Небольшая, но интересная статья из жж Андрея Фирсова.
На последнем заседании «Клуба у Егорыча» (в музее Жуковского) с большим докладом выступил ув.demyan по теме стреловидного крыла – подробно о работах в Германии с 1935 по 45 гг., немного в США и Британии и в СССР где-то с 1942 г. по 1948 гг. Ну, там было много чего интересного, но не об этом речь… В конце был задан вопрос, а почему в послевоенной гонке наших истребительных КБ от лидеров отстало КБ А.С. Яковлева? Особенно если учесть, что тогда практически Яковлев был еще замом министра авиапрома?
Поскольку, их бин тормоз, «ответ» созрел где-то черед пару часов.
Наверное тут нужно обратить внимание — по рассказу demyan , что вопреки «общепринятому»(с) мнению, в ту информацию из Германии, что стреловидное крыло эффективно на трансзвуковых скоростях, в ЦАГИ поверили отнюдь не все. Фактически мнения разделились «пополам» – на двух цаговских тяжеловесов – В.В. Струминского взявшего тему стреловидного крыла и С.А. Христиановича, который вместе с Красильщиковым развивал тему тонкого прямого крыла (в авиации классическим его примером является крыло на Локхиде F-104 «Старфайтер»). У каждого была определенная логика – Христианович (к тому моменту, извиняйте, академик) явно рассчитывал, что корифей в области профилей крыла П.П.Красильщиков сумеет создать подходящий скоростной профиль для тонкого прямого крыла, а Струминский опирался на свой опыт работ по определению оптимальной формы крыла и вычисления макс. «альфы», а также на свою теорию, позволяющую проводить расчет стреловидного крыла.
Из двух этих «гоночных команд» Яковлев, похоже, был ближе всего именно к Христиановичу. В частности на это намекает то, что когда Христианович собирался написать письмо Сталину (по какому поводу – Христианович «путается в показаниях»), он обратился за консультацией именно к Яковлеву и получил ЦУ. То есть, отношения были доверительные. Получается, что среди двух «гоночных команд» Яковлев выбрал именно «дрим-тим» Христиановича и … прогадал:
Хотя формально Як-23 с прямым крылом пошел в серию, но это для нашей авиации был явно запасной вариант, а не торенный путь. Интересно, что следующую ставку уже по стреловидным крыльям Яковлев опять же сделал на Красильщикова, развившего тему стреловидного крыла малого удлинения (треугольного, «ромбовидного» и т.п.) – и, опять же, прогадал… Як-1000 даже ни разу не летал:
Это потом, «он пошел в лес и принес елку», но через 10 лет…