Деревянный костотрясъ
Ровно 200 лет назад, 6 апреля 1818 года немецкий барон Карл Фридрих Кристиан Людвиг Драйз фон Зауербон запатентовал изобретенную им "машину для ходьбы", представлявшую собой простой двухколесный деревянный самокат с сиденьем и подлокотниками. Изобретение Драйза получило широкое распространение в первой половине XIX века, пока его не вытеснили велосипеды с педальным приводом.
В основном, его использовали для развлечения, однако, иногда "драйзинами" пользовались курьеры и почтальоны. В России эти самокаты прозвали "костотрясами" за отсутствие какой-либо амортизации, кроме набитой шерстью кожаной подушки под седалищем ездока. Странно, что до подпружиненного сиденья никто из изготовителей "костотрясов" так и не додумался, хотя на поздних образцах появились тормоза и устройства для регулировки высоты сиденья.
В этой истории вызывают удивление еще две вещи. Во-первых, то, что столь примитивная конструкция, которая вполне могла появиться еще в античности, родилась только в позапрошлом веке. То есть, позднее, чем неизмеримо более сложные паровозы, пароходы и различные "самобеглые коляски". А во-вторых – произошедшее с тех пор фантастическое ускорение технического прогресса. Ведь всего через полтора века после того, как по дорогам Европы покатились первые "драйзины", космический корабль доставил людей на Луну.
Барон Драйз на своей машине для ходьбы и весьма лапидарный памятник его изобретению, установленный в Германии на одной из дорожных развязок. Далее – фотоподборка сохранившихся до наших дней "драйзин". На верхнем снимке — машина самого Драйза, далее – самый старый коммерческий образец 1820 года.