Традиция говорить о Юго-Восточной Украине как о Диком поле, что до прихода русских было необитаемым и нецивилизованным, утвердилась также и в украинской общественной мысли. Зато не только Одесса основана на месте Гаджибея, Симферополь — на месте Ак-Мечети. Город, который заложен для прославления Екатерины II, также использовал украинское поселение — Новый Кодак. Однако вспоминать об этом "не было принято». А между тем Новый Кодак был основан еще в 1645 году.
Поторопить историю
Сколько лет Днепропетровске Вопрос, который вряд ли будет сложным для большинства днепропетровцев. Немного покопавшись в памяти и вспомнив яркие билборды с последнего юбилея, вам уверенно скажут: «Двести тридцать пять!». А старшее поколение вспомнит 1976-й, когда с большой помпой отмечалось 200-летие города. На первый взгляд кажется, что с арифметикой все в порядке, но если открутить колесо истории на века назад, то окажется, что, например, столетний юбилей отмечался не 1876-го, а 1887-го. Это действительно так, ибо в XIX веке отсчет вели от визита императрицы Екатерины II и монаршего благословения города. Но в ХХ веке город внезапно состарилось. Как известно, в истории России были времена допетровские, петровские и днепропетровские. Однако Леонид Ильич Брежнев, не чужд городу над Днепром, был не вечным, и местные партийные бонзы сомневались, что он доживет до очередного юбилея в 1987 году. А потому, вспомнив, очевидно, историю о Ходже Насреддине, который брался учить грамоте осла, надеясь, что «за это время кто-нибудь точно умрет или я, или ишак, или эмир», решили поторопить историю.К юбилею можно было получить неплохое финансирование из бюджета, и награды традиционно находили своих героев под какие-то торжества. Историки поднапряглись и выдали дату — 1776 год. Дата, откровенно говоря, имеет весьма отдаленное отношение к возникновению города — именно в этом году азовский губернатор Василий Чертков подготовил план строительства Екатеринослава у впадения реки Кильчень в Самару. Даже теперь, когда Днепропетровск является миллионником, эта местность расположена далеко за городом.Поэтому от какого года вести летоисчисление города? Возвращаем 1887-й, ругаем коммунистов за очередную историческую фальсификацию и спим спокойно? Не все так просто. В чем обе даты едины, то это в идеологии. Обе они опираются на мифологему, что не было здесь до Екатерины II нормальной жизни. Дикое поле, и подавно. Пришла же матушка-императрица, топнула ножкой — и стало людям счастье. Тезис этот формировался еще при жизни Екатерины, и связана она не только (а скорее не столько) с ее тщеславием.Екатерина II невыносила запорожцев, и это имело прагматическое основание. Пока запорожцы преимущественно жили войной, их еще терпели. Но свободный труд свободного человека — страшная сила. И кошевой Петр Калнышевский понимал, что только войной не проживешь. Поэтому население Вольностей запорожских при нем выросло вдвое, ремесла, торговля — все бурлит, кипит и богатеет без родительской опеки русского правительства. Следовательно появился не только указ о ликвидации Сечи, но и указание, чтобы имя запорожское было забыто.
Областной центр … казачества
Каким боком все это связано с Днепропетровском? Очень просто: с «времен Очаковского и покоренья Крыма» историки предпочитали не вспоминать о том, что в действительности город вырос на системе казачьих поселений. Гость Днепропетровска может провести эксперимент — остановить где-то, например, на центральной улице человека и спросить: «Как попасть в Кайдаки (или в Диевку или Сухачевку). Вам с удовольствием подскажут. Соль в том, что все это названия казачьих поселений, известных как минимум с середины XVIII века. Поэтому Екатеринослав времен Екатерины II строился, опираясь на старинный город Новый Кодак, первое упоминание о котором датируется 1645 годом. Раскинулось оно на правом берегу Днепра, недалеко от современного Кайдацкого моста, там, где вздымаются к небу кресты Николаевской церкви — старейшей в городе. Кстати, в этом тихом районе Днепропетровска с казацких времен сохранилось даже планировка улиц.Что такое город? Это прежде центр — административный, военный, хозяйственный, культурный и церковный. Новый Кодак был центром Кодацкой паланки (аналогично современному разделению на области, у Вольности Войска Запорожского были свои административно-территориальные единицы — паланки), территория которой превышала 12 тыс. км2. Поэтому немного шутя можно сказать, что «областным центром» Днепропетровск был уже в начале XVIII века. Во главе паланки стоял полковник, которого казаки на Сечи переизбирали ежегодно, а то и чаще, чтобы к месту не прирос и не подвергался различным искушениям.Одна из основных задач полковника — защита людей. Для татар особенно неприятной было наличие крепости. Но часто хуже татар донимали кодачанам представители имперской власти, стремившихся вернуть переселенцев. Однако и для них в казацких полковников находились аргументы. Например, 1703 года вооруженные Кодацкае казаки выехали навстречу такому отряда и «убедили» его не трогать крестьян. В ходе «дискуссии» убили нескольких лошадей. А когда в 1753-м до Нового Кодака прибыл некий Григорий Лесенко, чтобы собрать налоги с переселенцев, то полковник Семен Савелиив разбил о его голову черпак для воды и порекомендовал забыть дорогу в Запорожье. Хорошо, что черпак был деревянный.
