Что-то я довольно неожиданно увяз в бронетехнике, даже больше, чем в свое время в военно-морском флоте. Вместо планируемого одного поста про бронеавтомобили выходит широкое описание "веток развития" всей бронетехники Византии, это уже третий пост, и меня начинает плавно заносить в танки Интербеллума, а то и дальше. Впрочем, это будет потом, а сейчас статья о том, как Византия первее Великобритании танк изобрела.
Вступление
Трактор "Холт", модель Александра Шуваева. Стал первым в мире трактором, вооруженным 75-мм пушкой, пускай и в экспериментальных целях.
Византийское командование осознало потребность в бронированном шасси высокой проходимости еще в 1912 году, в конце войны с Персией. Становилось ясно, что у существующих бронеавтомобилей крайне ограниченная проходимость, и повысить ее можно, лишь уменьшив нагрузку за счет вооружения и бронезащиты — в то время как и они признавались недостаточными. Предвидя возможные затруднения с прорывом вражеских укреплений, армейское командование всячески интересовалось возможностью установки 75-мм пушки на автомобильное шасси. Шло время, началась разработка Та-5 "Гурони", но многие понимали, что это лишь полумера. Требовалось какое-то радикальное решение.
В это же время свои разработки вел завод VMF в Никомедии. Будучи одним из самых крупных предприятий в Византии, он "выпал" из гонки бронеавтомобилей по той простой причине, что производил гусеничную сельскохозяйственную технику. Низкая мобильность гусеничных шасси первоначально казалась слишком серьезным недостатком, да и проходимость оставалась под вопросом. Но руководство VMF, заинтересованное в оборонных заказах, за свой счет начало проработки первых, пока еще не бронированных тракторов с вооружением из 75-мм пушки и 2-3 пулеметов. В разработке участвовали и заинтересованные офицеры армии, к которым вскоре присоединился генерал от торакитии Николай Валентис, прекрасно знавший существующие недостатки тяжелых бронеавтомобилей. Основной упор делался на проект вооружения импортного трактора "Холт", появившегося в 1912 году. Кроме того, существовал проект шасси на базе нового собственного полугусеничного трактора VMF Т-15 "Вували" ("Буйвол").
Византийский трактор "Буйвол" на испытаниях.
Результат, полученный в середине 1913 года, оказался неприятным. Ни чисто гусеничное шасси, переделанное из трактора "Холт", ни полугусеничный "Вували" не удовлетворяли ни военных (в плане возможной нагрузки, проходимости и маневренности), ни заводских ("военизированные" образцы оказались довольно трудоемкими в производстве) представителей. Побочным приятным результатом для завода VMF стал обширный военный заказ на "Буйволов" — армии понравились результаты испытаний по буксировке 155-мм гаубиц. Тем не менее, гусеничное шасси будущих танков пока "не складывалось".
Решающим оказалось предложение генерала Валентиса разработать на базе полученного опыта специальное шасси, которое удовлетворит и военных, и заводских представителей. При этом подразумевалась простота производства, достаточная маневренность и проходимость при "худших грунтовых условиях", т.е. по глубокой грязи. В кратчайшие сроки в VMF разработали такое шасси. Испытания, проведенные в конце 1913 года, очень обнадеживали. Шасси, нагруженное до 25 тонн ("потолок", обозначенный Валентисом для будущих танков), имело удельный вес на грунт всего 0,62 кг/м2 (гораздо меньше, чем у британских танков), что обеспечивало ему хорошую проходимость. Отказ от колесных тележек облегчил управление. Управлялось шасси с единого поста, на котором были сосредоточены все органы управления, что в теории сильно сокращало экипаж. Испытания шасси VMF стали основой для полусекретного конкурса (будущие машины упорно назывались "сверхтяжелыми пушечными бронеавтомобилями"), на который Валентис, пользуясь поддержкой Императора, пригласил три ведущие машиностроительные фирмы империи — VMF, TMF и "Луканис".
Конкурс
Эскизные проекты танков VMF, "Луканиса" и TMF
После постройки шасси VMF разработка новых машин пошла ускоренными темпами. Среди требований заказчика (в лице Валентиса) главными были:
— артиллерийское вооружение — 75-мм пушка (с полным зарядом);
— стрелковое вооружение — 2-3 станковых пулемета и 1 запасной легкий;
— наличие бойниц для стрельбы из личного оружия и легкого пулемета;
— использование в качестве силовой установки существующих двигателей;
— как можно большая унификация отдельных узлов и деталей с уже находящимися в производстве;
— простота конструкции;
— удобство работы экипажа.
