Был ли «лучший легкий танк ВМВ» лучшим танком?
Уже давно не является редкостью утверждение о том, что танк Т-50 был лучшим легким танком ВМВ. Я как то раньше не особенно противился такой постановке вопроса, хотя чисто интуитивно танк мне никогда не нравился. Но после ряда публикаций, захотелось разобраться в этом вопросе. С моей точки зрения, "лучший танк" оказался неудачным и разбалансированным экспромтом, причем не конструкторским, а тех облеченных властью людей, кто потребовал сделать его не тяжелее 14 тонн и такой «малостью» просто обесценил долгий труд не самых плохих разработчиков. Впрочем, создается впечатление, что накануне войны это было скорее нормой, чем исключением. В чем причина? Не знаю, вопрос достаточно сложный и запутанный, так что вернусь к грозной боевой машине, которая так и не смогла раскрыть тот потенциал, который в нее могли вложить разработчики.
Танки произвели настоящую революцию в военном деле и во многом изменили характер ведения войны. Со времени своего первого появления на полях сражений они привлекали и продолжают привлекать к себе интерес многих и многих людей. Но именно благодаря такому повышенному всеобщему вниманию танки обросли многочисленными мифами и легендами, которые нередко мешают разглядеть их подлинную суть. В представлениях некоторых людей танки превратились в своего рода чудо-оружие, способное самостоятельно решить исход любых битв.
В этой связи интересны ответы на давно наболевший вопрос: что же все-таки предопределило катастрофу Красной Армии в приграничных сражениях 1941 г.? На этот счет существуют разные версии, но мы не будем касаться всего, а попробуем понять, чего хотелось, что получилось и почему получилось именно так.
Причиной частых поломок советских танков в начале войны был не малый моторесурс, как принято считать, а низкая надежность из-за плохого качества изготовления и неудовлетворительного техобслуживания. Это относилось ко всем из них, а не только к танкам старых типов. Уровень культуры производства в стране был очень низким и если отдельные предприятия обеспечивали требуемый уровень качества, то большинство массовых производств, не имея квалифицированных кадров, не могли обеспечить требуемый уровень. За столь короткий период времени страна не могла залечить раны, нанесенные иностранной интервенцией и гражданской войной.
Перейдем к главному вопросу, какова же основная задача танков? Ответ: прорыв обороны противника. Развитие теории глубокой операции и совершенствование самих танков добавило еще одну задачу – развитие успеха действиями в тактической и оперативной глубине обороны противника. Именно это предписывалось уставами танковых войск.
Как же должно было выглядеть использование танков по представлениям 30-х и начала сороковых годов? Примерно так: танки особого назначения (Т-35) и танки качественного усиления (Т-28) прорывают оборону противника, общевойсковые или танки сопровождения пехоты (Т-26) помогают этой самой пехоте окончательно подавить сопротивление и развить успех, подавляя отдельные огневые точки и придавая наступающим порядкам пехоты боевую устойчивость (в том числе и против танковых контратак) в дальнейшем,
а оперативные танки БТ и танкетки в составе механизированных частей и конно-механизированных групп прорываются в глубину обороны и действуют против оперативных резервов и на окружение противника. Примерно этот сценарий же и наблюдался в войну у нас и у немцев. Подставим в эти планы поправку – те типы танков, которые были только что освоены производством перед войной: прорыв обороны осуществляют тяжелые танки КВ, непосредственное сопровождение пехоты осуществляют легкие танки Т-50 (они должны были стать самыми массовыми танками в Красной Армии) и частично средние Т-34, в глубине вражеской территории действуют части, вооруженные преимущественно средними танками Т-34.
