Быстрые британские танки. Часть 6. Medium Mark B. 1918. «Ромб» в среднем классе
В избранноеВ избранномRemoved 0
автор remont1969 aka Zbignev Lidskiy
История создания быстроходного в 1918-м году танка в формате типа «ромб» — Medium Mark B
После создания и выхода на поле боя первого серийного танка Mark I пути конструкторов, определивших облик танка и его конструкцию разошлись. Уильям Триттон (William Ashbee Tritton), исполняя с 1911 года обязанности управляющего директора фирмы William Foster & Co Ltd из Линкольна, продолжал работать на интересы своей фирмы, в том числе при разработке новых систем, хотя именно с создания тяжёлых танков типа Mark фирма Фостерс получила минимальные дивиденды, даже не смогла запатентовать решения, использованные в боевой машине. Его соавтор по тяжелым танкам майор Уолтер Вилсон (Walter Gordon Wilson) занялся совершенствованием «ромбов» в осноном сотрудничая с основным производителем этих танков Metropolitan Cammell Carriage and Wagon Company (MCCW) из Бирмингема. В 1917-м году Триттон разработал и до конца года на Фостерс начали производство нового типа танков — скоростных средних танков — Medium Mark A “Whippet”. Несмотря на не совсем удачную конструкцию, выпущенные партией в 200 боевых машин, танки «Уиппет» получили хорошие отзывы от военных и даже чуть было не появился новый класс боевых машин — «Уиппеты» быстрые и маневренные, в дополнение к «Танкам» — медленным с кузовом типа «ромб». Ни MCCW, ни Вилсон не хотели оставаться в стороне, ведь дело могло придти к тому, что основную массу бронированных гусеничных машин составят именно «Уиппеты», а не «Марки». Ответом Вилсона стал средний танк получивший наименование — Medium Tank Mark B.
Ранний вариант Medium Tank Mark B на заводской площадке, построенный Coventry Ordnance Works
Medium Mark B/Средний танк тип Б
Страна: Великобритания
Производитель: Metropolitan Cammell Carriage and Wagon Company (MCCW) (Patent Shaft and Axletree Company Ltd, North British Locomotive Co. Ltd., Glasgow, Coventry Ordnance Works)
Год выпуска: 1918
Кол-во выпущенных: 102 (45 в эксплуатации)
Боевая масса: 18 289 kg
Экипаж: 4 чел
Размеры: 6934х2692х2591 мм
Бронирование: 13-14 мм
Вооружение: 4 × 7,7-мм Hotchkiss M1909 — 7 пулемётных установок
Двигатель: Rikardo 4L, 1000 л.с.
Преодолеваемый ров: 259 мм
Максимальная скорость: 9,6 км/час
Эксплуатация танков «Уиппет» Триттона показа, что при общей привлекательности идеи более легкого чем тяжелые танки Марк и более подвижного танка Medium Mark A “Whippet” может быть только временным решением. Не самая удачная компоновка, крайне плохие условия работы экипажа, сложная в настройке и эксплуатации трансмиссия, высокая цена танка делали появление нового среднего танка только вопросом времени. И Триттон, и Вилсон занялись темой нового танка практически одновременно, но с разными стартовыми позициями. Уолтер Вилсон (Walter Gordon Wilson) решил ранятся «даунскейлингом», фактически простым геометрическим уменьшением уже найденных при развитии тяжёлых танков решений. Машина Вилсона — Medium Mark B фактически повторяла все решения найденные и реализованные в тяжёлом танке Mark VIII Liberty только в меньшем размере. То, что ничего хорошего из такого масштабирования обычно не получается в то время ещё не догадывались. Обычно при «даунскейлинге» уменьшенная машина получается слишком тяжелой для своего класса, а при «апскейлинге» увеличенная — слишком слабой для своего. Поэтому не стоит удивляться, что у Вилсона Medium Mark B получился весом больше 18 тонн, на 4 тонны тяжелее триттоновского Medium Mark А.
Medium Mark B ‘Whippet’ во время испытаний в Бирмингеме у завода Metropolitan Carriage Wagon and Finance Co. Майор Уолтер Вилсон в центре в военной форме, по правую руку от него конструктор танковых двигателей Гарри Рикардо. Источник IWM
Достаточно часто к названию танка Mark B добавляют «Whippet». Но официально, да и неофициально так машину не называли. К моменту появления прототипа танка Mark B слово «Whippet» было негласным обозначением средних танков с повышенной скоростью и использовалось для определения скорее типа, чем название отдельного танка. Medium Mark B «Whippet» можно читать как «Средний танк Вариант Б типа Уиппет». Так же не совсем понятно, почему даже первому танку Medium Mark А, была присвоена буква, а не следующая по порядку цифра. Возможно по той же причине — скоростные танки не считались полноценными «танками», за которые отвечал флот, и должны были стать новым типом боевых машин, соответственно с новым модельным буквенным рядом.
