Экзотические автомобили Победа. Парадный фаэтон
Построены войска. Недвижно замерли знамена возле каждого сводного полка. Под звуки марша белый конь под синим чепраком скачет от Спасской башни. Маршал Жуков, трижды Герой Советского Союза, едет принимать парад. Вороной конь под пунцовым чепраком скачет к нему навстречу. Маршал Рокоссовский, дважды Герой Советского Союза, командующий парадом, едет с рапортом. Сталин наблюдал за парадом с трибуны Мавзолея Ленина.
Некоторые историки утверждают, что Сталин доверил Жукову принимать Парад Победы не только из признания его заслуг в разгроме врага, но и по простой причине — сам он не умел ездить верхом.
Вторая Мировая война — война моторов. В первые послевоенные годы численность кавалерии в Советской Армии резко сократилась, а к середине 1950-х годов, ввиду создания и внедрения в вооружённых силах ряда стран оружия массового поражения и полной моторизации армий, кавалерия как род войск была постепенно упразднена во всех армиях мира.
А что же парады? Конечно, сразу после войны в СССР было много трофейных машин, в том числе и представительского класса. Но этот автопарк быстро ветшал. Да и не пристало принимать парады войск армии-победительницы на немецких Хорьхах и Мерседесах. А тиража роскошных ЗИСов не хватало для обеспечения всех далеких округов страны.
Естественным выходом была Победа-кабриолет. На фотографиях Парад войск Прибалтийского военного округа в Эстонии, конец 40-х начало 50-х годов.
Но эти машины были не очень удобны для парадов: стоя перед задним сиденьем, офицер едва виднелся за массивными боковинами кузова. Решение виделось в отказе от рамок боковых стекол.
Уже в 1949 году пара экспериментальных Побед-фаэтонов приняла участие в военном параде по случаю образования Карело-Финской АССР.
То были машины, вышедшие из цехов НИИ-21. Военный НИИ N21 в городе Бронницы издавна занимался созданием военной автомобильной техники. Незадолго до того памятного парада перед институтом была поставлена задача разработать и изготовить на своем производстве новый автомобиль для проведения военных парадов и смотров. Автомобиль, более доступный и дешевый, чем шикарные представительские ЗИСы. В качестве прототипа была выбрана только что выпущенная ГАЗом Победа.
В отличие от гражданских кабриолетов, эта парочка фаэтонов уже не несла на своих кузовах жестких окантовок боковых стекол и имела более гармоничные линии обводов. Особенностью этих автомобилей была и жестко вваренная левая задняя фальшдверь. В салоне установили специальный поручень, за который можно было держаться, стоя у заднего сиденья. В тот период машины были окрашены в светло-зеленый цвет.
После эффектного выступления в Петрозаводске автомобили, по неподтвержденным данным, были переправлены в Новосибирск, где и находились в строю до 1965 года, пока их не заменили на Волги. Тоже, разумеется, переделанные в фаэтоны.
Участвовали Победы и в физкультурных парадах. Переделанные спортивные Победы устанавливали всесоюзные рекорды скорости в начале 50-х годов. Те Победы по сути стали первым в стране опытом серьезного автомобильного тюнинга. А эффектая внешность как нельзя лучше подходила для парадов. На фото автомобилисты спортивного общества Труд на марше в честь первомая. Победу в этих машинах почти не узнать.
А вот первомай в Польше. Там ограничились флагами и транспарантами.
В наше время тоже иногда переделывают Победы в фаэтоны. Уже конечно не для парадов, а просто для развлечений.