Быстрые британские танки. Часть 7. Medium Mark С «Hornet». 1918. «Ромб» здорового человека
Автор remomt1969 aka Zbignev Lidskiy
История создания быстроходного в 1918-м году танка в формате типа «ромб» компанией William Foster & Co — Medium Mark C «Hornet»
19 июля 1919 года по центральным улицам Лондона прошёл парад Победы в Великой войне. Танковый корпус вывел на улицы танки, которые не участвовали в боевых действиях — будущее, а не прошлое — машины сконструированные на заводе Фостерс в Линкольне и ставшие «лебединой песней» танков типа «ромб». После создания нового типа танка — средней массы, относительно скоростного танка Medium Mark А «Whippet» Уильям Триттон, глава и генеральный конструктор фирмы William Foster & Co, занялся конструированием танка, который должен был стать крупносерийным танком для величайшего плана разгрома Германии «План 1919». Триттон словно закрыл глаза на свои собственные разработки и снова отказался от низкого гусеничного обвода, оригинальной конструкции шасси и вооружения в башне, создав очередной вариант «ромба», возможно лучшего ромба в истории танкостроения первой трети 20-го века. Зато секта британских поклонников «ромбовидных, неподрессоренных, безбашенных танков со спонсонами» — и от Вилсона, и от Триттона они получили две похожие машины Medium Mark B и Medium Mark C «Hornet». Осталось только выяснит какая из них лучше.
Страна: Великобритания
Производитель: William Foster & Co
Кол-во выпущенных: 36 (48, 50?)
Боевая масса: 20 320 kg
Экипаж: 4 чел
Размеры: 7874х2540х2896 мм
Бронирование: 12-14 мм
Вооружение: 4 × 7,7-мм Hotchkiss M1909 — 5 пулемётных установок
Двигатель: Rikardo 6L, 150 л.с.
Преодолеваемый ров: 305 мм
Максимальная скорость: 12,7 км/час
Скоростной танк «Уиппет» только прошёл первые испытания и ещё даже не начал массово использоваться как два «отца-создателя» танка Mark I бросились в гонку за новыми заказами. После первых испытаний в марте 1917-го года все недостатки Medium Mark А «Whippet» были понятны и машина, которая должна были придти ему на замену должна была быть лучше и по крайней мере лишена проблем первого британского танка. Уолтер Вилсон, больше работавший с фирмой Metropolitan Cammell Carriage and Wagon Company (MCCW) из Бирмингема — серийным производителем тяжёлых танков, неожиданно обнаружив, что с «Уиппетом» он упустил интересную тему, уже летом 1917 года начал проектирование своего среднего танка Medium Mark B. Более тесно, чем Триттон работая с Военным министерством Вилсон мог рассчитывать, что Метрополитан получит заказы и на новый танк. Но и фирма, и сам Триттон были перегружены работой по совершенствованию конструкции и производству тяжёлых танков. В итоге продвижение по среднему танку шло очень медленно и выглядело так, что хотя некоторые недостатки «Уиппета» будут устранены, в общем танк Вилсона не получится реально быстрым, простым и дешевым. Военное ведомство решило подстраховаться и 3 января Адмирал Мур (Admiral Moore) отправил запрос в William Foster and Co на параллельное проектирование ещё одного танка такого типа, получившему обозначение — Medium Mark С.
При создании своего танка Триттон решил совершенно неочевидную проблему — размер танка не имеет существенного значения, имеет значение вооружение, толщина брони, подвижность. Поэтому простой даунскейлинг вполне решений, заложенных в танк Mark VIII на машину среднего размера — массы, может и не привести к ожидаемым результатам. Каждую машину нужно проектировать, как новую. К моменту начала работ Триттон уже знал от военных, или от самого Вилсона, что машина получается тяжелее и медленнее даже Уиппета, примерно при том же вооружении. Ясно было и то, что военных схема «ромба» устраивает и им не хочется видеть совершенно нового решения. Опираясь на понимание — размер имеет значение только если влияет на подвижность Триттон и Ригби спроектировали ещё более крупный и более тяжёлый на две тонны чем Марк Б танк, да что там говорить — Medium Tank Mark С был реально больше чем тяжёлый Марк V. По компоновке «Хонит», как назвали прототип танка, был развернутым задом наперед «Уиппетом», как впрочем и танк Вилсона. Сзади находился бак, прикрытый железом, совмещенное боевое отделение и отделение управления были впереди в массивной «цитадели», которая впрочем не выступала за пределы бронекорпуса, моторное отделение было отделено от боевого.
Итогом деятельности Триттона и его предприятия стал 20-ти тонный танк с самой высокой на момент окончания мировой войны подвижностью, не уступая в этом параметре существенно более лёгким «Уиппетам», с высокой надежностью, маневренностью и надежностью. Оставался толко вопрос по вооружению, установка танковой пушки в «цитадель» планировалась, но так и не была реализована. Вертикальная броня цитадели как лобовая, так и боковая толщиной всего в 14-мм не выглядела надежной даже по меркам своего времени. Тем не менее танк выглядел привлекательно на 1919-й год планировалось выпустить 4000 пулемётных танков этого типа и 200 пушечных. Союзники ожидали, что танки Mark VIII Liberty прорвут линию Гинденбурга и в образовавшиеся щели ворвутся тысячи «Хонитов», сеющих панику и разрушающих тылы германской армии. Первоначальный заказ на 200 машин был увеличен до 600, но Компьенское перемирие остановило великие планы — всего было выпущено 36 готовых танков и еще 14 позднее было дособрано из задела узлов и агрегатов. Звездный час танка наступил 19 июля 1919 года, когда для демонстрации силы Танкового корпуса по центральным улицам Лондона во время парад Победы в Великой войне прошли четыре танка Medium Tank Mark С.
Двадцать четыре Medium Mark C сформировали роты «А» и «В » 2-го батальона танкового корпуса (по 12 танков на роту), которые были перебазированы из Бовингтона в Фарнборо в 1921 году, пока уже через два года их не сменили новые башенные танки фирмы Виккерс, вытеснивших старых «героев» из танковых частей. Последние шесть танков были отправлены в 1930-м на полигон в Фарнборо для использования в качестве тягачей, да там и сгинули. До настоящего времени от этих машин, впрочем как и от конкурентов от Вилсона ничего не сохранилось.
Оригинал публикации: https://zen.yandex.ru/media/id/5d36b0ffd4f07a00af1a9d3d/bystrye-britanskie-tanki-chast-7-medium-mark-s-hornet-1918-romb-zdorovogo-cheloveka-62c688a510af0268f5139bd6