Во время сражения за Москву, а точнее в ходе городских боёв в столице. Очень хорошо проявили себя тяжёлые танки КВ-2. Со своей мощной 152 мм пушкой они стали просто незаменимыми в ходе штурма укреплённых узлов, устроенных в домах.
При этом так же не менее важной была мощная броня танка, так как ему не редко приходилось вести бой вплотную к вражеским позициям и их средствам ПТО, и именно броня позволяла ему выживать в подобных боях.
Однако были у танка и серьёзные недостатки. Это, прежде всего, низкая проходимость манёвренность и высокий силуэт танка.
После Московской битвы, было принято решение о создание специальных штурмовых подразделений, в качестве поддержки к которым должны были придаваться танки КВ-2. Так же было принято решение, по возможности улучшить их характеристики и провести всеобъемлющую модернизацию машины.
Стоит напомнить, что КВ-2, создавался в очень сжатые сроки. КБ Котина на разработку танка потратило всего 2 недели и естественно различных неоптимальных технических решений в его конструкции было предостаточно.
Прежде всего они касались высокого центра тяжести, который возник из-за непропорционально большой башни. Устранению этого недостатка и было уделено основное внимания. Башня была полностью перекомпанована, что позволило уменьшить её размер и массу на 3 тонны. Корпус машины решили оставить без изменений.
Всё это, пусть и несущественно, но увеличило характеристики танка, который продолжил выпускаться.
Что бы как-то отличать обновлённую машину от ранее созданных танков, было принято решение дать ей новое имя – танк городского боя, ТГБ-1. Таким образом с 1942 года танки КВ-2 начали выпускаться под названием ТГБ-1.
Характеристики ТГБ-1:
- Боевая масса, т – 50,
Размеры;
- Длина корпуса, мм – 6950,
- Ширина, мм – 3320,
- Высота, мм – 3250,
- Клиренс, мм – 430,
Бронирование;
- Тип брони – гомогенная катаная
- Лоб корпуса (верх), мм – 75,
- Лоб корпуса (низ), мм – 70,
- Борт корпуса (верх), мм – 75,
- Борт корпуса (низ), мм – 70,
- Корма корпуса (верх), мм – 75,
- Корма корпуса (низ), мм – 70,
- Днище, мм – 10,
- Крыша корпуса, мм – 40,
- Лоб башни, мм – 75,
- Маска орудия, мм – 110,
- Борт башни, мм – 75,
- Корма башни, мм – 75,
Вооружение;
- Калибр пушки – 152-мм,
- Марка пушки – танковая гаубица обр. 1938/40 гг. М-10Т,
- Боекомплект пушки 36 снарядов раздельно-гильзового заряжания
- Прицелы – телескопический прицел ТОД-9, перископический ПТ-9, командирская панорама ПТ-К,
- Пулемёты – 4 × 7,62-мм ДТ-29
Силовая установка;
- Тип двигателя – 12‑цилиндровый V‑образный дизель жидкостного охлаждения,
- Мощность двигателя, л. с. – 600,
- Скорость по шоссе, км/ч – 40
- Скорость по пересечённой местности, км/ч – 20
- Запас хода по шоссе, км – 250
- Запас хода по пересечённой местности, км – 150
- Тип подвески – торсионная.
Однако, после этого работы по совершенствованию танка городского боя не прекратились. Главный конструктор пушки, Ф. Ф. Петрова в Мотовилихе, провёл тщательную ревизию и модернизацию своей танковой гаубицы М-10. В итоге появилась абсолютно новая пушка, получившая название М-12.
У этой пушки была улучшена кучность стрельбы, а также существенно уменьшен откат. При этом была увеличена надёжность противооткатных устройств который частенько выходили из строя на КВ-2 и ТГБ-1.
Под новое орудие была разработана абсолютно новая башня. А с ней танк получил новое название – ТГБ-2. С 1944 года танки массово пошли в войска.
Стоит отметить, что именно ради танков серии ТГБ был сохранён выпуск корпусов танков КВ.
В 1944-45 годах, танки ТГБ сыграли важную роль в ходе боёв в Европе. При этом машины использовались не только в городских боях, они так же хорошо себя проявили в ходе прорыва долговременных укреплённых полос обороны.
PS. В заключение необходимо отметить, что этой машины ни когда не существовало в нашем мире. Она была создана в неком мире параллельном где Вторая Мировая Война пошла несколько иначе. Вермахт там сумел ворваться в Москву и в столице велись тяжёлые городские бои, в которых и проявили все свои лучшие качества наши танки КВ-2.