Хотя раньше на вооружение поступили броневики, но начнем с танков
Грузия получила первые танки уже после окончания ПМВ это были 30 Рено ФТ17
Потом вплоть до 1927 г. было получено еще 40 ед
и был сформирован первый отдельный танковый полк
эти танки были модернизированы в 1928-29 гг до уровня NC-27
Сняты с вооружения в конце 1938, начале 1939 г.г.
Седующим образцом принятым на вооружение стал несколько модернизированный и доработанный Виккерс 6т. в однобашенном и пушечном (37 мм.) варианте, в 1931-33 гг было поставлено 26 ед. в 1933-35 г.г. 47 ед было собрано и произведено в Грузии.
с 1936 по 1938 производится новая модификация Виккерс 6т.
Танк оснастили башней разработанной фирмой Бофорс, с более мощной 37 мм пушкой.
и заменили двигатель на более надежный и не склонный к перегреву.
Всего было выпущено 72 ед. Аналогично в 1937-38 г.г. были перевооружены и модернизированы
73 танка первой модификации
выводились в резерв в 1942-45 г.г.
в 1930 г. в единичном экземпляре купили легкий танк Виккерс Карден-Ллойд Mk.IA
на протяжении 1931-34 г.г. на его основе разработали малый легкий танк
после ряда испытаний грузинская армия отказалась принимать его на вооружение
однако он приглянулся армянским военным и в 1934-38 г.г. для армии Армении
было произведено 70 ед.
Длина 3480, Высота 1600, Ширина 1570
Маса 4.5 т. дв. 74 л/с ск. 52 км/ч
броня 8-12 мм воор. 7,62 мм пулемет
В 1935-36 г.г. у фирмы Ландсверк были приобретены танки L-60 Geo в кол-ве 22 ед.
одновременно была куплена лицензия на производство, в 1936-37 было произведено еще 48 ед.
Маса 9.0 т. дв. 140 л/с ск. 48 км/ч
броня 14-18 мм воор. 20 мм.
Снимались с вооружения в 1939-40 г.г.
Передавались в Армению (сформирован 2-й танковый полк)
в 1937 г. началось производство улучшенной модификации L-60 Geo II
отличия от первой Мк. новая сварная башня разработанная фирмой Бофорс
немного усиленное бронирование и более мощный двигатель
в 1937-39 гг произведено 142 ед
Маса 9.8 т. дв. 160 л/с ск. 50 км/ч
броня 20-28 мм воор. 37 мм.
снимались с вооружения после ВМВ
в 1938 г, на базе малого легкого танка выпускавшегося для Армении
был разработан бронированный транспортер-тягач JT 34/38
стали создаваться тн бронедрагунские (джавшандрагунта) эскадроны
бронетранспортер был вооружен пулеметом винтовочного калибра
и перевозил 5 человек (вкл. мех-вода)
в 1937- 38 годах чешский концерн Skoda-CKD совместно с грузинской фирмой Vazianis Karhana
разработал средний танк (на базе проекта Skoda-CKD S-II-b/c) опытный образец был передан
в Грузию в феврале 1938, после полуторагодовых испытаний и доработок танк пошел в серию
под обозначением VKJ-39 Всего в 1939-40 годах выпущено 72 еденицы
Танки снимались с вооружения после ВМВ
БОЕВАЯ МАССА 16,5 т., ЭКИПАЖ, 5 чел.
Длина, мм 5380, Ширина, мм2440, Высота, мм 2390
1х47-мм пушка , 2 7,62-мм пулемета
Бр. лоб корпуса — 40 мм., борт корпуса — 30 мм., корма корпуса — 25 мм.
лоб башни — 45 мм., борт башни – 35-40мм., корма башни – 30 мм., крыша — 16 мм
днище — 12 мм
ДВИГАТЕЛЬ , бенз., 8-цил., жидк. охл., 270 л.с.
СКОРОСТЬ 46 км\ч по дороге
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 280 км.
в 1938—1939 годах шведская фирмой Landsverk AB на шасси лёгкого танка Landsverk L-60.