Как в реальности выглядели действия советских танков в ВОВ? Танки (легкие, средние, тяжелые – все, какие были), если была такая возможность, действовали вместе с пехотой по прорыву обороны немцев. Когда появлялась такая возможность, предпочтение стали отдавать тем танкам, которые и создавались специально для прорыва обороны, то есть тяжелым – КВ и ИС. После прорыва обороны подвижные соединения, основу которых составляли средние танки (Т-34), входили в прорыв и действовали в глубине в соответствии с планами командования, по возможности – на окружение. Легкие танки, роль которых после насыщения Красной Армии средними танками Т-34 быстро сошла на нет и которые стали стремительно исчезать, были танками непосредственного сопровождения. В этом отношении сражения 41-42 годов не показательны – там использовалось для всех функций все, что только можно было собрать. Естественно, что при этом были очень значительные неоправданные потери танков, вызванные неправильным их применением, что в свою очередь было обусловлено низкой обученностью войск.
Из этого очевидно, что основная функция танков – прорыв вражеской обороны и действия в ее глубине. Вот уже исходя из этого и попробуем сравнить советские и немецкие танки и в первую очередь танк Т-50, который планировался в качестве самого массового танка РККА.
Советские танки и для начала "старые" по «старой» же классификации
1) Т-35 – танк особого назначения. Слабая броня, рассчитанная на противостояние огню малокалиберных пушек, сравнительно слабая 76-мм пушка, 2 45-мм пушки и несколько пулеметов. Если не считать слабой брони, что было недостатком всех без исключения танков того времени, то единственным серьезным недостатком следует признать явно недостаточную для поражения долговременных фортификационных сооружений трехдюймовку. Нужна была пушка большего калибра.
2) Т-28 – танк качественного усиления. Предназначался для прорыва укрепленных полос полевого типа. Слабая броня, так же как и на Т-35, рассчитанная на противостояние огню малокалиберных орудий, такая же 76-мм пушка, пулеметы. Хорошо сбалансированный танк, полностью отвечающий своему предназначению, но плохо отработанный технологически и сложный в производстве и эксплуатации. Единственный недостаток – слабость защиты, что, как уже было сказано, было пороком всех танков того времени.
3) Т-26 – танк сопровождения пехоты. Слабая противопульная броня, 45-мм пушка, пулеметы. Вполне отвечает своему назначению, но желательно все же было бы усилить вооружение – были попытки установки на Т-26 трехдюймовых пушек. Связано это было с явной недостаточностью мощности 45-мм снаряда для поражения укреплений, даже полевого типа. Но в целом танк вполне соответствовал своему назначению.
4) Оперативные танки серии БТ (-5, -7, -7А, -7М). Легкий танк развития прорыва в глубину. Противопульная броня, 45-мм пушка, пулеметы. Большая скорость (сравнительно). Полностью соответствовал своему назначению. Главный недостаток – сложный и тяжелый колесно-гусеничный движитель. Мощность вооружения вполне соответствовала предполагаемой номенклатуре целей – танки и бронетехника, автотехника, не укрытая живая сила, жилые строения деревенского типа. При этом также были попытки усиления вооружения – было
выпущено более полутора сотен танков с 76-мм пушкой (БТ-7А). Хотелось бы еще, конечно, и броню посильнее …
5) Легкие пулеметные танки (танкетки) Т-37, Т-38, танкетки Т-27. Броня – менее 10 мм, вооружение – пулеметы ДТ. "Танки" могли плавать, танкетки могли переноситься самолетами. Задача – сопровождение подвижных кавалерийских частей, цели, соответственно – не укрытая живая сила. Балласт для армии, но кое-когда могли и пригодиться.
Теперь рассмотрим «старые» немецкие машины
Теперь рассмотрим «старые» немецкие машины, при этом отбросим "танки", а точнее танкетки Pz-I и Pz-II, относительно них ограничусь замечанием, что это были машины, на которых учились не столько даже немецкие танкисты, сколько немецкие танкостроители, и боевая ценность этих машин была невелика — они могли более или менее эффективно использоваться только против не укрытой живой силы и автотранспорта. Для выполнения же основной функции танка — обеспечения прорыва обороны — они совершенно не годились. И их реально эффективное применение объясняется тем, что использовались они фактически на тыловых коммуникациях.
