Быстрые британские танки. Часть 9. Medium Mark D Mock Up. Макет сверхбыстроходного танка нового поколения
В избранноеВ избранномRemoved 0
История создания проекта нового среднего танка от Филипа Джонсона, который должен был стать танком 1919 года — Medium Mark D.
Весной 1918 года на передовой стали появляться танки «быстроходные» или «средние» танки «Уиппет», конструкции Уильяма Триттона и производства фирмы Фостерс из Линкольна. Машины, несмотря на сложность конструкции и относительно небольшую серию в 200 танков, показали себя неплохо. Их возможности настолько отличались от уже привычных «баков», что можно было говорить чуть ли не о возникновении нового типа оружия — уиппетов. А что есть «танки», почему не быть «уиппетам»? Но все таки разобрались, что и это то же танки, только средние. Пока создатели первого реального танка Триттон и Вилсон «соревновались» в создании нового быстроходного танка в формате среднего ромба, что вылилось в создание Medium Mark B и Medium Mark С Hornet. Пока ветераны танкостроения рисовали свои танки, из Франции появился конкурент — Филипп Джонсон (Philip Henry Johnson), тогда ещё майор, который с декабря 1917 руководил экспериментальной работой в No. 3 Advanced Workshops во Франции. Майор Джонсон не понаслышке знал танковые проблемы, так как до этого служил начальником ремонтных мастерских батальона D Танкового корпуса.
Medium Mark A “Whippet” после модернизации Джонсона
Во время службы в Центральных мастерских танкового корпуса во Франции (Tank Corps Central Workshops, France) майор Джонсон хорошо знал проблемы боевых машин и их использования и самостоятельно провел «тюнинг» серийного Уиппета, установив подвеску и использовав 300-сильный авиационный двигатель. После модернизации «Уиппет» разгонялся, то ли до 20, то ли 35 миль в час. Разгоняться то танк разгонялся, но ехать в таких режимах долго, да и при этом еще и маневрировать не мог. Подвеска и конструкция гусеничных траков, заимствованная еще со времен создания Mark I существенно ограничивала возможности по модернизации. Ничего лучшего, чем придумать собственную гусеницу и подвеску, Джонсон не сделал и предложил военным построить танка с гусеницей патентованной собственной конструкции, которая получила никнейм — Змеиная — Snaketrack.
Snaketrack Джонсона меняла идею гусеничного хода, которая началась еще с тракторов Хорнсби и Холта. В отличие от классических гусениц, в которых траки соединяются друг с другом пальцами и неподвижны в продольном направлении относительно друг друга, в гусенице Джонсона все траки были одеты на один трос и друг с другом напрямую не связаны. Траки змеиной гусеницы собирались из металлической пластины, крепившейся к тросу, и деревянных башмаков. Гусеницы Джонсона были гибкими не только в продольном, но и в поперечном направлении. Деревянные башмаки-траки гусениц поворачивались вокруг троса, что позволяло им не просто проминать грунт под себя, а приспосабливаться к нему. Вторым нововведением предложенным Джонсоном была подвеска с использованием в качестве упругого элемента так же металлического троса. Сдвоенные опорные катки формировали треугольник вместе с маленьким колесом, на которое давил металлический трос, протянутый по кругу и натянутый между небольшими промежуточными катками. В такой схеме сблокированные колёса имели возможность поворачиваться вокруг горизонтальной оси, но при этом поджимались упругим тросом. В итоге при комбинации гусеницы и подвески гусеничный движитель полностью повторял профиль грунта по которому ехал танк, что снижало сопротивление движению и увеличивало проходимость по слабым грунтам. Если добавить то, что гусеница была просто легче, то такая конструкция позволяла достичь больших скоростей. Используя идеи Джонсона удалось разогнать до 20 миль в час даже казалось бы совершенно неприспособленный для этого танк Mark V. Самое удивительное, что и новая гусеница, и тросовая подвеска работали.
