История создания первого серийного британского среднего танка Medium Mark A “Whippet”
В марте 1917-го года один из создателей классического британского «ромба» генеральный конструктор фирмы William Foster & Co Уильям Триттон вывел на испытания «скоростной» танк называвшийся «Преследователь» — Triton Chaser, в документации во время массовых испытаний новой техники машина именовалась как «Легкая машина Триттона No. 2 Экспериментальная машина «B» (‘Tritton’s Light Machine No. 2 (EMB) Experimental Machine ‘B’). Башенный пулемётный танк с экипажем два человека имел боевую массу около 15 тонн и скорость в два раза превышающую скорость «ромбов». После предварительных испытаний прототип был экстренно отправлен на William Foster & Co, где его быстро переделали в новый вариант, который уже стал фактически предсерийным для танков Medium Mark A “Whippet”
Medium Mark A “Whippet”/Средний танк тип А «Уиппет»
Страна: Великобритания
Производитель: William Foster & Co
Год выпуска: 1917
Кол-во выпущенных: 200
Боевая масса: 14,25 тн
Экипаж: 3 чел
Размеры: 6040х2620х2730 мм
Бронирование: 13-14 мм
Вооружение: 4 × 7,7-мм Hotchkiss M1909
Двигатель: 2хTylor JB4, 2х45 л.с. = 90 л.с.
Преодолеваемый ров: 259 мм
Где увидеть:
— Mk A Whippet «Caesar II» – Bovington Tank Museum, Британия
— Mk A Whippet «Firefly» – Royal Museum of the Armed Forces, Brussels, Бельгия
— Mk A Whippet – U.S. Army Armor & Cavalry Collection, Fort Benning, США
— Mk A Whippet – Canadian Forces Base, Borden, Канада
— Mk A Whippet – SA Army College, Thaba Tshwane, Pretoria, ЮАР
После мартовских испытаний танк Триттона был благосклонно принят военными. Машина имевшая большую скорость и подвижность, чем классические тяжёлые танки Mark, сразу была заказана военными в количестве 200 (а по информации самой фирмы даже 400) штук. Переделанный прототип с казематной башней пошёл в серию без каких-либо серьезных изменений. Движитель вообще не претерпел изменений по сравнению с прототипом. Использовались два двигателя Tylor JB4, суммарно дававших на валу мощность в 90 л.с. Управление двумя двигателя и двумя бортовыми трансмиссиями было возложено на одного механика-водителя.
Триттон в отличие от своих работ по танку Mark I, на который так и не удалось получить патент и права на который оказались не защищены, отвечая за будущее фирмы Фостерс в случае с Уиппет пошел по пути полной полной защиты всех решений. Если в Марках применялись двиатели Даймлер и Рикардо, трансмиссия Уилсона и форма корпуса разработанная фактически им же, то у Medium Mark A “Whippet” все должно было быть от William Foster & Co. На танках Марк только начиная с Марк V удалось обеспечить возможность управления боевой машиной одним человеком, заменив бортовые передачи с ручным управлением на планетарные передачи Уилсона.
Для управления двумя контурами левой и правой гусениц была предусмотрена замысловатая система управления. Левый и правый поперечный валы устанавливались в роликовых подшипниках и через цепи Галля передавали момент на ведущие колеса. При устойчивом движении по прямой или поломке одного из двигателей оси могли сцепляться и обеспечивать продолжение движения, но уже без возможности маневра. Фрикционный механизм не позволял передачу мощности с одного вала на другой больше чем 12 л.с., для избежания рысканья танка при рассогласовании оборотов двигателя.
Поворот танка в зависимости от требуемого радиуса мог осуществляться подтормаживанием или остановкой одной из гусениц, открытием и закрытием дросселей двигателей, включением заднего хода на одной из гусениц. Заслонки дросселей двигателей управлялись рулем, левое и правое сцепления — педалями, передачи и тормоза по каждому борту — отдельными рычагами слева и справа от водителя, кроме того был ещё и рычаг полной остановки. Согласованное управление рулем, двумя педалями и 4-мя рычагами требовало серьезного обучения, но давало много преимуществ при боевой работе.
Из мелких доработок по сравнению с прототипом можно отметить установку броневой защиты из плоских листов для топливного бака, который правда так и остался спереди. С одной стороны это совсем н е лучшее решение, так как при применении чего то калибернее чем в винтовочная пуля он заведомо пробивался. С другой стороны даже взрыв бака не мог повредить экипажу, который находился в защищенной бронекапсуле на другом конце танка. При отлаживании серийного производства было принято решение отказаться от применения дорогих и редких роликов подшипников на всех осях опорных катков гусеницы. Их оставили только на 6, которые непосредственно и постоянно опирались на грунт с каждой стороны. В патентованной системе очистки гусениц стало четыре окна, которые перестали быть прямоугольными, получив «козырьки». Непосредственно гусеницы и траки не отличались от использовавшихся на тяжелых танках. Каждая гусеница состояла их 67 траков.