Полковник судил, собирал налоги, гонялся по степям за разбойниками, но основным нервом жизни Нового Кодака было не управление, а торговля. Ведь город возник на пересечении важных торговых путей, на перевозе через Днепр. Сюда приезжали купцы из Правобережной и Левобережной Украины, Польши, России, Дону, Крымского ханства. Могли они прибывать суше, могли Днепром (Новый Кодак имел удобную гавань). Купцам надо отдохнуть — и в городе вырастают шинки и постоялые дворы, которых в 1773 было более трех десятков.Крупными торговыми событиями были ярмарки — 15 августа, 26 сентября и в декабре. Ежедневная торговля происходила в магазинах на базарной площади, которых насчитывалось более 40. Остановка базарной торговли угрожала нормальной жизни города, и поэтому 1760 Кодацкий полковник Иван Горбонис писал в Кош, что в Новом Кодаке распространился слух о чуме, которая словно бушует на Сечи. Торговцы испугались, и базар прекратил свою работу, как следствие — жителям Нового Кодаке не хватало хлеба и других продуктов. Полковник просил Кош отправить официальное сообщение, что успокоило бы перепуганных людей.
Упоминания о ремесла иногда случаются в самых неожиданных документах. Например, в следственном деле Григория Сотниченко, который «случайно» встретил в плавнях четырех быков. Проникшись судьбой бедной скота, Сотниченко перегнал ее к своему приятелю в Новый Кодак. После этого пошел к слесарю, которому оставил для ремонта ружье. В этом случае интересует не столько вина казака, как наличие в городе мастеров, которые профессионально чинят огнестрельное оружие. Всего в документах Нового Кодака упоминаются кузнецы, гончары, ветеринары, слесари, ткачи, мясники, кожевники подобное. Например, в одной только мастерской Лазаря Глобы работали 15 портных.
Первые упоминания о церкви в Новом Кодаке достигают середины XVII века, а в середине следующего здесь уже был центр, руководивший всеми церквями в северных паланках Вольностей Войска Запорожского. Возглавлял его священник новокодацькои Николаевской церкви Стефан Андреев. Эта церковь была популярна во всем Запорожье благодаря чудотворной иконе Божией Матери.
«По-пластунски»
Важный момент, который не так просто прояснить, — количество жителей Нового Кодака. Сич постоянно занижала данные, чтобыу правительство не было формальных оснований требовать возвратаселчн помещикам. Однако в середине 1750-х годов в Новом Кодаке был городовой атаман (сейчас, наверное, мы назвали бы его мэром) Ничипор Пластун, склонен к злоупотреблениям. В его обязанности относился сбор налогов с каждого двора. Каково же было удивление сечевых старшин, когда оказалось, что Пластун «забыл» внести в списки около 100 дворов. А всего их в городе насчитывалось 500. Пластун договорился с влиятельными жителями Нового Кодака и не брал с них ни копейки.Интересно, что во внутренних документах, где не было нужды пускать пыль в глаза российскому правительству, фигурирует цифра 500 дворов. Двор в Новом Кодаке в то время — это два-три дома и минимум десять жителей. Согласно получаем цифру 5 тыс. человек. Много это или мало? Для примера возьмем одну цифру. Екатеринослав через 100 лет, в середине XIX века, насчитывал 10 тыс. жителей …Но как связаны Екатеринослав и Новый Кодак? Дело в том, что построить новый город без использования старых казацких поселений не получилось. Удобных для жизни, но еще не заселенных мест в крае было мало. И в 1784 году появляется указ о переносе строительства губернского центра из берегов Кильчени до Нового Кодака. На его базе начинается строительство, здесь живет Екатеринославский мэр, именно здесь встречают Екатерину II. Далее центр города сместился на 7 км, на гору, где действительно никто не хотел жить, потому что неудобно. Пришлось перенести новокодацькую торговлю, запретить пользоваться перевозом, перевести из Нового Кодака уездные учреждения. Тем не менее центр все-таки «съехал» с горы в удобную Половицу, еще одну казацкую слободу, где и остается до сих пор. Многие районы города сохранили казацкие названия. Посмотрим на правый берег современного Днепропетровска — Таромское, Диевка, Сухачевка, Новый Кодак, Мандрыкивка, Лоц-Каменка. Если принять концепцию возникновения Екатеринослава с нуля, то придется утверждать, что российское правительство уничтожило местное население и завезло сюда совершенно новых людей. Бытование старой топонимики свидетельствует об обратном. Во многих днепропетровцев найдутся предки среди жителей города XVIII века — стоит заглянуть в городскую телефонную книгу, где скрывается огромное количество вкусных казацких фамилий. Так, может, поверим российскому официальному документу 1784: «Екатеринослав, вновь учреждаемый город из местечка, Новым Кодаком называемого…»?