Черная пуля. Экспериментальный истребитель Northrop XP-56. США
Содержание:
Предисловие редакции: Испытывая потребность в истребителях с исключительными летными характеристиками, командование ВВС армии США обратилось к самолетам нетрадиционных компоновочных схем. Одной из таких машин стал опытный истребитель Northrop XP-56. Как и его конкуренты, XP-56 имел отличные расчетные характеристик, но не смог их подтвердить на практике. Об опытном истребителе Northrop XP-56 рассказывает Ганс Редеман.
Джек Нортроп был пионером в области самолетов аэродинамической схемы «летающее крыло». В 1939 году в Хоторне (Hawthorne), Лос-Анджелес, он основал третью авиастроительную компанию, носившую его имя. Поэтому не должен вызывать удивление тот факт, что молодая компания с соответствующим предложением приняла участие в конкурсе проектов R-40C от 27 ноября 1939 года. Военно-воздушные силы армии США требовали создания современного истребителя, превосходящего предыдущие модели; серийное производство новой машины должно было начаться уже в 1942 году. Помимо компании Northrop в конкурсе приняли участие компании Vultee и Curtiss представили свои проекты, также отличавшиеся выбором нетрадиционных аэродинамических схем (XP-54 и XP-55 соответственно).
В 1939 году компании Northrop инженеры, опираясь на результаты аэродинамических испытаний экспериментального самолёта N-1M, для предварительного проекта N2B выбрали нетрадиционную компоновку. Результатом этих исследований стал проект истребителя аэродинамической схемы «бесхвостка» с толкающими соосными винтами противоположного вращения. Несмотря на необычный внешний вид данный проект был одобрен Командованием материально-технического обеспечения ВВС армии США. Контракт W535-AC-15021, который включал в себя подготовку технических характеристик и возможность создания прототипа, был подписан 22 июня 1940 года. Также в соответствии с контрактом компания Northrop должна была изготовить в разных масштабах несколько моделей для испытаний в аэродинамической трубе с целью исследования устойчивости.
Наконец, 22 августа 1940 года компания Northrop получила официальный заказ на изготовление и испытания прототипа, получившего официальное обозначение XP-56. В ходе последующей детальной проработки, включавшей также изготовление полноразмерного макета, в конструкцию самолета было внесено несколько изменений, большая часть которых явилась результатом испытаний в аэродинамической трубе.
В качестве силовой установки истребителя XP-56, также известного как Black Bullet (черная пуля), был выбран новый двигатель жидкостного охлаждения Pratt & Whitney X-1800-A3G. Однако, поскольку этот двигатель все еще находился на стадии разработки и вскоре после его выбора работы по нему были прекращены, то инженерам компании из Хоторна пришлось переключиться на 18-цилиндровый радиальный двигатель воздушного охлаждения Pratt & Whitney R-2800-29 со взлетной мощностью 2000 л.с. (1470 кВт). Однако это решение означало не только задержку изготовления прототипа XP-56 на более чем пять месяцев, но и на увеличение массы снаряженного самолета почти на 1000 килограммов, поскольку для двигателя R-2800, который был всего на 200 л.с. (147 кВт) мощнее X-1800, требовался фюзеляж большего диаметра. После осмотра макета 15 июля 1941 года представителями ВВС армии США в конструкцию самолета пришлось внести еще несколько изменений, которые касались не только общего оборудования и шасси, но и условий обзора из кабины пилота. Кроме того, офицеры предложили доработать переднюю часть фюзеляжа для лучшего размещения вооружения. Трудности с поставкой двигателя и изготовлением планера из магниевого сплава еще больше задержали общую разработку. Тем не менее, 13 февраля 1942 года Командование материально-технического обеспечения ВВС армии США выдало заказ W535-AC-25060 на изготовление второго прототипа.
