0

Продолжаю выкладывать на сайт интересные статьи из жж одного из ведущих российских историков авиации уважаемого Вячеслава Кондратьева.

225 лет назад, 2 марта 1791 года французский механик Клод Шапп провел первое успешное испытание своего изобретения — оптического телеграфа.  Механизм Шаппа, который он назвал семафором, представлял собой три прямоугольные деревянные или металлические пластины, шарнирно скрепленные концами и укрепленные на вертикальном шесте. С помощью веревок эти пластины могли вращаться, принимая десятки различных положений, каждое из которых обозначало какую-либо букву, цифру или иной условный знак.

Революционные власти Франции высоко оценили это изобретение, позволившее многократно ускорить передачу сообщений. Уже в 1794 году заработала первая телеграфная линия между Парижем и Лиллем протяженностью 225 километров. На этой дистанции были построены 22 башни с семафорами, стоявшие примерно в 10 километрах друг от друга. На таком расстоянии в более-менее ясную погоду наблюдатель мог хорошо различать в подзорную трубу знаки, транслируемые соседней станцией, и передавать их далее по цепочке.

Таким образом на передачу одного знака от начальной до конечной станции уходило не более двух минут, а за несколько десятков минут передавался короткий текст. Конному курьеру, даже при наличии сменных лошадей, требовалось, как минимум, двое суток, чтобы преодолеть этот путь. Неудивительно, что очень скоро вся Франция, а затем и вся Европа покрылась сетью линий оптического телеграфа, несмотря на серьезные недостатки этого средства передачи информации, главный из которых — неспособность работать ночью и в плохую погоду. 

За первые десятилетия XIX века в Европе были построены сотни телеграфных башен, хотя, нередко в этом качестве использовались замковые донжоны, колокольни или иные высокие здания. Семафоры Шаппа и их аналоги на время стали повсеместными атрибутами европейских пейзажей. Однако эпоха семафорной связи оказалась недолгой. С начала 1840-х годов оптический телеграф стал быстро вытесняться электрическим, а еще через 20 лет последние линии телеграфных башен были выведены из экслуатации. Но довольно много этих любопытных сооружений сохранилось до наших дней, а часть из них до сих пор находится в работоспособном состоянии. 

Деревянные руки Шаппа

Слева: Клод Шапп демонстрирует французам свое изобретение. Справа: одна из разновидностей оптичческого телеграфа в морском порту. 

Деревянные руки Шаппа

Семафорная башня в разрезе, действующая сувенирная модель оптического телеграфа и упрощенная мобильная модификация семафора для передачи простейших сигналов. 

Деревянные руки Шаппа

Слева: пульт управления оптическим телеграфом. Справа: телеграфисты за работой. 

Деревянные руки Шаппа

Телеграфная надстройка на башне Гедемина в Вильно и башенка центральной российской станции оптического телеграфа на Зимнем дворце. После ликвидации станции на ней вместо семафора установили скульптурное изображение государственного герба.
Далее — телеграфные башни, сохранившиеся до нашего времени в различных европейских странах. 

Деревянные руки Шаппа

Деревянные руки Шаппа

источник: http://vikond65.livejournal.com/447538.html

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account