Отличия серийного танка Medium Mark A “Whippet”, от модернизированного Triton Chaser можно легко найти на любом изображении, кроме фронтального сзади. Сбоку это измененные листы боковой защиты гусениц с 4-мя отверстиями вместо 5-ти для сброса грязи, сами отверстия не прямоугольные и имеют «козырек». Хорошо заметны круглые крышки роликовых подшипников опорных катков. У прототипа все катки имеют такие крышки, у серийной машины только средние шесть по каждой стороне. У прототипа топливный бак спереди танка круглый, у серийной машины укрыт бронированной защиту плоскими листами под углом.
Производство заказа в 200 машин, до такого размера были сокращены желания военных, когда оказалось, что 15-ти тонная машина получается сложнее и дороже тяжёлых танков Марк. Триттон решил вести выпуск только на мощностях своей фирмы William Foster & Co, боясь в том числе и потерять заказ, как случилось с «ромбами», когда фактически основным исполнителем стала фирма Метрополитан из Бирмингема. Первая серийная машина был построена в октябре 1917-го, после обкатки первые два серийных танка вышли из ворот в Линкольне и поступили в 6-й батальон Танкового корпуса (F) в декабре этого же года. Полностью обеспечить выполнения заказа Фостерс не смогла, были привлечены колоборанты. Сборка велась на дочернем заводе Фостерс — Wellington Foundry в Линкольне.
Частично заказы выполнялись на North British Locomotive Company (NBL, NB Loco, North British) в Глазго, моторы получали с заводов Тэйлор, броню с литейки Beardmore. Производство боевых машин шло ритмично с темпом примерно 25 машин в месяц. Первые 50 машин было поставлено в марте 1918, 166 танков были построены к лету, остальные машины были поставлены ближе к осени. Первоначально военные планировали перевооружить на «Уиппеты» все батальоны вооруженные Mark IV и летом Военное министерство заказало дополнительно к первому заказу в 200 машин ещё такую же партию, которая правда была аннулирована. Выпущенные машины получили номера от A200 до A399.
Для обеспечения геометрической проходимости в отличие от тяжёлых марков, имевших высокие гусеничные корпуса, гусеничный обвод на низком корпусе выступал за бронекорпус спереди и сзади. На танке «Уиппет» так же, как и на тяжёлых танках форма нижнего обвода гусениц была дугообразная, подразумевалось, что такая схема уменьшит сопротивление движению и маневру с учетом жесткой неподрессоренной подвески и обеспечить равное сцепление с грунтом при разном его состоянии. Но то, что было хорошо для танков на скорости в 6 км/час стало помехой на скорости в 12 км/час, танки «Уиппет» из-за прогиба гусеницы сильно раскачивались в продольной плоскости, что увеличивало утомляемость и делало сложным управление и ведение огня на ходу.
Первые два «Уиппета» были отправлены на Западный фронт в декабре 1917, в 3-й, 6-й и 9-й батальоны Танкового корпуса Medium Mark A “Whippet” поступали по несколько машин скорее для обучения. В первый бой Средние Танки Марк А вступили в составе 3-й танковой бригады 26 марта 1918-года около Мэйли-Майлет (Mailly-Maillet). 3-й батальон бригады, вооруженный «Уиппетами». 12 танков роты «С» было отправлена в прорыв к юго-западу от Камбре, где был потерян контакт с противником. Танки успешно преследовали германские части, рассеяв несколько батальонов пехоты. Самым главным было то, что все танки вернулись назад своим ходом в расположение части, что для тяжелых танков Марк было почти невозможным. Такое частичное использование было признано эффективным, как и общая идея быстроходного танка. Впрочем экипажи отмечали высокую температуру и загазованность боевого отделения, хотя двигатель и находился в моторном отделении. Выхлопные трубы были перед казематом с экипажем, так же как и двигатель. Но это уже были неустранимые «родовые» недостатки «Уиппетов». 19 апреля специально сформированная «X»-рота под командованием Томми Прайса(Tommy Price), бывшего командира роты «С» была успешно использована для отражения наступления германцев у Амьена.
24 апреля рота «Х» понесла первые потери, преследуя рассеянную пехоты танки натолкнулись на артиллерию и германские A7V — No.525 ‘Siegfried’ и No.504 ‘Schnuck’. Четыре танка было подбито. Рота потеряла шесть человек ранеными и одного убитым при потере из семи танков, участвовавших в бою, рассеяв и уничтожив до 400 пехотинцев. Вплоть до начала Сражения при Амьене, которое началось 8 августа 1918-го года «Уиппеты» применялись эпизодически и для решения локальных задач. К августу 3-й («С») и 6-й («F») батальоны танкового корпуса были полностью оснащены и обучены и были готовы принять активное участие в боевых действиях, но вот только если взаимодействие тяжёлых танков с пехотой отлаживалось и тренировалось, то взаимодействие средних танков с кавалерией подразумевалось только в рамках приказов. Ситуация была похожу на ту, которая складывалась за полтора года до этого с тяжёлыми танками — никто не верил в их эффективность, так и сейчас история повторялась со средними, так как к тому, что танки «ромб» совершенно необходимы не сомневался уже никто.