Маленький кузнечик в своем первом полете
Первые запуски двигателя первого прототипа XP-56 (41-786) состоялись в марте 1943 года до отправки самолета в летно-испытательный центр Мюрок (ныне авиабаза ВВС США Эдвардс), пустыня Мохав, штат Калифорнии. В испытательном центре Мюрок испытания XP-56 (41-786) начались 6 апреля 1943 года с первых рулежек. 6 сентября 1943 года машина, не меняя направления, совершила полет протяженностью 1,6 километра, во время которого XP-56 (41-786) достиг высоты 1,2 метра. Пилот Джон Майерс (John Myers) заметил недостаточную курсовую устойчивость, из-за чего пришлось увеличить верхнее вертикальное оперение на 0,37 м². 8 октября испытания прототипа были продолжены. Во время одной из скоростных пробежек лопнула шина левой стойки шасси. Самолет сразу же накренился влево, перевернулся и почти полностью разрушился. Джон Майерс чудом отделался легкими травмами.
После гибели прототипа конструкторы компании Northrop не только пересмотрели геометрию шасси второго прототипа, но и сместили центр тяжести самолета вперед. Кроме того, они также оснастили законцовки крыла воздуховодами, которые служили для разгрузки рулей высоты/элеронов и воздушных тормозов. В начале 1944 года, после завершения всех работ, второй прототип ХР-56 (42-38353) мог начать свои испытания с первых запусков двигателя. Затем последовали испытания на высокоскоростные пробежки, во время которых шасси, оснащенное специальными шинами, показало себя устойчивым. Затем самолет был доставлен в летно-испытательный центр Мюрок и был подготовлен к своему первому полету. Однако из-за проливных дождей первый полет ХР-56 (42-38353) состоялся только 23 марта 1944 года. Впоследствии летчик-испытатель Гарри Кросби (Harry Crosby) жаловался на высокую взлетную скорость 256 км/ч.
31 марта «черная пуля» вновь поднялась в воздух. Следующие два испытательных полета были проведены исключительно для проверки летных характеристик. После пятого вылета группа по проведению испытаний подготовила первый отчет для ВВС армии США, в котором было указано на все еще недостаточные характеристики устойчивости самолета и на его недостаточно высокую скорость вследствие избыточной массы. Поэтому в конце мая 1944 года НАКА было поручено провести более детальное исследование поведения XP-56 в аэродинамической трубе на авиабазе Моффет-Филд. Одновременно были проведены еще пять испытательных полетов. Их результаты были неудовлетворительными и привели к прекращению испытаний прототипа. После того как полеты прототипа были запрещены более чем на год Командование материально-технического обеспечения ВВС армии США потеряло интерес к продолжению программы XP-56. Учитывая прогресс, достигнутый самолетами с реактивными двигателями, продолжать совершенствование XP-56 не было никакого смысла.
В заключение следует сказать, что несмотря на то, что программа создания истребителя XP-56 закончилась провалом, полученный в ходе нее опыт был использован Джеком Нортропом при создании своих бомбардировщиков схемы «летающее крыло» YB-35 и YB-49. Что касается второго прототипа ХР-56 (42-38353), то машина сохранилась до наших дней и сейчас находится в собственности Национального музея авиации и космонавтики и находится на хранении в Силвер-Хилл, штат Мэриленд.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: Northrop XP-56
Назначение: истребитель
Статус: прототип
Экипаж: 1 человек
Силовая установка: один 18-цимлиндровый радиальный двигатель воздушного охлаждения R-2800-29, развивавший на взлете при 2700 об/мин мощность 2000 л.с. (1470 кВт)
Размеры:
размах крыла 12,98 м
длина 8,38 м
высота 2,97 м
площадь крыла 28,47 м²
Масса:
пустого 4475 кг
максимальная взлетная 5514 кг
Летные характеристики (расчетные):
максимальная скорость на высоте 6000 метров 744 км/ч
скороподъемность 15,8 м/с
практический потолок 10000 м
продолжительность полет 90 мин
Вооружение: четыре 12,7-мм пулемета Colt-Browning M2 с боезапасом по 400 патронов на ствол, две 20-мм пушки с боезапасом по 100 снарядов на ствол,
источник: Hans Redemann «Schwarzes Geschoss. Northrop XP-56 » «Klassiker der Luftfahrt» 2005-05, Setien 32-35
перевод впервые опубликован — https://vk.com/@710541705-chernaya-pulya-eksperimentalnyi-istrebitel-northrop-xp-56-ss