Все проекты имели свои отличительные особенности. Уже к февралю 1914 года все три фирмы представили свои конкурсные проекты будущих машин. Так, TMF попросту "скрестили" существующие проекты двухбашенных пулеметных броневиков с гусеничным шасси, добавив 75-мм пушку в корпусе. "Луканис" по сути сделали то же, только с тяжелыми пушечными броневиками — их танк должен был идти в бой кормой вперед. VMF увеличили свое шасси в длину и ширину, поместив 75-мм пушку в корпусе с солидным боекомплектом, добавив сверху одну пулеметную башенку. Так как заказчик и близко не представлял, насколько удобными и эффективными окажутся эти машины, было решено построить по 4 прототипа и испытать их в войсках. При этом эскиз машины "Луканиса" удостоился резкого замечания по поводу кормового расположения 75-мм пушки. При постройке прототипов компания обязывалась переместить орудие в носовую часть. Работам отводились довольно сжатые сроки — 5 месяцев. Прототипы были представлены к испытаниям 28 июня 1914 года, ровно в тот день, когда был убит австрийский эрцгерцог Франц Фердинанд и было положено начало кризису, который перерастет в Первую мировую войну.
Пехотный танк "Луканис"
Тяжелый танк "Луканис" суров и грозен
Построенные прототипы "Луканиса" стали прообразом будущих САУ, только в куда более громоздком исполнении. Баки с топливом, трансмиссия, емкости с водой и часть снарядов размещались в "ванне" между гусеницами. Сверху над этой конструкцией строилась прямоугольная рубка, разделенная на три условных отсека (внутренние перегородки отсутствовали). В переднем располагалась 75-мм пушка и 7,5-мм пулемет, размещенные в башенной установке с ограниченными углами обстрела (80 градусов на каждый борт). По бокам от орудийной установки находились две тесные рубки главного и второго водителя. Позади, за ними условно начиналось отделение управления. На возвышенном кресле посередине располагалось место командира танка. Он единственный из всех членов экипажа имел хороший обзор из своей командирской башенки на крыше танка. Слева и справа от него в спонсонах располагались пулеметчики. Позади находилось отделение управления — там, в узком проходе между двумя двигателями находилось рабочее место механика. Так как во время езды машину сильно шатало, механик предпочитал находиться в отделении управления, рядом с креслом командира.
После армейских испытаний в июне-июле 1914 года у "Луканисов" были выявлены следующие недостатки конструкции:
— плохая внутренняя вентиляция, экипаж угорал от паров бензина, скапливавшихся в едином отсеке машины;
— места работы двух водителей крайне неудобны ввиду стесненности и плохого обзора;
— значительный "верхний вес", из-за которого существует реальная опасность опрокидывания машины на сложной местности;
— уязвимость бензобаков, расположенных между гусеницами и защищенных всего 5-мм броней.
В то же время имелись и плюсы:
— простота конструкции;
— хорошие углы обстрела орудия и пулеметов;
— хороший обзор командира танка;
— равномерная нагрузка на шасси.
В результате проект танка "Луканис" был отклонен, хотя некоторые особенности его конструкции будут заложены в первый серийный танк Византии А-1. Сами же "Луканисы" поступили в первую танковую учебную часть, где прослужили до середины 20-х годов, после чего их списали и "потеряли" на какое-то время. Внезапно "найденные" в 1935 году строительным (!!!) предприятием, они еще послужат основой для создания САУ.
Годы производства: 1914
Выпущено: 4 единицы
Боевая масса: 22,4 тонн
Размерения: 6,3х3,2х2,87 м
Клиренс: 0,42 м
Ширина трака: 0,5 м
Двигатель: 2 4-цилиндровых, карбюраторных, жидкостного охлаждения, 2х60 л.с.
Скорость, макс: 10 км/ч
Запас хода: 90 км
Подвеска: блокированная, с винтовыми пружинами
Бронирование: лоб, борт и корма 15 мм, крыша и днище 5 мм, башня 10-15 мм
Вооружение: 1 75-мм пушка (45 снарядов), 4 7,5-мм пулеметов (8000 патронов)
Экипаж: 8 человек
Пехотный танк TMF
Танк TMF прост и технологичен
Во главу угла при постройке прототипов TMF ставилась технологичность производства. Корпус танка представлял собой "гроб" с наклонным лобовым листом, к которому по бокам "пристыковывались" элементы ходовой части. В корме корпуса располагались два двигателя, сдвинутых к бортам. Их обслуживал единственный механик (по терминологии того времени — моторист), который также должен был вести огонь из кормового пулемета, установленного за двигателями в жуткой тесноте. Перед двигателями располагались рабочие места заряжающего (снаряды находились в двух стеллажах сразу перед двигателями) и двух пулеметчиков, обслуживающих башенные установки. Перед ними бок о бок располагались командир танка (справа), наводчик (посередине) и водитель (слева). 75-мм пушка монтировалась в лобовом листе посередине, с небольшим смещением к левому борту. После испытаний машины были выявлены следующие недостатки:
— нерациональная компоновка машины, из-за которой экипаж теснится "вширь", но при этом имеет много свободного места "в высоту";
— неудачное размещение 75-мм пушки с крайне ограниченными (10 градусов) углами обстрела;
— неудачное размещение кормового пулемета;
— неудачно расположенный боекомплект орудий, стеллажи перегреваются из-за близко расположенных двигателей.
