18
«Деревянно-стальной» крейсер «Самшит»

«Деревянно-стальной» крейсер «Самшит»

Работал над одним «случайным» линкором, когда коллега Бякин подсказал один проект «Рюрика-2», который можно считать приквелом к данному линкору.

***

После окончания войны на Востоке, перед руководством русских военных сил, стал вопрос об изучении опыта прошедшей войны. Война опровергла многие существующие предположения. Например, в ходе войны выяснилось, что прежнее представление об эффективности артиллерии в 76-мм на суше и 203-мм на море ошибочно (хотя моряки и у моряков имелись претензии к 76-мм противоминным орудиям). И раз орудия не совсем эффективны, значит требуется заменить их на что-то более существенное.

К сожалению, изучение опыта войны и программа «восполнения потерь» работали хотя и вместе, но все же по отдельности. Иначе говоря, «обобщение опыта войны» и «нужные рекомендации» не всегда поспевали за необходимостью срочно пополнять флот (в этом смысле у армии проблем было меньше).

Поэтому, крейсер «Ясень» больше отражал опыт и представления до войны на Востоке, чем имеющиеся послевоенные требования. Да, по сравнению с проектом «Дубовый» прогресс был на лицо: возросла скорость, было увеличено число (с 11 до 20 орудий) противоминной артиллерии (правда уменьшился ее калибр – со 152-мм до 120-мм). Существенной прибавкой стало наличие 4-х башен и 8 203-мм орудий. В общем крейсер «Ясень» куда лучше подходил для войны на Востоке… которая уже прошла.

В результате, необходимые изменения вторгались в крейсер, находящийся на стапелях.

В первую очередь был убран таран – современные дистанции боя просто не позволяли сблизиться на такие малые расстояния.

Затем было принято решено перенести 203-мм орудия из башен в казематы – повысив таким образом скорострельность стрельбы.

Но не успели работы начаться, когда было решено заменить 203-мм на 254-мм орудия. Например, поставить две башни ГК по бортам – в таком случае, крейсер получал 8 254-мм орудий (6 в бортовом залпе). Вариант не был реализован, так как предпочтение было отдано более перспективному проекту.

Главный инженер Б. Якин предложил иной проект – отказаться от бортовых башен, сдвинуть мачту к центру, и разместить башню (с 254-мм орудиями) на корме. В результате крейсер пусть и получал только 6 орудий – но все могли стрелять на борт, что давало экономию по сравнению с проектом с 4-я башнями.

«Деревянно-стальной» крейсер «Самшит»

Работа закипела и крейсер строился по утвержденному проекту – да в проект вносились мелкие доработки, но это были не более чем мелкие штрихи. Зато вокруг крейсера началась буря…причиной которой стала артиллерия.

Раз, строился крейсер, то он должен был получить по традиции «деревянное» наименование, что и отражалось в закладке — «Ясень». Вот только 6 254-мм орудий, делали крейсер равным по огневой мощи броненосцу (имеющему 4 305-мм орудий). А раз так, то корабль и должен быть броненосным, а, следовательно, нести «железное» наименование! А раз корабль будет иметь «броненосное» название, то значит он должен быть броненосным, а следовательно, к строящемуся кораблю надо предъявить иные требования. Но ведь строится не броненосец, а крейсер.

«Деревянно-стальной» крейсер «Самшит»

Разгоревшийся спор из-за традиций (кому-то он мог показаться абсурдным, но флот есть флот и сухопутным его не понять) буквально вызвал бурю в министерстве — как это так, крейсер сильнее броненосца! Не бывать этому! Насчет не бывать, абсурдность била через край – от «избавиться от злосчастной третьей башни», до «крейсер разобрать»!

Разгоревшаяся (из-за пустяка) буря погасла так же внезапно, как и началась: раз получился промежуточный корабль – между крейсером и броненосцем, то пусть он и имеет железно-деревянное название. В результате крейсер «Ясень» получил новое – железно-деревянное – наименование «Самшит» (одно из названий «Железного дерева»).

«Железно-деревянный» крейсер, был построен в единственном экземпляре. Его систершип – получивший наименование «Мореный» («Моренный дуб»), должен был строиться по улучшенному проекту с теми же тремя башнями, но не с 6-ю, а с 9-ю орудиями.

«Деревянно-стальной» крейсер «Самшит»

Однако трехорудийные башни существовали только на бумаге, и вообще, в качестве новой перспективной башни рассматривались четырехорудийные.

«Деревянно-стальной» крейсер «Самшит»

Вот только, выводы из войны на Востоке сделали не только в России, сделали их и в Великобритании – и там так же признали не эффективность средней (203-мм), и эффективность большой (305-мм) артиллерии. Результатом стала закладка и строительство кораблей нового класса – «дредноутов» с 8-10 305-мм орудиями. Следом и другие страны (в первую очередь Германия) стали строить корабли по типу дредноута.

Следствием этой гонки, являлось то, что крейсер «Самшит» уже серьезно уступал в вооружении потенциальным соперникам. Да легкой добычей (как имеющиеся крейсера с 203-мм артиллерией) для дредноутских крейсеров он не был, но рассчитывать на успех не приходилось.

Начавшаяся Великая война неожиданно сделала «Самшит» настоящей грозой на Балтике. Немцы, считая Балтику второстепенным фронтом, держали здесь устаревшие (не линейные) крейсера – которые хотя и имели многочисленную (6-8) артиллерию в 210-мм, но проигрывали в противостоянии с «Самшитом». Отправлять же линейные крейсера в качестве поддержки нелинейных крейсеров, немцы не спешили в силу той же косности мышления – «раз у русских нет линейных кораблей, и у нас общее превосходство, то не зачем отправлять линейный крейсер для поддержки».

Подписаться
Уведомить о
guest

20 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account