1) Pz-III. Считался в вермахте средним танком. Немцы классифицировали свои танки не по весу, а по мощи вооружения. В моем же понимании, если принять нашу предвоенную классификацию, это был классический легкий танк того периода. Я позволил себе назвать его классикой, потому что на мой взгляд это был не просто легкий танк, но лучший легкий танк ВМВ. Это становится ясным, если посмотреть сколько различных боевых машин было создано на его шасси (достаточно упомянуть Sturmgeschütz III) и почитать воспоминания наших танкистов, из которых становится ясным, что с точки зрения боевой эргономики он был одним лучших танков, а это вероятно одно из главных качеств хорошей боевой машины. Да и остальные характеристики этого танка можно брать за эталон, при оценке легких танков того времени. Так "тройка" вооружалась сначала 37-мм, потом 50-мм орудиями (в войну с СССР они вступали уже в основном с 50-мм пушками), броня сначала 15, потом 30 (к началу ВОВ), потом (с весны 42-го года) до 80 мм. По основному назначению предполагался танком сопровождения и для действий в тактической и оперативной глубине.
2) Pz-IV. Считался в вермахте тяжелым танком, у нас же более справедливо рассматривается как средний. Вооруженный слабой 75-мм пушкой, он действительно никак не тянет на танк прорыва, особенно если учесть слабую броню (такую же, как на Pz-III, только к лету 41-го часть новых "четверок" имела 50-мм броню). Весной 42 г. перевооружился более мощной длинноствольной
75-мм пушкой, но это было связано главным образом с противостоянием советским танкам. Попытки вооружить его 88-мм орудием успехом не увенчались, хотя было вполне возможным. Вообще у немецких танков, начиная с весны 42 года, заметна явно выраженная противотанковая направленность. Она-то немцев (в купе, конечно, с массой других военно-экономических факторов) и погубила.
"Четверка" была неплохим средним танком, но не более того. Я бы сказал, подвело то, что она «родилась недомерком». Будь она чуть больше изначально, то вполне могла бы стать самым настоящим ОБТ. Впрочем, почти та же история и с Т-34, родилась бы версия Т-34М и аналог Т-44, вполне уже мог состояться к лету 1943 года.
На этом рассмотрение развития наших и немецких танков прервем и вернемся к ситуации с «лучшим танком ВМВ». Прежде всего вспомним о боевых свойствах танков. Боевыми свойствами танков являются:
— высокая подвижность и проходимость;
— большая мощь ближнего артиллерийского и пулеметного огня;
— способность оказывать сильное моральное воздействие на противника;
— броневая защита.
Реализуемость этих свойств определяется тактико-техническими характеристиками. Высокая подвижность состоит в способности танков осуществлять быстрый маневр, стремительно атаковать на поле боя. Это, в свою очередь, зависит от удельной мощности танка, определяемой соотношением мощности двигателя и боевой массы танка. Для оценки боевых свойств танка Т-50, мало знать только его параметры, требуется сравнить их с другим танком и желательно с лучшим в своем классе. Выше я уже касался того, почему считаю таковым «троечку». Поэтому в таблице приведены параметры той ее версии, которую можно считать «одногодком» танка Т-50.
Как видим, характеристики отличаются достаточно сильно и наибольший дисбаланс в боевые свойства танка привносит явно избыточная мощность двигателя. Если учесть, что низкооборотный дизель при равной мощности имеет существенно больший крутящий момент. Чем карбюраторный двигатель, то такая избыточность изначально ведет к проигрышу по другим параметрам. В нашем случае это проигрыш по броневой защите, но самый большой отрицательный эффект в неудовлетворительной боевой эргономике.