У танка Medium Mark B ничего общего, кроме массивной цитадели боевого отделения с «Уиппетом» не было. Новый средний танк повторял тяжёлый англо-американский танк Mark VIII Liberty. Моторное отделение располагалось сзади и было отделено от боевого. Двигатель конструкции Рикардо размещался в центре танка, что обеспечивало хорошую развесовку. С двигателем мудрить сильно не стали, просто «отрезав» от 6-ти цилиндрового стандартного танкового Рикардо два цилиндра и превратив тот в четырёхцилиндровый мощность 100 л.с.. Такие моторы разместили в производство на заводе Browett, Lindley & Co of Patricroft, Manchester. Получилось не очень удачно, так как уменьшение мощности примерно совпало с уменьшением массы и тяговооруженность танка по сравнению с Mark V не повысилась. Движитель так же был заимствован у танков Mark V, такие же гусеницы и неподрессоренные опорные катки, та же эпициклическая (планетарная) трансмиссия конструкции Вилсона, такие же органы управления. В итоге «даунскейлинга» получился танк чуть быстрее тяжёлого «ромба», но медленнее «Уиппета». Это было явно не то, чего хотели военные.
Самым удачным было расположение механика-водителя, он располагался по центру боевой машины и имел небольшую кабинку выступавшую впереди боевого отделения, смотровая щель была выше обвода гусениц, а передняя крышка поднималась, что обеспечивало наверно лучший обзор и удобство вождения среди всех британских танков. Боевое отделение представляло собой прямоугольную цитадель, установленную на крышу корпуса и нависающую над гусеницами. В башне было оборудовано пять шаровых пулеметных установок — две смотрели вперед и по одной в каждую из сторон. Адепт секты «безбашенных ромбовидных со спонсонами» танков Вилсон, в которой состояло и большинство офицеров танкового корпуса и Военного министерства, не смог обойтись без спонсонов и в этом танке. Левая и правая двери танка были сделаны в виде выступающих спонсонов с шаровыми пулемётными установками. Такая конструкция оправдывалась видимо Вилсоном тем, что в каждом направлении, кроме ретирадного можно было задействовать огонь двух пулемётов, в отличие от «Уиппетов», у которых было по пулемёту в каждую сторону. Всего танк в начале выпуска имел семь шаровых установок для 4-х перевозимых пулеметов .303 Гочкисса, серийно выпускаемых в Британии. В экипаж, кроме механика-водителя и командира, который мог так же вести огонь из одного из цитадельных пулемётов, входили два штатных пулемётчика.
Танк Medium Mark B в общем-то получился, хотя и не совсем таким как его видели военные, но достаточно простой и надежной машиной, учитывая что бронирование у танка было сходным с бронированием тяжелых машин, Марк Б мог вполне заменить тяжёлые пулемётные танки всех ранних серий до Mark V в планах «Наступления 1919» и стать основными танками наряду с Mark VIII Liberty. Еще до выпуска первого прототипа военные заказали 350 танков, затем заказ был увеличен до 700 танков, контрактодержателем была Metropolitan Carriage, Wagon and Finance Company из Бирменгема, в сотрудничестве с Patent Shaft and Axletree Company Ltd. Контракт с Patent Shaft and Axletree Company Ltd был практически сразу разорван, но основные мощности МЕтрополитан были загружены тяжёлыми танками, с выпуском которых завод еле справлялся, хронически опаздывая с запуском тяжелых танков 8-го варианта. В итоге хотя первый прототип строился под присмотром Вилсона в Бирмингеме и вышел на испытания в сентябре 1918, серийное производство началось на заводе Coventry Ordnance Works, а продолжилось на North British Locomotive Co. Ltd., Glasgow.
Сборка танков на North British Locomotive Company, Springburn, Glasgow. Танки с номерами 1600 серии
Считается, что всего было выпущено 102 танка, серий 1200, 1500 и 1600 всеми тремя контрактными фирмами. Танки с серийными номерами 1200 были строились на Metropolitan Carriage Wagon and Finance Company, с серийными номерами 1500 — Coventry Ordnance Works (COV), с 1600 — North British Locomotive Co. (NBL Co.) С каждой из трех фирм в итоге были заключены контракты на 100 машин. Но определённости сколько машин было сделано каждым из заводов нет.
45 выпущенных танков Medium Mark B было принято в эксплуатацию, остальные утилизированы. Машины выпускавшиеся разными заводами немного отличались, так в машинах поздних выпусков завода Метрополитан были убраны шаровые пулемётные установки в дверях-спонсонах, что в принципе полностью аннулировала весь смысл их существования. Над спонсонами дверей машин из Бирмингема приваривали дугу из уголков, возможно для отвода проволоки от дверей. Говоря о выпуске машин можно сослаться на максимальные номера на фотографиях, которые подтверждают версию о 45 машинах, принятых на вооружение.
