Небольшая интересная статья из жж Юрия Пашолока.
Самоходная артиллерия стала одним из тех направлений, которые активно развивались немцами, и по которому они опережали многих. Это касалось и САУ непосредственной поддержки пехоты. По вполне понятным причинам приоритетом была механизация противотанковых орудий и полевых орудий крупного калибра. В ее числе было и 15 cm sIG 33, тяжелое пехотное орудие, массово применявшееся в первой линии. Правда, первое время немцы чудили. Они не нашли ничего лучше, как взгромоздить систему на шасси легкого танка, даже не сняв колес. И даже не изменив лафет. Так что самоходка была перегружена. Во второй раз они догадались снять колеса, но лафет остался как есть, посему машина всё равно была перегружена.
Работами по данной теме занималась Alkett, в третий раз фирму из Шпандау задействовали в середине 1942 года. К тому моменту уже было ясно, что лёгкие танки изжили себя на поле боя, поэтому работы постепенно смещали в сторону создания САУ на их базе. В числе устаревших машин оказалась и Pz.Kpfw.38(t). Танки неплохие, но с точки зрения боевой эффективности уже безнадежные. Но — более подходящие для создания на их базе самоходных артиллерийских установок. Тем более что на этой базе опыт создания боевой машины уже имелся, и вполне успешный. Речь идет об истребителе танков Pz.Sfl.2 für 7,62 cm Pak 36, который создавался по вполне отработанной концепции. В шасси машины практически не вносилось изменений, благодаря чему переделка в САУ была довольно простой. Вот и в этот раз было решено пойти по тому же пути.
Приступив к новому заданию, конструкторы Alkett во многом повторили концепцию Pz.Sfl.2 für 7,62 cm Pak 36, то есть максимальное использование верхней части базового шасси с минимальным вмешательством в его конструкцию. Тем самым получалось использовать уже готовые танковые шасси, которые ждали своего часа на BMM. Прежде всего речь идет о Pz.Kpfw.38(t) Ausf.H, машину запустили в серию, но как танки они не применялись. Вместе с тем, Geschützwagen 38 für sIG 33/1 (Sf.) всё же пришлось «править» куда сильнее. В отличие от истребителя танков, на штурмовой САУ место стрелка в отделении управления ликвидировали, причём вместе со смотровым прибором и пулемётной установкой. Переделывать пришлось и место механика-водителя. В отличие от Pz.Sfl.2 für 7,62 cm Pak 36, где броня прикрывала расчёт только спереди и отчасти с боков, на новой машине получилась полноценная рубка. Это имело свои достоинства и недостатки. С одной стороны, высота машины выросла до 2,4 м, что делало её хорошей мишенью. С учётом того, что толщина лобовой брони рубки составляла 25 мм, а бортов — 15 мм, она защищала только от ружейно-пулемётного огня. С другой стороны, истребители танков семейства Marder II/Marder III были ничуть не ниже. К тому же полноценная рубка, открытая сверху, появилась не просто так: с внутренней стороны бортов размещался боекомплект и радиостанция, иного способа обеспечить нормальный боезапас не было. В общем, получилось дитя компромисса, который при использовании готовой базы был неизбежен. Самое же главное, что под новую базу переделали орудие. Его лафет переделали так, чтобы он занимал минимум места в боевом отделении.
Получившаяся боевая машина оказалась куда более удачной, чем предшественники на базе Pz.Kpfw.I и Pz.Kpfw.II. Боевая масса составила 11,5 тонны, то есть всего на две неполные тонны больше, чем у Pz.Kpfw.38(t). Вдобавок машина получила более мощный 150-сильный мотор Praga AC, в результате чего удельная мощность даже чуть выросла. Куда больше оказался боекомплект — 15 выстрелов, маловато, но на фоне того, что было раньше очевидный прогресс. Наконец, боевое отделение получилось более просторным и рациональным. Одним словом, запуск серийного производства Geschützwagen 38 für sIG 33/1 (Sf.) был вопросом быстро решенным. Известна эта машина, впрочем, под иным обозначением — Grille. Причем это обозначение использовалось часто.
Alkett, как и в предыдущем случае, был лишь разработчиком машины, а контракт на 200 самоходок оказался на BMM. Первые 25 самоходных установок построили в феврале 1943 года, 40 — в марте, 52 — в апреле, 52 — в мае и 31 — в июне. Позже, в октябре 1943 года, изготовили ещё 10 машин данного типа. Grille получали серийные номера по аналогии с танками. Поскольку для выпуска использовались разные шасси, разброс серийных номеров оказался большим — в промежутке 1950-2637. Достаточно бодрый выпуск машин стал причиной того, что уже с марта стали формировать подразделения, вооруженные данными самоходками. Специально под них организовали тяжёлые гаубичные батареи, формировавшиеся по штату K.St.N. 11206a от 1 мая 1943 года. Согласно штатному расписанию, в батарею входило три взвода по две Grille в каждом. Непосредственно в части новые самоходные установки стали отправлять с апреля 1943 года. Как и предшественниц, направлять Grille стали прежде всего в танковые части. При этом обычно направлялось две батареи. С учетом того, что это 12 машин, а выпуск шел довольно быстро, насытили части Grille довольно быстро.
Дебютом машины стала операция «Цитадель», где впервые применили многие немецкие САУ. Надо сказать, что первоначально эти машины предполагалось использовать как штурмовые, но на практике они использовались для навесного огня. Посему прямые боестолкновения случались не так уж и часто, а это означало и не столь высокий уровень потерь. Больше всех потеряла 4-я танковая дивизия — шесть машин, 1-я и 5-я танковые дивизии за лето потеряли по одной машине, «Великая Германия» недосчиталась двух Grille. Столь невысокие потери позволяли оперативно использовать имевшийся резерв для пополнения потерь. Как ни странно, в Италии уровень потерь оказался сравним с Восточным фронтом. Например, в ходе сражения за Салерно 16-я танковая дивизия потеряла три Grille, а 26-я танковая дивизия — одну. Ещё раньше, в июле-августе 1943 года, две Grille потеряла 29-я панцергренадерская дивизия, которая сражалась за Сицилию; теряла она машины этого типа и в боях за Салерно. Отчасти потери были связаны с тем, что в Италии приходилось сражаться в гористой местности.
В критических ситуациях Grille могли применять и как истребители танков, для чего имелся надкалиберный кумулятивный боеприпас. Но использовали его нечасто, ибо слишком громоздкий и неудобный. Применение как средство навесного огня было типовым для Grille, что обеспечило ее живучесть. По состоянию на 15 марта 1945 года из 389 выпущенных Grille обоих типов в наличии имелось 137 машин, то есть треть от выпуска. Впрочем, столь большие объемы не стали гарантией выживаемости машины в дальнейшем. До наших дней дожила всего одна такая самоходка, да и то потому, что в 1945 году утонула в реке. Ее потихоньку реставрируют.
Статья по Grille:
https://warspot.ru/14107-nasekomoe-s-krupnym-kalibrom
источник: https://yuripasholok.livejournal.com/12856893.html