Требования военных не превышать боевую массу привели к существенному «обжатию» танка и уменьшению заброневого объема. Уменьшение численности экипажа по сравнению с «троечкой» ситуацию не улучшает, потому что приводит к увеличению нагрузки на каждого члена экипажа, а это, в свою очередь, вызывает необходимость большего перемещения внутри танка, чем у троечки. Да и компоновка органов управления и приборов наблюдения у «троечки» лучше.
Специально привел характеристики вполне достойно себя проявившего мобилизационного танка Т-80. И в таком подходе сразу появился вопрос, чем вызвано непонятное ограничение по боевой массе?
Теперь попробуем понять, как же мы дошло до жизни такой? В 30-е годы единственным танком сопровождения пехоты, состоявшим на вооружении Красной Армии, был Т-26. Основной, пушечный вариант этого танка, принятый на вооружение и выпускавшийся с 1933 года, к концу десятилетия уже не вполне отвечал достигнутому уровню развития танкостроения. Возросшая мощь противотанковой артиллерии не оставляла Т-26 с его 15-мм броней никаких шансов уцелеть на поле боя. Опыт сражений в Испании наглядно это продемонстрировал. “Двадцать-шестые”, легко расправлявшиеся со слабо вооруженными танками мятежников, становились столь же легкой добычей их противотанковых пушек. Впрочем, в подобном положении оказались в то время все советские (и не только советские) танки, не имевшие противоснарядного бронирования. В вечном поединке брони и снаряда временную победу одержал последний.
7 августа 1938 года Комитет Обороны СССР принял постановление “О системе танкового вооружения”, в котором содержалось требование менее чем за год—к июлю 1939 года — разработать новые образцы танков, отвечавших условиям будущей войны по вооружению, бронированию и маневренным качествам. В соответствии с этими требованиями в нескольких конструкторских бюро началась разработка новых танков.
На Ленинградском заводе опытного машиностроения № 185 имени С.М.Кирова бригадой конструкторов под руководством С.А.Гинзбурга велось проектирование легкого танка сопровождения пехоты “СП”. Летом 1940 года этот танк — объект 126 (или Т-126СП, как его часто именуют в специальной литературе) — был изготовлен в металле. По своей броневой защите он был равноценен среднему танку Т-34 — его корпус сваривался из броневых листов толщиной 45 мм, за исключением 20-мм днища и крыши. Лобовые, верхние бортовые и кормовой листы корпуса имели углы наклона 40—57°.
На танке устанавливался двигатель В-3 — 6-цилиндровая версия (“половинка”, как иногда говорят) дизеля В-2. При мощности 250 л.с. он позволял 17-тонной боевой машине развивать скорость до 35 км/ч. Емкость топливных баков в 340 л обеспечивала запас хода по шоссе до 270 км. Ходовая часть танка состояла из шести не обрезиненных сдвоенных опорных катков малого диаметра на борт, трех не обрезиненных поддерживающих катков, ведущего колеса заднего расположения, направляющего не обрезиненного колеса. Опорные катки имели внутреннюю амортизацию. Гусеничная цепь—мелкозвенчатая, цевочного зацепления, с открытым шарниром. Особенностью ходовой части машины была торсионная подвеска. В корпусе танка рядом с местом стрелка-радиста находилась радиостанция 71-ТК-3 со штыревой антенной. Боекомплект пушки и пулеметов состоял из 150 выстрелов и 4250 патронов (в пулеметах ДТ и ДС использовались одинаковые винтовочные патроны).
В 1940 году танк неплохо показал себя на заводских и войсковых испытаниях, не имея ни единой поломки. Однако Государственная комиссия предложила снизить массу машины до 13 т за счет уменьшения толщины брони с 45 до 37 мм. Отмечалась и стесненность рабочих мест членов экипажа.
