0

После прихода к власти в 1888 году кайзера Вильгельма II, отношения Германии и России начали быстро портиться. Назначенный начальником штаба германской армии генерал Альфред фон Вальдерзее открыто призывал к войне с Россией, которую Германия постоянно рассматривала как актуального противника и угрозу своим балканским интересам. Помимо всего прочего, британо-германские отношения по-прежнему сохранялись достаточно хорошими, чтобы не исключать вероятности германо-британского союза.

Динамитный таран "Огненосец", Российский Императорский Флот

Ответом на возросшую германскую угрозу, стала, в числе прочих мер, программа модернизации русского Балтийского Флота. Ранее ориентированный в основном на оборонительные цели (защиту от британского нападения), ныне флот начал рассматривать и возможность наступательных операций. В числе таковых рассматривалась и возможность нанесения ударов по германским портам при помощи крупных отрядов миноносцев.

Еще в 1885 году, под влиянием вошедших в строй британских "таранных миноносцев" серии "Полифемус", российское адмиралтейство создало проект похожего корабля, предназначенного для нападения на неприятельские порты и поддержки действий обычных миноносцев. Тогда эти планы не были приняты правительством, но с изменением ситуации на них вновь было обращено внимание. Переработанный проект был представлен к рассмотрению в 1888 году, и в 1889 состоялась закладка.

Конструкция

 

 

Динамитный таран "Огненосец", Российский Императорский Флот

Семидесятипятиметровой длины, корабль имел отчетливо сигарообразную форму: при этом, более 80% его конструкции постоянно находилось под водой. Над выпуклой броневой палубой была надстроена небольшая надводная часть с полубаком и полуютом для улучшения мореходности.

Вдоль выпуклых бортов корабля размещались угольные ямы, отделенные продольными водонепроницаемыми переборками от котельного отделения. Два машинных и два котельных отделения располагались парами одно за другим. Паровые машины тройного расширения изготовила специально для этого проекта фирма "Крамп и сыновья" в США, их общая мощность составляла порядка 8900 индикаторных лошадиных сил. Максимальная скорость на испытаниях оказалась даже несколько выше рассчетной — 20,8 узла при 20,3 проектных.

В центре корпуса корабля возвышалась башнеподобная боевая рубка, имевшая два яруса и предназначенная для управления кораблем. От рубки к корме проходил небольшой подвесной мостик, опиравшийся в конце на массивную колонну прожекторного поста. Выраженных мачт корабль не имел, но между трубами и прожекторным постом возвышался небольшой флагшток, также используемый как сигнальная мачта.

Сверху, корпус корабля прикрывала выпуклая карпаксная палуба, изготовленная из сталеникелевой брони. Толщина палубы достигала предела над машинными отделениями, где она составляла 102 миллиметра, и плавно уменьшалась до 80 миллиметров к оконечностям. На броневую палубу в носовой части опирался 5-метровый таранный форштевень из кованого железа. Исключая броневую палубу, броней была защищена только двухярусная боевая рубка, толщина плит которой достигала 203 миллиметров.

Вооружение корабля было его главной особенностью. Построенный под существенным американским влиянием, "Огненосец" был вооружен двумя 381-миллиметровыми пневматическими динамитными пушками Залинского, установленными в его носовой части. Получая сжатый воздух из питаемых компрессором баллонов за таранным отсеком, орудия стреляли 250-килограммовыми оперенными минами, снаряженными смесью нитроглицерина, на расстояние до 1800 метров (или 50-килограммовыми минами — до 4000 метров).  

Обе динамитные пушки были закреплены в вертикальной плоскости под углом в 35 градусов к палубе. Дальность стрельбы регулировалась контролем подачи сжатого воздуха в механизмы орудия. В горизонтальной плоскости, оба орудия могли ограниченно поворачиваться в пределах угла в 15 градусов, что позволяло осуществлять более точное наведение. Палубная амбразура орудий была закрыта броневым щитом толщиной в 202 миллиметра.

Основным вооружением корабля в изначальном проекте должны были стать пять 381-миллиметровых подводных аппаратов для торпед Уайтхеда. Но еще до завершения строительства, проект был пересмотрен в пользу установки на нем двух пусковых устройств для управляемых торпед Луиса Бреннана, лицензия на производство которых была приобретена Российской Империей за весьма значительную сумму.

Для запуска этих торпед, в центре корпуса корабля, по обе стороны от боевой рубки, были смонтированы два спонсона, защищенных тонкой броней. В каждом спонсоне стояла, приводимая в действие от центральной системы пароснабжения, машина привода торпед, выбиравшая приводящие их в движение троссы. Сами торпеды спускались на воду при помощи гидравлических выдвижных желобов и соединялись с приводной машиной проволоками, проходящими через широкие амбразуры спонсона.

Контроль движения торпед осуществлялся с наблюдательного поста на крыше боевой рубки. Пост размещался на телескопических выдвижных опорах, приводящихся в действие при помощи  гидравлических приспособлений, и мог подниматься на высоту до 12 метров над уровнем моря. Расположившийся на посту оператор мог управлять движением торпед с помощью электрической командной системы, связанной с приводными машинами. Проведенные испытания демонстрировали возможность поражения неподвижной цели управляемой торпедой с дистанции 800-1100 метров.

"Стандартное" вооружение "Огненосца" состояло из двух 75-миллиметровых пушек на тумбовых установках в носовой и кормовой части корпуса, и четырех 47-миллиметровых орудий в щитовых установках по бортам. Помимо этого, на корабле были установлены несколько пулеметов.

Постройка

Корабль был заложен в 1889 году на Адмиралтейской Верфи в Санкт-Петербурге. Постройка его шла довольно медленно, из-за большого количества иностранных контрагентов и сложности конструкции. Только в 1893 году корабль был спущен на воду, а в 1894, наконец, вступил в строй.

Испытания показали, что корабль быстроходен, устойчив, хорошо удерживает курс. Динамитные орудия действовали без малейших нареканий. Но в то же время, выявилась общая для всех таранов проблема: длинный сигарообразный корабль, практически полностью погруженный в воду, плохо слушался руля и обладал неважной маневренностью. Торпеды Бреннана, на которые возлагались особенные ожидания, оказались малопригодны для применения с движущегося корабля: даже при прямолинейном движении "Огненосца", постоянное относительное смещение корабля и торпеды приводило к тому, что натяжение на приводных троссах менялось и торпеда двигалась рывками. 

Большим недостатком также была малая мореходность корабля. Хотя изначально предполагалось, что он будет играть партию аналогичную британским "Полифемусам" — т.е. помимо нападения на гавани, еще и возглавлять торпедные атаки больших миноносцев и торпедно-канонерских лодок на флот противника — оказалось, что "Огненосец" для этой роли малопригоден. Торпеды Бреннана вообще не способны были действовать при волнении, пневматические пушки имели слишком ограниченные углы обстрела.

Хотя изначально предполагалось, что "Огненосец" станет прототипом для целой серии последующих "динамитных таранов", еще в процессе постройки от этих планов было решено отказаться и он так и остался единичным, во многом экспериментальным кораблем. Аналогичный "Громоносец", заложенный для Черноморского Флота в 1891, был вскоре прекращен постройкой, а в 1892 году перезаложен по совершенно иному проекту уже как "динамитно-торпедный крейсер".

 

 

Подписаться
Уведомить о
guest

31 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account