Хоть раз многие слышали или читали выражение «У всякого своя дорога к Храму». Мне оно стало известно в начале 90-х прошлого века, когда стало часто появляться в газетах, при описании жизни какого-нибудь бывшего видного партийца, который вдруг стал верующим.
А кто-нибудь, когда-нибудь задумывался, откуда пошло это выражение? Я, конечно, не такой хороший языковед, как товарищ Сталин, но попробовать-то можно.
Для начала, рассмотрим, какие религиозные течения могли оказать влияние на русский язык. Пожалуй, их пять. Православие, католицизм, протестантизм, иудаизм и ислам. Такие интересные направление, как буддизм, индуизм и вудуизм :-), мы исключим, по той причине, что контакты между русскоязычным населением и представителями этих религий были ограничены и немногочисленны.
В исламе понятие храма отсутствует, как класс. Мечеть – это молельное помещение, не более того. Мусульмане в этом вопросе достаточно практичны, так же, как и в некоторых других. Кааба это только место поклонения.
Протестантизм в этом вопросе тоже отличается некоторым аскетизмом, у них есть молельные дома или комнаты, мало отличающиеся от обычных комнат для общественных собраний.
Православные и католики иногда пользуются словом храм, для обозначения молельного помещения в котором есть алтарь и совершается евхаристия, а то сооружение, где алтаря нет, и не совершается евхаристия, называется часовней (кусок этой фразы я взял из Википедии). Но, вот ведь незадача, у этих помещений есть и другие официальные названия, чаще всего это церкви, соборы, кафедральные соборы, базилики. Например, Храм Христа Спасителя по-другому называется собор Рождества Христова.
Остается одно религиозное течение, которое мы не рассмотрели – иудаизм. Стоит напомнить, что Тора, основная книга иудаизма, легла в основу Ветхого Завета христианских течений. И вот, как раз у иудеев Храм имеется. Иерусалимский храм. Многострадальное сооружение, которое разрушали пару-тройку раз, потом восстанавливали, а под конец совсем разрушили.
Тем, кто задаст вопрос, а почему я считаю, что подразумевается конкретный храм? Хотелось бы напомнить, что большинство фразеологизмов имеет в своей основе реальную основу, причем известную в свое время значительному количеству людей, достаточно вспомнить баклуши, бирюльки, турусы.
Итак, мы определили, какой именно Храм подразумевается в этой фразе. А причем тут дорога?
Как-то раз получилось, что у меня был доступ к иудейской религиозной литературе, причем одного из радикальных направлений – хабад любавического. Одной из этих книг был сборник ежедневных молитв, который предваряла вводная статья, описывающая методику подбора молитв.
В этой статье мне запомнилась одна фраза, схожую я потом нашел и в других источниках. Привожу ее по журналу «Лехаим», апрель 2007 нисан 5767 – 4 (180), статья «К истории создания хасидского сидура» Боруха Оберлендера:
«…Его специфику разъяснил рабби Довбер, Межеричский Магид [Руководитель хасидского движения, преемник Баал-Шем-Това (? – 1772)], в своем высказывании: «Сказали учители наши, благословенной памяти: “Тринадцать поклонов клали в Храме напротив тринадцати ворот” (Мишна, Школим, 6:2; см. также Мидойс, 2:3)… Двенадцать были для тех, кто знал, к какому из двенадцати колен Израиля относится; тринадцатые же ворота – для тех, кто не знал, через какие ворота входить ему на двор Царя…»
Кроме того, в молитвеннике было написано, что к тринадцати вратам вели тринадцать дорог, по двенадцати могли приближаться к Храму только представители двенадцати колен Израилевых, каждое по своей дороге. Кроме того, каждое из колен Израилевых должно было благоустраивать свою дорогу.
Учитывая, что по канону каждое колено Израилево владело своим определенным земельным наделом и имело право заниматься определенными работами, можно сделать некоторые выводы…