Теперь обратите внимание, танк прошел испытания хорошо казалось бы бери, да запускай в серию. Нет, опять кто-то вмешался. И если в ситуации с Т-34, конструкторов заставили перегрузить танк и нарастить толщину брони, тем самым снижая надежность и так работающей на грани трансмиссии, доставшейся от БТ-7М, то тут наоборот, потребовали броню уменьшить. Так мало этого, выставили условие снизить боевую массу танка до 13 тонн, хотя танку вполне хватало удельной мощности. Более того, требование уменьшить боевую массу неизбежно вело к «обжимке» танка, хотя ранее отмечалась стесненность для работы экипажа. Кто и зачем сделал это?
Формально это было связано вот с чем, в начале сентября 1940 г., ещё до официального завершения испытаний Т-126(СП), в недрах АБТУ созрел новый план, относительно дальнейшего развития темы легких танков сопровождения пехоты. Определенное влияние на это оказали испытания немецкого среднего танка Pz.Kpfw.III Ausf.F, захваченного годом ранее в Польше и тайно перевезенного в Советский Союз для всесторонних испытаний. Как оказалось, при чуть большей массе, чем у последних модификаций Т-26, немецкая машина имела лучшие показатели подвижности и бронирования, при равном вооружении. Обстрел танка из 45-мм противотанковой пушки заставил задуматься – его 32-мм лобовая броня с трудом пробивалась бронебойным снарядом, хотя с данном случае имело место использование некондиционных боеприпасов. Эффективно поражать Pz.III танковая 45-мм пушка 20К могла только на близких дистанциях. В то же время, 50-мм немецкое танковое орудие имело аналогичные баллистические показатели, что немного уравнивало боевую ценность обеих машин.
Сопоставив эти данные были сформулированы новые требования к “легкому танку улучшенного бронирования” и Т-126(СП) в них уже не укладывался. Новый начальник ГАБТУ РККА С. Федоренко 20 сентября 1940 г. получил новые распоряжения. Теперь требовалось, учитывая данные испытаний Pz.III, провести модернизацию танка Т-126(СП) и предоставить для тестов два опытных образца. В тот же день замнаркома НКСМ С. Акопов также направил в АБТУ официальный документ, касаемый дальнейшей судьбы Т-126(СП). В нем, в частности, говорилось, что кроме увеличения подвижности танка следует уменьшить его массу до 14 тонн. Это позволило бы уложиться в стоимостные требования и обеспечить надежное функционирование таких важных узлов, как подвеска и трансмиссия. В крайнем случае, допускалось уменьшение бронирования до 40 мм …
Обратите внимание, как корректировались требования к танку. Вначале вопрос ставился о необходимости усилить бронезащиту. НО … только вдумайтесь, бронезащиту усилить, а боевую массу уменьшить. А что это означает, особенно если допустить в качестве крайнего решения уменьшение толщины брони? Правильно, только «обжатие» танка, и то при том, что еще у исходного танка отмечалась стесненность экипажа.
Дальнейшая история тоже не менее интересна, но мы уже нашли тот момент, когда была решена судьба хорошего и перспективного танка …
На фото танк Т-126 (СП), в девичестве Т-26-1 еще до похудения и «обжатия»
… и вот наконец-то тот самый, который некие "экспЁрты" заказали
Теперь смотрим компоновку "троечки" и заодно пытаемся понять, зачем было так издеваться над Т-126
18 июля 1929 года РВС СССР принял «Систему танко-тракторного и авто-броневого вооружения Рабоче-Крестьянской Красной Армии»
I. Утвердить на вторую пятилетку следующую систему бронетанкового вооружения РККА:
Основные танки — 5 типов:
Разведывательный танк — основной танк службы обеспечения всех механизированных соединений. Средство боевой разведки и боя пехоты. Основные требования: быстроходность, вездеходность (в том числе — плавучесть), маневренность, низкий габарит, дешевизна и массовость производства.
Общевойсковой танк — основной танк количественного усиления ТРГК, он же танк общевойсковых соединений.
