арендованном недавно Порт-Артуре [6], где корабли проходили службу до начала русско-японской войны.
«Князь Потемкин-Таврический» (ТФ), Адмиралтейский завод, Санкт-Петербург – 03.02.1896/03.09.1898/25.05.1900«Ретвизан» (ТФ), Балтийский завод, Санкт-Петербург – 03.02.1896/25.08.1898/13.02.1900
«Цесаревич» (ТФ), Соломбальская верфь, Архангельск – 20.04.1896/07.07.1898/28.06.1900
Водоизмещение: нормальное 14 850 тонн, полное 15 750 тонн
Размерения: 125,6×22,9×7,9 м
Механизмы: 2 вала, 2 ПМ ВТР, 18 котлов Нормана-Макферсона, 16 000 л.с. = 18 узлов
Запас топлива: 600/1400 тонн угля
Дальность: 5500 миль (10 узлов)
Броня (крупп): пояс 102–229 мм, верхний пояс 152 мм, траверзы 178 мм, башни 254 мм, крыши башен 51 мм, барбеты 203 мм, казематы 127 мм, рубка 229 мм, крыша рубки 51 мм, кожухи КО 51 мм, палуба 38–76 мм
Вооружение: 4 305/40-мм, 16 152/45-мм, 20 87/45-мм, 6 57/50-мм орудий, 8 12,7-мм пулеметов, 4 381-мм торпедных аппарата
Экипаж: 879 человек
В 1908 проведена модернизация башен ГК, увеличен угол возвышения орудий и дальнобойность.
В 1915 установлены 87/30-мм зенитные пушки вместо 4 87/45-мм орудий на спардеке.
Главные силы Тихоокеанского флота
В русско-японскую войну броненосцам типа «Полтава» и «Князь Потемкин-Таврический» довелось стать главными силами 1-й Тихоокеанской эскадры, базирующейся в Порт-Артуре. Именно корабли этого типа, вместе с крейсерами I ранга типа «Громобой», выдержали главные сражения с силами японского Объединенного флота адмирала Того. «Ретвизан» и «Цесаревич» при этом в самом начале войны были торпедированы, но остались на плаву, и вскоре вернулись в строй. В ходе многих сражений, начиная от незначительных стычек и заканчивая крупными битвами с японскими броненосцами, русские корабли показали себя с самой лучшей стороны, оказавшись куда более живучими, чем вражеские одноклассники. Ни один из этих броненосцев не был потерян до конца войны, хотя все они получали тяжелые повреждения, а «Петропавловск» едва не отправился на дно в ходе последней решающей битвы с японцами после череды опасных попаданий.
После войны «Полтавы» и «Потемкины» еще долго оставались главными силами Тихоокеанского флота, до 1912-1913 года, когда в распоряжение тихоокеанцев стали прибывать первые «свои» дредноуты [7]. После этого броненосцы отошли на второй план, но все еще оставались важной частью боевой мощи Российского Императорского флота на Дальнем Востоке. В Первую мировую войну им довелось повоевать с немцами во время осады Циндао, но их время уже уходило. После конца войны броненосцы вывели в резерв, но уже в 1922 году «Полтавы» отправились на слом согласно Вашингтонскому договору. Судьба «Потемкиных» сложилась по-разному – «Ретвизан» был потоплен в качестве мишени в 1924 году, а «Цесаревич» и «Потемкин», получив новые названия «Маньчжурия» и «Корея», стали учебными кораблями. В этом качестве они прослужили до 1933 года, когда их было решено наконец-то исключить из списков флота и разделать на металл. Несмотря на это, окончательно история ветеранов русско-японской войны закончилась лишь в 1951 году, когда орудия и башни с них, до того установленные на береговых батареях, были демонтированы и отправлены на переплавку.
Примечания
1) ИМХО, получилось неплохо. Вскоре покажу.
2) Фактически реальные «Полтавы».
3) Служба Имперской безопасности, выполняющая функции тайной полиции, разведки и контрразведки.
4) Хотя проблемы, свойственные ранней броне Гарвея и реальным «Полтавам», останутся.
5) О нем будет в отдельной общей статье по черноморским броненосцам.
6) В альтернативе Порт-Артур русские арендуют у Китая раньше, по тайному договору с китайцами для защиты империи Цин от возможных дальнейших посягательств Японии.
7) Без понятия, как они будут называться. Без понятия, какое у них будет размещение башен ГК. Даже вооружение какое будет – без понятия. Есть только время постройки – 1908-1912 годы, и количество – 4 штуки.