Трудно сказать, была ли в самом начале 1930-тых альтернатива принятию на вооружение танка БТ. Все же необъятные просторы страны вместе с пока еще малым ресурсом гусеницы (плюс отсутствие в обозримом будущем в производстве полноприводной колесной техники на 3-4 оси) настойчиво требуют что-то подобное поделке Кристи. А тут еще и «офигенная» подвижность! Что еще нужно для оперативного танка? Ну да, с нынешней позиции легко вспомнить кучу присущих ему недостатков. Но мы остановимся на одном, явном с самого начала.
Это двигатель. И дело даже не в недостаточной надежности и даже просто нехватке. Он слишком прожорлив для оперативного танка (да еще и такого легкого), и «кушает» не самый низкосортный бензин. Из-за прожорливости «вылазит» и повышенная пожароопасность — «куча» баков в бортах. Но как это можно исправить? Когда-то давно в комментариях проскочила информация о венгерском дизельном двигателе Ganz. Мощность его 150 л.с., путем просто замены «чугуниевых» поршней на алюминиевые поднимается до 170-180 л.с. Притом, эта мощность рабочая, а не максимальная. В любом случае удельной мощности для столь легкого танка хватает, да и максималка будет в два раза выше чем у Т-26 (учтем и то, что в колонне быстрее 30-35 км/ч не идут). Ко всему прочему, здесь более простая система (видимо, немного «устаревшая») питания, что для СССР начала 1930-тых даже плюс. Понятно, что чем-то он будет похуже более современных дизелей, скорее всего тяжелее и менее экономичен. Но для нас важнее возможность более быстрого освоения, а этот двигатель будет по любому менее прожорливый РеИ вариантов оснащения БТ (и с тонны нефти тогда солярки выходило намного больше, чем бензина). На этом движке и неплохо бронированный танк НПП под двухместную башню с трехдюймовкой можно сделать в 1937-38 г, да и как резервный для Т-50 он подойдет.
Один большой минус — все это базируется на моем воспоминании о чьем-то комментарии (в тырнете по двигателю ничего не нашел), что для более-менее серьезной АИ «не комильфо» (поэтому и всего одна иллюстрация). Хотя размеры можно примерно прикинуть, взяв за основу В-3, который входит в МТО БТ-2 даже с небольшим запасом. Значит и этот должен влезть. Трансмиссия и система охлаждения менее мощный двигатель потянут — заметных проблем с переходом на этот двигатель не должно быть.
Да, массовым автомобильным производитель этот двигатель не планировал, но и небольшие тепловозы/суденышки СССР тоже нужны. И, кроме «пятитонок», для которых этот двигатель будет по тем временам слишком мощным (да и тяжелым, не меньше тонны), есть еще грузовики в 8-10 тонн. Кроме того, в сети упоминается установка для конкурса/пробега 1934 года двигателя Ganz (явно «младшего брата») на Яг-3. И если это двигатели одного семейства, просто с разным количеством цилиндров, то для нас это очень даже хорошо.
А что Вы думаете по этому поводу?
Кроме того:
«Уважаемые господа, дорогие товарищи и милые дамы», если у Вас есть какая-то информация по довоенным двигателям этой фирмы, поделитесь, пожалуйста!