Оперативный танк — танк самостоятельных механизированных соединений. Танк должен быть быстроходным, вездеходным (в том числе плавучим) и мощно вооруженным.
Танк качественного усиления ТРГК — танк качественного усиления ТРГК для преодолевания сильно укрепленных оборонительных полос. Основные требования: сильное вооружение и броня, быстроходность, позволяющая его применить также в операции совместно с мехсоединениями.
Мощный танк особого назначения — танк качественного, добавочного усиления ТРГК при прорыве особо сильно и заблаговременно укрепленных полос. Основное требование — мощное вооружение и броня, защищающая от мелкокалиберных снарядов. Способность бороться с бетонными сооружениями.
Специальные танки — 7 типов. (На шасси, стандартных с перечисленными выше).
а) 3 химических (на шасси общевойскового, разведывательного и оперативного танков);
б) 2 сапёрных (на шасси общевойскового танка и танка качественного усиления ТРГК);
в) самоходная артиллерийская установка (на агрегатах общевойскового танка);
г) танк управления (на шасси общевойскового танка и танка качественного усиления ТРГК).
Бронемашины — 2 типа:
а) разведывательная (на шасси Форд-А),
б) боевая (на шасси Форд-ААА).
Железнодорожные боевые машины — 2 типа:
а) мотоброневагон,
б) разведывательная дрезина — бронеавтомобиль (стандартный с бронемашиной).
Тракторы — 3 типа (все типы общегосударственные):
а) лёгкий быстроходный трактор СТЗ-3;
б) тяжёлый быстроходный трактор «Коммунар»;
в) тяжёлый мощный трактор «Сталинец».
Транспортёры — 2 типа:
а) транспортёр боеприпасов на поле боя (шасси стандартное с разведывательным танком);
б) транспортёр пехоты (на шасси лёгкого трактора).
Транспортные машины (существующие на массовом производстве с установкой 3-х осных ходовых частей и полугусеничных снежных ходов):
а) Форд-А,
б) Форд-АА,
в) АМО-5,
г) Я-5.
— Постановление № 71сс/о Совета Труда и Обороны о системе танкового вооружения РККА, 13 августа 1933 г.
Танковая программа РККА 1933 года
I. Программа
1. Основные танки – 5 типов:
Разведывательный танк – Основной танк службы обеспечения всех механизированных соединений. Средство боевой разведки и боя пехоты. Основные требования: БЕСТРОХОДНОСТЬ, ВЕЗДЕХОДНОСТЬ (в том числе – ПЛАВУЧЕСТЬ), МАНЕВРЕННОСТЬ, низкий габарит, ДЕШЕВИЗНА и МАССОВОСТЬ производства.
Общевойсковой танк – Основной танк количественного усиления ТРГК, он же танк общевойсковых соединений.
Оперативный танк – Танк самостоятельных механизированных соединений. Танк должен быть БЫСТРОХОДНЫМ, ВЕЗДЕХОДНЫМ (в том числе плавучим) и МОЩНО ВООРУЖЕННЫМ.
Танк качественного усиления ТРГК – танк качественного усиления ТРГК для преодолевания сильно укрепленных оборонительных полос. Основные требования: сильное вооружение и броня, быстроходность, позволяющая его применить также в операции совместно с мехсоединениями.
Мощный танк особого назначения – Танк качественного, добавочного усиления ТРГК при прорыве особо сильно и заблаговременно укрепленных полос. Основное требование – мощное вооружение и броня, защищающая от мелкокалиберных снарядов. Способность бороться с бетонными сооружениями.
2. Специальные танки – 7 типов:
(На шасси, стандартных с перечисленными выше).
а) 3 химических (на шасси общевойскового, разведывательного и оперативного танков);
б) 2 саперных (на шасси общевойскового танка и танка качественного усиления ТРГК);
в) самоходная артиллерийская установка (на агрегатах общевойскового танка);
г) танк управления (на шасси общевойскового танка и танка качественного усиления ТРГК).
