Не смотря на то что французский танк Char B1 выпускался в 30-е годы (его производство началось в марте 1934 года), это продукт инженерных идей и взглядов на использование танков предыдущего десятилетия (разработка танка началась в 1921 году). А по своей философии машина соответствует танкам Первой Мировой, и к началу Второй Мировой Войны он безнадёжно устарел.
С 1937 года в войска пошла модернизированная версия машины — Char B1 bis. Танк был существенно улучшен. У него появилась новая башня APX 4 с 57 мм лобового бронирования и новым длинноствольным 47 мм орудием SA35. Бронирование корпуса увеличилось до 60 мм, установили более мощный двигатель (на 307 л. с.) и дополнительный запас топлива. Мощное 60 мм бронирование не пробивал ни один немецкий танк. А длинноствольное 47 мм орудие пробивало все немецкие танки того времени, правда с дистанции в 500 метров.
Однако танк требовал хорошее техническое обслуживание и много танков вышло из строя по дороге на фронт. Одним словом, это всё равно была устаревшая машина и ни чего с этим поделать было нельзя.
Работы над новым вариантом B1 были начаты в 1936 году. Главное отличие Char B1 tetre от всех других вариантов этой машины заключается в новой конфигурации вооружения. На машине была убрана 75 мм гаубицв SA 32 из лобовой части корпуса. Это решение серьёзно улучшило прочность машина в самой уязвимой, передней части.
Вместо неё главным оружием стала новая 75-мм танковая пушка ARL 37, которая была установлена в новой трехместной башне. При этом погон башни оставили старым. Это привело к ограничению по размерам башни и как следствие требовалось уменьшить отдачу. Для этих целей был использован гидропневматической компенсацией отдачи от старинного тяжелого танка FCM 2C.
Новая пушка ARL 37 имела массу 750 кг и длину ствола 3281 мм что соответствовало 43 калибрам. Максимальная начальная скорость снаряда составляла 740 м/с. Пушка была оснащена электрическим ударным механизмом, а перезарядка осуществлялась в полуавтоматическом режиме. С этого орудия можно было стрелять, как фугасными, так и бронебойными снарядами, правда последние так же пришлось разработать, потому что в 1937/38 году таких снарядов не было. Однако с ранними экспериментальными снарядами с бронебойным колпачком (APCBC) ARL 37 была способна пробить вертикальную стальную плиту толщиной 133 мм на дистанции 100 м, плиту 107 мм на дистанции 1000 м, а плита толщиной 85 мм пробивалась с дистанции 2000 м. Это делало машину фактически истребителем танков, так как ни один немецкий танк начального этапа войны не мог похвастаться бронёй способной противостоять такому орудию.
Кроме этого в машине наконец то появился 5-й член экипажа – механик.
Для снижения стоимости танка отказались от сложно и капризной трансмиссии Neader. С танка Char B1 ter на машину перекочевал двигатель мощностью 350 л. с. С этой силовой установкой 36-и тонная машина могла разгоняться до 28 км / ч по шоссе и до 21 км / час по пересечённой местности.
Как уже упоминалось выше, гаубицу из лобового листа корпуса убрали. Однако её место занял 7,5-мм пулемет Reibel. Огонь из него мог вести радист, ставший стрелком-радистом. Еще один 7,5-мм пулемет был спарен с пушкой в башне. Башня на танке имела шестигранную форму, лобовую броню толщиной 70 мм и производилась путём литья.
Разработка Char B1 tetre шла медленно из-за нехватки ресурсов и множества проблем с новой 75-мм пушкой. В итоге ко времени вторжения Германии в войсках было всего несколько этих машин и ни одного бронебойного снаряда к их пушкам. Однако даже с фугасными снарядами и снарядами с бронебойными колпачками, эти французские танки представляли большую угрозу для тонкобронных немецких танков и сумели уничтожить достаточно много вражеских машин. Однако на ход войны — это повлиять не смогло.
После поражения Франции большинство Char B1 tetre было захвачено немцами и использовалось в Вермахте.
Технические характеристики:
- Экипаж: 5 человек (водитель, радист / пулеметчик, командир, наводчик, заряжающий),
- Вес: 36 тонн,
Размеры;
- Длина: 6,98 м ( с пушкой вперед),
- Длина корпуса 6,37 м,
- Ширина: 2,46 м,
- Высота: 2,84 м,
- Дорожный просвет: 40 см,
- Глубина преодолеваемого рва: 2,4 м,
- Подвеска: тележки со смесью вертикальных винтовых и листовых рессор,
- Рулевое управление: двойной дифференциал,
- Емкость топливного бака: 400 литров,
- Броня: От 14 до 70 мм,
- Двигатель: 1 рядный 6-цилиндровый бензиновый двигатель Renault объемом 16,5 л мощностью 350 л.с. (260 кВт)
Динамические характеристики;
- Максимальная скорость по шоссе: 28 км / ч
- Максимальная скорость по пересечённой местности: 21 км / ч
- Запас хода: 200 км,
Вооружение:
- Пушка: 1x 75 мм ARL 37
- Боекомплект 94 снарядами
- Пулемёты: 2x 7,5-мм пулемета Reibel с общим боезапасом 5250 патронов
PS. Если кто то не догадался такой модели ни когда не существовало. Это плод творчества нашего западного коллеги Dizzyfugu, а модель была сделана с использованием модели Char B1 и нашего Т-34.
Источник — https://www.flickr.com/photos/dizzyfugu/51170302279/in/photostream/