11

 

Статья Петера В. Кохауса (Peter W. Cohausz) «Goppingen Go 9» из журнала «FLUGZEUG CLASSIC» 4/2002 была переведена уважаемым коллегой NF и немного доработана мной. Перевод был выполнен в мае 2017 года.

Предисловие редакции: Когда в конце 1939 года компания Dornier впервые представила Имперскому министерству авиации (Reichsluftfahrtministerium – RLM) предварительный проект Do 335, то сотрудники министерства скептически отнеслись к данному предложению и не поверили, что обычный самолет сможет устойчиво летать с расположенным сзади воздушным винтом. В ответ на этот скепсис компанией Dornier расположенной в Наберне (Nabern) компании Вольфа Хирта (Wolf Hirth) была заказана постройка экспериментального самолета для демонстрации эксплуатационной надёжности подобной концепции привода силовой установки.

Этот экспериментальный самолет в компании Hirth получил типовое обозначение Gö 9, поскольку компания расположена неподалеку от Гёппингена (Göppingen). Конструктор (Wolfgang Hütter) не стал разрабатывать абсолютно новый самолет и взял за основу изготовленную в масштабе 1:2,5 модель бомбардировщика Do 17. Вся конструкция высокоплана Gö 9 была полностью изготовлена из древесины.

Благодаря расположенному в задней части фюзеляжа воздушному винту, крестообразному хвостовому оперению и носовой стойке шасси Gö 9 выглядел очень элегантно. 80-сильный двигатель Hirth HM 60 R был установлен в фюзеляже сразу за кабиной и вращал расположенный в хвосте деревянный воздушный винт с помощью вала длиной в 4 метра.

Прежде чем силовая установка была размещена на самолете, на земле были проведены многочисленные испытания двигателя с длинным валом и с воздушным винтом. Оба топливных бака представляли собой подобные трубам конструкции, расположенные в носовых частях консолей крыла. Пол кабины пилота был изготовлен из плексигласа, и летчик со своего места мог видеть уровень топлива в баках. Так как топливные баки располагались выше двигателя, топливный насос для его подачи не был нужен.

Первый полет экспериментального самолета Gö 9 состоялся в июне 1941 года в Менгене (Mengen) и был выполнен на буксире. Нанесенный на поверхности самолета номер гражданской регистрации D-EBYW свидетельствовал о гражданском назначении машины. Затем последовали испытательные полеты уже без самолета-буксировщика. Среди пилотов, принимавших участие в тестировании этого экспериментального самолета, был «Иван» Квенцлер („Iwan» Quenzler) из испытательного центра ВВС, Рехлин. Проведенные испытания подтвердили успех концепции.

В 1945 году Gö 9 использовался для испытаний носовой стойки шасси, для чего был перевезен в Вайлхайм (Weilheim). После установки на самолет различных измерительных приборов его вес стал настолько большим, что он мог только совершать пробежки по аэродрому.

Концом Gö 9 стал апрель 1945 года, когда в Вайлхайм вошли американцы, освободившие угнанных в Германию иностранных рабочих. Под воздействием эйфории от освобождения эти люди уничтожили Gö 9 как один из символов ненавистных им страны и режима.

Комплект приборов экспериментального самолета Gö 9

Экспериментальный самолет Gö 9 имел относительно маленькую кабину с большим остеклением, дававшим хороший обзор почти во все стороны. Впереди находилась по форме подобная грибу приборная панель, на которой были расположены пилотажно-навигационное оборудование и приборы для контроля за работой силовой установки. Расположение пилотажно-навигационного оборудования было обычным; оборудование для контроля за работой силовой установки располагалось на правой стороне приборной панели. На обеих боковых стенках кабины располагались оставшиеся приборы, такие как рычаги для подачи газа и регулировки балансировки.

К сожалению, осталось несколько нечетких фотографии кабины Gö 9 и при реконструкции установленного в кабине оборудование приходится больше опираться на предположения. Это будет продолжаться до тех пор, пока, возможно, не появятся неизвестные пока изображения.

Поскольку на экспериментальном самолете Gö 9 устанавливался двигатель Hirth HM 60, то можно исходить из предположения, что часть оборудования, использовавшегося на этой машине, была позаимствована с Klemm L 25, поскольку на самолетах данного типа часто устанавливались такие же двигатели. В остальном оборудование Gö 9 было подобрано с учетом летных параметрах этого самолета.

Данные, которые являются предположениями, в легенде к снимкам отмечены курсивом. Вследствие особенностей конструкции баков приборы для замера количества топлива в них были не нужны. Однако несмотря на это снимок приборной панели позволяет предположить наличие такого же пневматического прибора для замера количества топлива, как и на самолете Klemm L 25. Можно предположить, что речь идет об отмеченном желтым цветом приборе №7 (вероятно это топливный манометр со шкалой до 0,5 кг/см²); прибор №6, вероятно, выполняет другие функции.

Экспериментальный самолет Göppingen Gö 9. Германия


экспериментальный самолет Gö 9 в полете над Менгеном
Экспериментальный самолет Göppingen Gö 9. Германия
редкий исторический цветной снимок экспериментального самолета Gö 9 в Наберне во время установки оборудования
Экспериментальный самолет Göppingen Gö 9. Германия

запуск двигателя осуществлялся вручную
Экспериментальный самолет Göppingen Gö 9. Германия
до сих пор единственный известный снимок приборной панели экспериментального самолета Gö 9
Экспериментальный самолет Göppingen Gö 9. Германия
на данном снимке хорошо показана стройная конструкция экспериментального самолета Gö 9
Экспериментальный самолет Göppingen Gö 9. Германия
приборная панель экспериментального самолета Gö 9. Номерами отмечены отдельные приборы

Прибор Шкала измерений Серийный № прибора
1 магнитный компас (Plath)    
2 указатель поворота (Askania Lge 1K)    
3 статоскоп-вариометр +10 / -10 м/с Fl 22381-10
4 высотомер малых и больших высот (Fueß) 0-10000 м Fl 22320
5 неизвестный прибор предположительно индикатор балансировки)    
6 воздушный насос для счётчика расхода бензина (Maximall)   Fl 20740
7 счётчик расхода бензина (Maximall) 0-? л Fl 20704
8 Бортовые часы Bo-ÜK1 (Junghans)   Fl 23885
9 указатель скорости (Bruhn) 50-250 км/ч Fl 22227
10 манометр (?)    
11 выключатель зажигания SSH 32/8Z (Bosch)  

Fl 21107

12 телетахометр (Siemens или Horn) 0-2400 об/мин  
13 индикатор положения шасси    
14 рукоятка тяги [*]    
15 рукоятка тяги [*]    
16 рукоятка тяги [*]    
17 таблица девитации (?)    

* – предположительно для аварийного сброса фонаря кабины, воздушного винта (?) или для аварийного выпуска шасси

Использованная литература:

• Peter F. Selmger „Segelflugzeuge-. Stuttgart 1986
• Luftfahrt International 9/1980 und 11/1980

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account