разработала ПТ САУ Landsverk L-62 Anti, в 1939 г. один образец был приобретен грузинской армией
на основе этой машины был разработан танк по программе GMT (Georgian Medium Tank) в 1940 был
произведен один опытный экземпляр
танк считался средним, но ни по массе, ни по бронированию таковым не являлся. Он после ряда испытаний
был отклонен грузинскими военными, их не устроило слабое бронирование 18-25 мм, и маломощная коротоствольная
пушка (16,5 клб.). Работы продолжались и усиление:
вооружения (из США были получены орудия М2 с дл. ствола в 31 клб.) и бронирования до 25-47 мм привело к увеличению
массы танка с 14.5 т. до 18 т. это обстоятельство потребовало усиления подвески. Подвеске добавили по одному катку побортно
и в таком виде танк под обозначением GMT пошел в серию
танки производились в 1942-44 гг . Всего изготовлено 74 ед
масса 18 т., броня 25-47 мм Воор 75 мм. орудие М2 (31 клб.)
снимались с вооружения после ВМВ
в 1944-45 г.г. в рамках военной помощи было поставлено около 77 ед танков Шерман М4А2 ранних Мк.
снимались с вооружения после ВМВ
По окончании Второй Мировой войны на вооружении Грузии находилось 350 танков
Из этого числа относительно современных было только 140 ед.
Около 70 М4А2 Шерман (ранней мк.) и около 70 GMT-42
Остальные
140 Landsverk L60II и 70 VKJ-39 Окончательно и бесповоротно устарели, и требовали замены
Руководство танкостроительного отделения фирмы VAZIANIS KARHANA предлагало модернизированный образец танка GMT с установкой более мощной 75 мм. пушки. Однако предложенный вариант не удовлетворял военное ведомство. Тем более что по окончании войны была возможность приобрести недорого готовые танки
У военного ведомства было ограничение по весу танков, 20 т. Но хотелось приобрести и танки помощнее, в итоге для замены вышеназванных танков были выбраны два варианта, и в 1946-48 г.г. были приобретены
140 танков М-24 Чаффи
и 70 танков М4А2 с подвеской HVSS и 76 мм. пушкой
к середине 50-х годов устарели и GMT с Шерманами ранних Мк.
Для их замены в 1955-57 г.г. были закуплены 140 танков М-41 Уокер Бульдог
К началу 60-х годов в вооруженных силах Грузии сложилась парадоксальная ситуация
Все образцы танков стоящих на вооружении были либо устаревшими (М4А2, М-24), либо легкими (те же М-24 и М-41). Остро встал вопрос о материальной части танковых войск, ибо ни один образец не представлял собой реальной силы.
Еще в конце 50-х была принята программа о реконструкции дорожной сети, и мостов, что бы снять ограничение в 20-30 т.
В то же время ведомство выдало заказ на средний (или ОБТ) танк
Рассматривались разные варианты:
Центурион в модернизированном варианте
М-47, М-48
Но все эти образцы далеко переваливали за новое весовое ограничение в 40 т.
В конце концов, фирма Виккерс предложила вариант т.н. экспортного танка Виккерс Мк.1
После ряда конструктивных и технических доработок (планировалось помимо выпуска первых образцов в Англии организовать
производство танков в Грузии, для чего подписывался контракт на реконструкцию заводов VK)
Vickers Mk. Geo.
Боевая масса, т 38,1 Экипаж, чел. 4
Длина корпуса, мм 7290 Длина с пушкой вперед, мм 9730
Ширина корпуса, мм 3170 Высота, мм 2640
Бронирование:
Лоб корпуса, мм. 80 Борт корпуса, мм. 60
Корма корпуса, мм. 20 Днище, мм 17
Крыша корпуса, мм 25 Лоб башни, мм. 80
Калибр и марка пушки 105-мм L7A1T Длина ствола, калибров 51
Боекомплект пушки 44 Пулеметы 1 × 12,7-мм M2HB,
Двигатель горизонтально-оппозитный 6-цилиндровый дизель жидк. охл., 600 л. с.
Скорость по шоссе, км/ч 56 Запас хода по шоссе, км 600
В 1963 г. Танк Vickers Mk. Geo.в двух экземплярах был изготовлен и передан на испытания в Грузию. По многим параметрам танк не дотягивал до лучших образцов современных ему танков, но английским конструкторам удалось создать танк вооруженный современным орудием, относительно нормально бронированный и подвижный, и самое главное простой в производстве и неприхотливый в обслуживании
Первые 35 ед. были поставлены в Грузии с заводов Виккерса в 1965-66 гг.
В Грузии же производство развернулось в 1966 и до 1972 г было выпущено еще 324 ед.