3. Броне-машины – 2 типа:
а) разведывательная (на шасси ФОРД-А);
б) боевая (на шасси ФОРД-3А).
4. Железнодорожные боевые машины – 2 типа:
а) Мото-броне-вагон;
б) Разведывательная дрезина – броне-автомобиль (стандратный с бронемашиной).
5. Тракторы – 3 типа (все типы общегосударственные):
а) Легкий быстроходный трактор СТЗ-3;
б) Тяжелый быстроходный трактор “Коммунар”;
в) Тяжелый мощный трактор “Сталинец”.
6. Транспортеры – 2 типа:
а) транспортер боеприпасов на поле боя (шасси стандартное с разведывательным танком);
б) транспортер пехоты (на шасси легкого трактора).
7. Транспортные машины:
(существующие на массовом производстве с установкой 3-х осных ходовых частй и полугусеничных снежных ходов).
а) ФОРД-А
б) ФОРД-АА
в) АМО-5
г) Я-5
II. Утвердить в соответствии с этим, на первую половину пятилетки сохранение в производстве следующих типов боевых машин:
а) Т-37 – в качестве разведывательного танка;
б) Т-26 – в качестве общевойскового танка;
в) Б-Т – в качестве оперативного танка;
г) Т-28 – в качестве танка качественного усиления ТРГК;
д) Т-35 – в качестве мощного танка особого назначения.
III. С целью последующей замены существующих на производстве танков на более совершенные конструкции (в соответствии с требованиями системы вооружения):
а) начиная с 1934 года начать постепенное внедрение в производство в качестве оперативного танка плавающей машины ПТ-1 с таким расчетом, чтобы с 1936 года полностью перейти на развернутое производство этого танка на базе и за счет производства танка Б-Т;
б) Усовершенствовать конструкцию общевойскового танка Т-26 и разведывательного танка Т-37 с целью постановки их на колесно-гусеничный ход с таким расчетом, чтобы с 1936 г. начать развернутое производство колесно-гусеничных танков Т-26 и Т-37, взамен производства существующих;
в) Усовершенствовать танк Т-28 путем постановки его на колесно-гусеничный ход и на производство этой модели танка перейти также с 1936 года;
г) Разработать образец и начать в конце пятилетки производство нового, более мощного, чем Т-35 танка особого назначения;
д) Разработать переход всех типов танков на тяжелое топливо (дизель-мотор).
IV. К концу пятилетки (1937 г.) иметь в производстве только следующие типы танков (и соответствующие им специальных машин):
а) разведывательный танк – Т-37 колесно-гусеничный;
б) общевойсковой танк – Т-26 колесно-гусеничный;
в) оперативный танк – ПТ-1;
г) танк качественного усиления ТРГК – Т-28 колесно-гусеничный;
д) мощный танк особого назначения – новый образец (в случае запоздания – сохраняется Т-35).
Все машины на тяжелом топливе.
Система танкового вооружения Народного комиссариата обороны 1938 г.
Учитывая опыт учебно-боевой работы и предъявляемые требования к танкам в современном бою, принять следующую систему танкового вооружения:
1. В армии иметь четыре основных типа танков:
1) Танк прорыва (истребитель ПТО) со следующими основными тактико-техническими данными:
а) тип – гусеничный;
б) броня – 60 мм, непробиваемая на все дистанции противотанковой пушкой до 47 мм включительно;
в) мотор – М-34, с учетом в конструкции танка – переход на дизель-мотор;
г) вооружение – 1 пушка 76 мм, с начальной скоростью не ниже 560 м в секунду; 2 пушки 45 мм, спаренные с пулеметом; 1 пулемет с зенитной установкой;
д) скорость – 25-35 км в час;
е) запас хода – 200-250 км;
ж) общий вес – не более 55 тонн, в габаритах, допускающих железнодорожную перевозку.
