ЭДИК — Электро-механический диалоговый информационный комплекс
Первые мысли о необходимости дистанционного доступа к имевшейся у него картотеке возникли у Иванова в 1938-м году, в Мюнхене, когда ему пришлось искать выходы на членов делегаций Четырех стран.
По возвращении в Базель Иванов изложил свою идею своему наставнику — капитану в отставке Смирнову. Тщательно взвесив все за и против, Петр Николаевич согласился, что удобства от использования подобной конструкции могут превзойти вложенные финансовые средства.
Денег, полученных за выполнение нескольких последующих заказов должно было хватить на выполнение работ. Поэтому Иванов решил заказать проект и сборку автоматической картотеки своему знакомому, русскому немцу, Семену Айнфальтшписелю.
Инженер Айнфальтшписель изучил имевшуюся информацию о табуляторах фирмы IBM, работах Конрада Цузе и других исследованиях, и пришел к выводу, что основой комплекса должна быть кассета с перфолентой, на которой хранится необходимая информация. В качестве основы для перфоленты была выбрана 28-мм нецеллулоидная кинопленка из серийных патескопов.
К середине 1939-го года сборочные работы были завершены и начато набивание перфолент.
Принципиальная схема комплекса была следующей:
Основой конструкции была комбинация исполнительных механизмов 5-сигнальных телетайпов, устройств считывания перфоленты и круговых шкафов, оснащенных шаговыми двигателями:
Цикл работы выглядел следующим образом:
1. Подключение переносного телетайпа к телефонной сети. Вызов через ручной коммутатор или же через АТС номера ЭДИК.
2. Нажатие на телетайпе клавиши "Возврат каретки" для вызова системы.
3. По этому сигналу запускается первый перфосчитыватель и распечатывает следующую информацию:
"1 — ЗАПРОС ИНФОРМАЦИИ
2 — СБРОС ИНФОРМАЦИИ
3 — НОВОСТИ
0 — СБРОС"
4. При нажатии клавиши 2+Возврат каретки, реле комплекса переключается на приемный телетайп, чтобы абонент мог набить информацию. Информация одновременно печатается на лист и перфорируется на ленте.
5. При нажатии клавиши 3+Возврат каретки, реле комплекса переключается на передающий телетайп, отправляющий имеющуюся на перфоленте информацию на телетайп абонента.
6. При нажатии клавиши 0+Возврат каретки, реле комплекса производило кратковременное обесточивание системы, для возобновления цикла.
7. При нажатии клавиши 1+ Возврат каретки, реле комплекса включало перфосчитыватель второй ступени, предлагавший абоненту выбрать тип необходимой информации.
8. После выбора типа информации абонент вбивал клавишей первую букву интересующей фамилии человека, названия города или организации.
9. Нажатие клавиши буквы+Возврат каретки запускало шаговый двигатель, поворачивавший круговой шкаф-индексатор на необходимый угол и запускавшее подвижный перфосчитыватель, установленный на раме шкафа. Круговой шкаф-индексатор был разделен на 26 секторов, по количеству букв латинского алфавита. Телетайп абонента распечатывал список имеющихся персоналий в формате:
"Иванов И. И. 1905 — 112
Иваньков П. С. 1897 — 113…"
Первая цифра в кодах 112 и 113 обозначала номер кругового шкафа-картотеки, на который должно было переключиться реле.
Вторая цифра указывала угол поворота шагового мотора вращения шкафа.
Третья цифра обозначала шаг уровень подъема считывателя, оснащенного шаговым двигателем вертикального хода.
Соответственно, абонент, введя цифровой код, запускал считывание перфоленты с информацией на конкретную персону.
В 1941-м году в руки инженера Айнфальтшписеля попал американский авиационный радиотелетайп:
http://forum.qrz.ru/istoriya-radiosvyazi/38379-1922-teletayp.html
Внимательно изучив его конструкцию, Семен Айнфальтшписель смог разработать возимый автомобильный вариант информационной системы, позволивший улучшить качество приема-передачи информации за счет отказа от привязки к телефонным линиям.
В 1943-м году Семен Айнфальтшписель начал проводить опыты с заменой перфоленты на магнитную ленту, что позволило уменьшить габариты картотек, увеличить количество содержащейся информации, а также сохранять голосовые сообщения и копии фототелеграфа.
КОММЕНТАРИЙ Простака: Очень-очень давно мне пришел в голову очень общий сюжет дизель-панковской книги. К сожалению, до сих пор сюжет так и остался очень общим. Но недавно, пережевывая возможные варианты развития, мне пришла в голову такая вот конструкция электро-механического информатория. За литературную часть просьба не пинать слишком сильно.