Таким образом, с середины 60-х до начала 70-х грузинские танковые войска были полностью перевооружены современной техникой
Кроме того танк поставлялся на экспорт
В 1989-92 годах разработана новая Мк. танка Виккерс
танк оснащен новым разнесенным бронированием, противокумулятивными экранами, новым двигателем, новой СУО,
Vickers Mk. Geo II
Боевая масса, т 40,0 Экипаж, чел. 4
Длина корпуса, мм 7290 Длина с пушкой вперед, мм 9730
Ширина корпуса, мм 3170 Высота, мм 2640
Бронирование: разнесенное противоснарядное
Калибр и марка пушки 105-мм L7A1T Длина ствола, калибров 51
Боекомплект пушки 46 Пулеметы 1 × 12,7-мм M2HB,
Двигатель 12-цилиндровый дизельный General-Motors 12V-71T 850 л. с.
Скорость по шоссе, км/ч 67 Запас хода по шоссе, км 500
Танки выпускались в 1994-98 гг, всего произведено 356 ед
Теперь Броневики
в ПМВ основными броневиками были Остины как чисто английские
так и Мк Русский Остин
Эти машины модернизировались и сохранялись на вооружении до середины 30х
В начале 30-х совместно с поляками на базе их wz/29 был разработан JM29/32
изменения коснулись ходовой и вооружения
Заменив Остины эти БА были на вооружении до окончания ВМВ
в 1936, на базе легкового Форда был создан неполноприводный легкий БА JM-36
в 1937 г купили лицензию на БА Панар 173, но французы продали только ходовую и бронекорпус, башню с вооружением грузины приспособили свою, точнее бофорсовскую
Производился с 1938 года.
Еще во время войны в Грузию для испытаний был передан экземпляр американского бронеавтомобиля М-6 Стегхаунд
Грузинским военным бронеавтомобиль понравился, хорошая броня, высокая подвижность, простота в обслуживании и ремонте, но не устраивала слабость вооружения
На протяжении 1944-45 в США велись работы по модернизации бронеавтомобиля, согласно грузинских техусловий
И в конце концов решено было использовать на бронеавтомобиле башню от американского (благо погон башни был одинаковый) легкого танка М-24 Чаффи с 75 мм пушкой
Бронеавтомобиль назвали «Нагази» (кавказская овчарка)
Масса броневика выросла с 13.9 т. до 15 т, скорость несколько снизилась с 89 до 80 км/ч
Но в целом получился очень неплохой бронеавтомобиль, с приличным бронированием, и хорошей огневой мощью
На протяжении 1946 – 1948 все JM35/37 были сняты с вооружения и заменены бронеавтомобилями Нагази (Стегхаунд Гео)
Эти броневики долго стояли на вооружении, и неоднократно модернизировались. Новые двигатели, прицельные приспособления, радиооборудование, и боеприпасы, но к началу 1970-х бронеавтомобиль устарел
По окончании ВМВ грузинскими военными было принято решении об увеличении тн «бронедрагунских» подразделений, но единственный транспортер для такого рода войск имевшийся у Грузии по причине малой вместительности уже не подходил. После рассмотрения и ряда испытаний , грузинскому командованию\ приглянулись полугусеничные бронетранспортеры М3, М5
Сразу после войны и до 1948 г эти БТР в немалых количества были закуплены и ими оснащались новые драгунские эскадроны и полки.
В конце 60-х начале 90-х стало ясно, что ни Стегхаунд Гео, ни Скаут Кар, не соответствуют духу времени, они морально и физически стремительно устаревают
Взоры грузинских военных обратились за океан, в США фирма Кадиллак Гэйдж разработала бронемашину «Коммандо» первая версия V-100 испытывалась в Грузии в 1965-66 гг, и с 1968 пошла в серию в разных Мк. Постепенно они полностью (к 1973 г) из драгунских частей БТР-ы Халфтрак
С 1974 г началось производство более совершенной мк. V-150,
Ее пушечная модификация в 1975-78 гг. заменила Стегхаунды в бронекавалерийских полках
Однако хоть V-150-90 и превосходила устаревшие Стегхаунды, но эта машина все таки не дотягивала до концепции «колесного танка». Еще в конце 70-х грузин заинтересовала машина АМХ 10 RC французского производства.
В 1982 г. Два экземпляра этой машины прошли испытания в Грузии и было принято решение прибрести лицензию на это броневтомобиль. В 1989 началось производство этого колесного танка, и к 1996 г он полностью вытеснил V-150-90
C 2006 г выпускаются по лицензии фирмы Текстрон
Бронеавтомобили M1117 ASV
И бронетранспортер M1117 ICV
Ими постепенно заменяются бронеавтомобили и бронетранспортеры серий V-100 и V-150