После успешных испытаний Mark V c движителем Джонсона, инженера поддержал начальник штаба Танкового Корпуса полковник Джон Фуллер (John Frederick Charles Fuller) в будущем один из создателей теории ведения войны «малыми профессиональными армиями», оснащенными новейшей техникой. Фуллер был автором «Плана 1919» (Plan 1919), по которому скоростные танки вводились в прорыв и заканчивали войну. Скоростные танки хорошо ложились в идею об использовании танков, и он поддержал фактически своего подчиненного, начав в рамках танкового корпуса создание ещё одного среднего танка, еще более быстрого, чем танки Триттона, не говоря уже о танке Вилсона. Medium Mark B и Medium Mark С Hornet, созданные в последние дни войны не вызвали особого восторга у военных, и те сами решили сделать для себя быстрый танк, на основе идей Джонсона, чьи танки были, точнее должны были быть по крайней мере в три раза быстрее любого конкурента. Полноразмерный деревянный макет High Speed Destroyer Tank — высокоскоростного танка-эсминца — Medium Mark D был изготовлен силами арсенала в Вулвиче в конце, возможно в ноябре 1918 года.
Medium Mark D Mock Up/Средний танк Марк Д макет
Страна: Британия
Производитель: The Royal Arsenal, Woolwich
Год выпуска: 1918-1919
Кол-во выпущенных: 1 (Макет)
Боевая масса: 14 500 кг (проект)
Экипаж: 3 чел
Размеры: 9144х2210х2807 мм
Бронирование: 8-10 мм
Вооружение: 3 × 7,7-мм Hotchkiss M1909/одна пушка
Двигатель: Rolls-Royce Eagle V-12 мощностью 360 л.с. (270 кВт)
Скорость по шоссе: 37 км/час
Полноразмерный деревянный макет Medium D
Для выполнения работ майор Джонсон, практически сразу получивший звание подполковника был отозван на экспериментальную станцию в Доллис-Хилл на севере Лондона, где перед ним было поставлено задание создать танк массой не более 20 тонн с запасом хода 200 миль на скорости до 20 миль в час и с возможностью использования в качестве амфибии. Деревянный макет танка Джонсона Medium Mark D, который теоретически соответствовал этим требованиям, наверно удивил военных. Хотя принципиально он не сходил с общего направление развития танка Medium Mark А, частично реализованном в моделях Триттона и Вилсона, которые должны были придти на смену «Уиппета», некоторые предложенные задумки были необычными. По теории Фуллера и идеям Джонсона танки должны были с большой скоростью перемещаться по территории противника и основным в таком случае становится механик-водитель, который должен управлять почти 20-ти тонной боевой машиной точно и быстро и значит для него обзор даже важнее, чем для командира. Сам бронекорпус в общем повторял компоновку с боевым отделением -цитаделью впереди, моторным сзади и ведущим задними катками. Место водителя в цитадели было сзади-сверху, там для него была оборудована рубка. В танке Джонсона водитель занимал место командира танка.
Три пулемета размещались в рубке в шаровых установках в лобовой броне и бортах. Можно отметить, что в макете были использованы настоящие пулемёты и шаровые установки, что обычно не практиковалось. Так как механика водителя убрали вверх, освободилось место впереди и возможно планировалась установка еще чего-нибуть более крупнокалиберного в лобовой броне ниже пулемёта. В отличие от собранных из плоских листов металла бронекорпусов «Уиппета», боевая «рубка» танка Джонсона Medium Mark D имела овальные формы в плане для увеличения противопульной стойкости. Крыша боевого отделения имела сильный наклон, дял того, что бы поднять водителя ещё выше и обеспечить ему отличный обзор. Гусеничный обвод имел ровную верхнюю ветвь, и ещё не имел поднятого ведущего колеса, что обеспечило характерный вид всем танкам последователям типа Д. Для преодоления траншей и воронок танк был сделан длинным, самым длинным из средних — более 9 метров. Так как считалось, что скорость может компенсировать толщину брони, для экономии веса бронелисты планировались толщиной 8-10 мм.
Окончательная приемка макета уже проводилась весной 1919-го, когда Компьенское перемирие было уже подписано и никакой срочности в выпуске танков не наблюдалось. Но военным очень хотелось хотя бы проверить новые решения и они заказали первую партию в 10 танков, которые повторяли решения утвержденные в макете, но не совпадающим с ними.