4-я британская армия имела на своем вооружении 10 батальонов — 360 тяжелых танков и 2 батальона — 96 средних танков «Уиппет». Средние танки были приданы соответственно 1 и 2-му кавалерийским корпусам и находились в резерве. Применять их планировали в соответствии с первоначальным замыслом — вводить в прорыв после преодоления дивизиями второго эшелона обороны германцев. Но взаимодействия не получилось во многом из-за отсутствия предварительной подготовки. Достаточно быстро танки потеряли кавалерию и вели самостоятельные бои. Тем не менее даже находясь в изоляции «Уиппеты» продвинулись на 10–16 км в глубь германской обороны. Боевое применение средних танков разительно отличалось от «катка» тяжелых танков, они маневрировали, заходили и атаковали противник в тыл и фланг. Но «Уиппеты» так же не смогли превратить тактически успех в оперативный прорыв. Для этого было необходимо не только наладить реальное взаимодействие с кавалерией, но и обеспечить танки связью, поддержкой артиллерии и авиации, пехотой для закрепления, инженерными частями и подвозом подвоз горючего и боеприпасов. Дверка возможностей приоткрылась, но так и не дала реализовать всё задуманное.
Танки Medium Mark A “Whippet” активно использовались и в оставшиеся до Перемирия осенние месяцы, показывая себя ч лучшей стороны. Но переоценивать влияние 200 танков, из которых редко более 100 находилось в эксплуатации не стоит. Отличная машина была хоть и надежна, но сложна и дорога. Тем не менее «Уиппеты» послужили как трофеи в Германской, были уже после войны отправлены в Россию, где воевали на стороне белых, а затем став трофеями на стороне РККА. Вместе с реальными танками было налажено во фронтовых мастерских и производство макетов танков «Уиппет» для дезинформирования противника.
Несмотря на то, что в общем Medium Mark A “Whippet” показал себя в боевой работе хорошо, эта машина имела сырую и сложную конструкцию, была неудобна для экипажа и муторна в эксплуатации. Исправить недостатки должны были новые средние танки, которые параллельно разрабатывались Триттоном и Уилсоном. Но повоевать они не спели.
Всего сохранилось сейчас пять оригинальных танков Mk A Whippet на трех континентах — 2 в Европе, 2 — в северной Америке и один в Африке. Все машины кроме американской в отличном состоянии.
— Mk A Whippet «Caesar» – Bovington Tank Museum
Танк в Бовингтоне имеет собственную историю. 29 августа 1918 года Caeser II под командованием лейтенанта Сесила Сьюэлла в составе 3-го батальона танкового корпуса участвовал в боях во Фремикуре, Франция. Танк Уиппет другого экипажа был подбит и соскользнул в воронку и перевернулся. Командир Цезаря прикрыл горящий танк своей машиной, откопал дверь танка и эвакуировал экипаж, огонь при этом велся танком из пехотного Льюиса, так как его родные Гочкиссы были повреждены.
— Mk A Whippet «Firefly» – Royal Museum of the Armed Forces, Brussels.
— Mk A Whippet – U.S. Army Armor & Cavalry Collection, Fort Benning
Танк хранился на Абердинском полигоне под открытым небом и достаточно отвратительном состоянии был передан в коллекцию U.S. Army Armor & Cavalry Collection в Форте Беннинг на консервацию и хранение. Доступность неизвестна. Фотографии на улицы со времен хранения в Абердине.
— Mk A Whippet – Canadian Forces Base, Borden, Канада
— Mk A Whippet – SA Army College, Thaba Tshwane, Pretoria, ЮАР
За пределами журнала на Дзене остается много материалов, которые не вписываются в его тематику или просто неформатные. Подписывайтесь на телеграмм канал — Технопутешествия. Так же на канале будут анонсы публикаций Дзена.
Канал о том, что можно из военной и технической истории увидеть просто проходя мимо:
https://t.me/technomonuments или Я ВКонтакте: vk.com/remont1969
Все материалы канала можно найти перейдя по ссылке в Оглавление канала. По странам и континентам
Автор текста: remont1969 aka Zbignev Lidskiy
Другая публикация текста: https://zen.yandex.ru/media/id/5d36b0ffd4f07a00af1a9d3d/bystrye-britanskie-tanki-chast-3-medium-mark-a-whippet-1917-seriinaia-borzaia-62bc372a6f2e46191050acc1