Танк Medium B выпуска Metropolitan Carriage, Wagon and Finance Company, видна дуга над спонсоном
Первый прототип танка выехал из ворот завода в Бирмингеме только в сентябре 1918-го, если бы германская армия не решила перестать воевать может быть весь мир бы и узнал какую отличную маши ну наконец сделал Вилсон, но Компьенское перемирие все перевернуло. 40 танков использовали британской армией несколько лет для поддержания боеспособности танкового корпуса. Она из машин была передана Корпусу Королевских инженером и принимала участие в испытаниях новых мостовых конструкций (Royal Engineers Experimental Bridging Establishment) в частности как тестовая нагрузка с быстроразборному мосту Mark III Inglis bridge. Один танк отправили в Дублин в состав 17-го батальона Танкового корпуса в состав «миротворческих» британских сил.
Возможно эта же машина использовалась в составе Инженерного корпуса, как БРЭМ с установкой стрелы для ремонта техники. Возможно машина использовалась для сборки мостовых конструкций на учениях саперов.
фотография с форума https://vk.com/yellowhouseclub
Один из танков производства North British Locomotive Co с личным именем «Newcastle on Tyne» и номером 1607 оснастили сигнальным семафором для проверки возможности управления танковыми подразделениями и пехотой с использование таких механических приспособлений. Принципиально ни на тяжёлых, ни на средних танках такая система не прижилась.
Три танка из 45 все таки смогли повоевать и «благодарить» за это приходится Гражданскую войну в России. Генерал лорд Роулинсон, отвечавший за экспедиционный корпус на Севере России, после принятия решения о выводе британцев из России запросил поддержку, Опасаясь, что после того как сами британцы оставят позиции фронт рухнет и «красные» сомнут оборону и не дадут провести эвакуации. Поддержкой стали шесть танков — три Mark V и три Mark B, прибывшие 29 августа 1919 года в Архангельск из Великобритании на пароходе «Kildonan Castle». По два тяжелых и средних танка охраняли склады, а по одному Mark V и Mark B использовали для обучения «белых». Когда 27 сентября 1919 года закончилась эвакуация экспедиционного корпуса и части Северной Армии были брошены фактически на убой, англичане забрали с собой четыре танка, оставив русским две машины, на которых те учились Mark V № 9085 и Мark В № 1613.
Mark V № 9085 и Мark В № 1613 в Архангельске
25 сентября 1919 года командующий Северной армией генерал Миллер приказом включил танки в состав 1-го Автомобильного дивизиона. Из этих танков сформировали танковое отделение дивизиона. Впрочем, как и на Юге России, танк Mark V оказался бесполезен. Предназначенный для прорыва подготовленной линии обороны в активных действиях на фронтах в России себя проявить и не смог бы. В отличие от тяжелого танка Mark B или Mk-B, как его обозначали в России был крайне полезен, успешно приняв участие в наступательной операции Северной Армии на станцию Плесецкая. До наступления холодов Средний танк Марк B активно использовался в боях против «красных» вплоть до 19 февраля 1920 года, когда именно на нём сопровождали командующего Северной армией генерала Е. Миллера до ледокола «Козьма Минин». 21 февраля 1920 года оба танка Северной Армии, оставшиеся на Соборной пристани Архангельска, в полной исправности достались РККА. В документах Красной Армии МК-В проходит как «танк с мотором „Кросслей“», возможно двигатель Рикардо или какая-либо литая часть его была с надписью литейки Кросслей.
Танк доставшийся РККА были в зимнем камуфляже
История двух отправившихся в британским корпусом на родину танков Medium Mark B не закончилась с погрузкой на корабли. Видимо британцам не было чем их разгрузить в порту прибытия и танки отправили в Латвию, где их передали молодой республике. В составе Автотанковой бригады Латвийской армии получили названия «Latgalietis» и «Vidzemnieks». Благополучно просуществовав в составе куцых Латвийских танковых сил, оба танка «Latgalietis» и «Vidzemnieks» были включены в состав латышских частей РККА и поучаствовали в обороне Риги, все таки столкнувшись через 23 года после производства с германской армией.
Танки Medium Mark B были устаревшими ещё в момент их создания, фактически став лебединой песней Вилсона как конструктора боевых машин. На нее уже можно было поставить и башню и пушку, но все это было впереди. После окончания Великой войны и Триттон, и Вилсон были отодвинуты от танковых проектов вернувшись лишь со следующими выстрелами уже Второй Мировой, впрочем неудачно.
Источники:
David Fletcher. Osprey — New Vanguard 207 — Medium Mark A Whippet.
Семен Федосеев. Все танки Первой мировой. Самая Полная Энциклопедия.
Михаил Коломиец. Танки Гражданской войны
https://www.valka.cz/Medium-Mark-B-t73109
https://tanks-encyclopedia.com/ww1/gb/Medium_Mark-B.php
https://www.iwm.org.uk/collections/item/object/1060000181
https://vk.com/yellowhouseclub