Просить Комитет Обороны обязать Народный комиссариат машиностроения изготовить опытный образец танка прорыва и сдать на испытание в феврале 1939 года;
2) Оставить на вооружении танки Т-26 и БТ, совершенствуя их в части непробиваемости брони, улучшения ходовой части и улучшения вооружения. Кроме того, для танка Т-26 установить двигатель 126 НР, а для танков БТ – дизель-мотор.
Перечисленные усовершенствования производить по принципу полной взаимозаменяемости агрегатов и механизмов на ныне существующем парке машин;
3) Иметь на вооружении плавающий танк со следующими основными тактико-техническими данными:
а) тип – гусеничный;
б) броня – защищающая от бронебойных пуль калибра 7,62 мм со всех дистанций;
в) мотор – "Додж" (75 НР);
г) вооружение – крупнокалиберный пулемет, спаренный с пулеметом нормального калибра;
д) скорость: по дорогам – 45-50 км, на воде – 7-8 км в час;
е) запас хода – 200-250 км;
ж) общий вес – не более 4 тонн.
Плавающий танк предназначается вместо существующих Т-37 и Т-38.
Впредь до постановки на производство нового плавающего танка сохранить мобилизационное задание на 1938 год на танки Т-38.
Просить Комитет Обороны обязать Народный комиссариат оборонной промышленности сдать на испытание плавающий танк не позднее января 1939 г.;
4) Продолжать производство танков Т-28 и Т-35 и запасные части к ним, совершенствуя их в части вооружения, путем установки пушки Л-10, увеличения стойкости брони и усиления трансмиссии и ходовой части. Усовершенствования производить по принципу полной взаимозаменяемости агрегатов и механизмов на ныне существующем парке машин.
С постановкой массового производства танков прорыва, указанного в п. 2, танки Т-28 и Т-35 с производства снять.
2. В целях дальнейшего усовершенствования танков создать два опытных образца – один гусеничный и второй – колесно-гусеничный с шестью ведущими колесами. Оба танка должны отвечать следующим основным тактико-техническим требованиям:
а) броня – по уязвимым местам 30 мм;
б) мотор – дизель-мотор общий для обоих танков;
в) вооружение – одна спаренная 45 мм пушка с пулеметом нормального калибра и два отдельных пулемета, причем один приспособленный для стрельбы по самолетам;
г) скорость – 50-60 км в час;
д) запас хода – 250-300 км;
е) вес: для гусеничного – 13-14 тонн и колесного – 15-16 тонн.
Просить Комитет Обороны обязать Народный комиссариат оборонной промышленности оба типа танков сдать на испытания не позднее февраля 1939 года.
3. В целях сокращения толщины брони, резкого улучшения ее качества и сопротивляемости и уменьшения веса танка – просить Комитет Обороны принять необходимые меры к производству двухслойной и экранированной брони.
4. Просить Комитет Обороны обязать Народный комиссариат оборонной промышленности и Народный комиссариат машиностроения улучшить качество гусениц, изготовив в 1938 году образцы гусениц, выдерживающих пробег не менее 3000 км. (В настоящее время гусеницы выдерживают пробег 1000-1500 км).
5. Состоящие на вооружении бронеавтомобили БА-10 и БА-20 сохранить, совершенствуя их в части усиления шасси и улучшения качества брони.
Источники
1. http://www.rkka.ru/handbook/voor/btmv33.htm
2. http://www.rkka.ru/handbook/voor/btmv38.htm
3. http://www.uic.unn.ru/~teog/
4. http://scilib.narod.ru/Military/TankInAction/InAction.htm
5. http://redtanks.bos.ru/v2_sozd2.htm
6. http://bronetehnika.narod.ru/t50/t126sp.html
7. http://www.aviarmor.net/tww2/tanks/ussr/t-50.htm
8. Советский легкий танк Т-50 и машины на его базе А. Чубачин
9. Sd.Kfz.141 Pz.Kpfw. III Waldemar Trojca