Впрочем, также отмечались и плюсы проекта:
— высокая технологичность и простота конструкции;
— хорошие углы обстрела башенных пулеметов;
— наличие принудительной вентиляции боевого отделения, из-за чего экипажу было гораздо удобнее и легче работать, дыша нормальным воздухом;
— неудачное размещение втяжного вентилятора (под днищем танка).
Несмотря на плюсы, TMF был признан худшим из всех представленных прототипов. Кроме того, качество их постройки оказалось невысоким. Прослужив в учебных частях, они уже в 1919 году были отправлены на переплавку.
Годы производства: 1914
Выпущено: 4 единицы
Боевая масса: 23,3 тонны
Размерения: 6,6х3,5х1,85 м
Клиренс: 0,42 м
Ширина трака: 0,5 м
Двигатель: 2 6-цилиндровых, карбюраторных, жидкостного охлаждения, 2х90 л.с.
Скорость, макс: 12 км/ч
Запас хода: 90 км
Подвеска: блокированная, с винтовыми пружинами
Бронирование: лоб 20 мм, борта 15 мм, корма 10 мм, крыша и днище 5 мм
Вооружение: 1 75-мм пушка (60 снарядов), 2 7,5-мм пулемета (5000 патронов)
Экипаж: 5 человек
Пехотный танк VMF
Прототип, представленный VMF к испытаниям
Инженеры VMF, "обиженные" тем, что разработанное ими шасси ушло и к конкурентам, вместо того чтобы опускать руки, взялись за разработку своего прототипа. При этом главный упор делался на защищенность экипажа и удобство условий работы — это собственное требование к танку обосновывалось тем, что при прорыве вражеской обороны немногочисленным штурмовым бронемашинам придется сутки поддерживать атакующую пехоту, из-за чего требуется разместить достаточный боекомплект и место под минимальный суточный паек. Кстати, именно в машине VMF впервые был сформулирован основной постулат тяжелых танков — тяжелая боевая машина для поддержки пехоты. Из этого проистекало еще одно требование — достаточный уровень живучести, что в понимании инженеров означало защиту от осколков легких снарядов и пуль любых калибров на близких дистанциях. В процессе проработки пришлось отказаться от пулеметной башенки — танк все равно должен был использоваться вместе с пехотой, которая и обеспечивала ему защиту от вражеских солдат, а для ближнего боя посчитали достаточным иметь 2-3 легких пулемета Apred 13 с возможностью ведения огня из разных точек. В результате у конструкторов получился очень хороший прототип, оставляющий позади и TMF, и "Луканиса". Его достоинствами считались:
— хорошая вентиляция боевого отделения за счет открытой крыши корпуса в задней части;
— мощный двигатель (спарка двух тяжелых 90-сильных движков);
— разделение танка на боевое и моторное отделения, что почти исключило отравление выхлопными газами и парами бензина экипажа;
— кроме того, перегородка моторного отделения и открытая крыша облегчали эвакуацию экипажа танка при пожаре;
— солидный боекмоплект в 80 75-мм снарядов, который "съел" довольно много места внутри танка;
— хорошее разделение ролей членов экипажа (командир, водитель, наводчик, заряжающий, моторист);
— низкий корпус;
— хороший уровень бронезащиты (20-мм лобовой лист, непробиваемый винтовочными пулями даже вплотную).
Впрочем, имелись у танка и недостатки:
— слабое пулеметное вооружение;
— недостаточный обзор командира;
— ограниченные углы горизонтальной наводки 75-мм орудия (по 5 градусов на борт), расположенного с правой стороны корпуса в лобовом листе.
Впрочем, недостатки эти были достаточно легко исправимы. Прототипы VMF были приняты за основные. Серийное производство предполагалось начать в сентябре-октябре, но первый опыт мировой войны принес значительные коррективы в эти планы.
Годы производства: 1914
Выпущено: 4 единицы
Боевая масса: 23,3 тонны
Размерения: 6,6х3,5х1,85 м
Клиренс: 0,42 м
Ширина трака: 0,5 м
Двигатель: 2 6-цилиндровых, карбюраторных, жидкостного охлаждения, 2х90 л.с.
Скорость, макс: 12 км/ч
Запас хода: 90 км
Подвеска: блокированная, с винтовыми пружинами
Бронирование: лоб 20 мм, борта 15 мм, корма 10 мм, крыша и днище 5 мм
Вооружение: 1 75-мм пушка (80 снарядов), 2 7,5-мм пулемета (5000 патронов)
Экипаж: 5 человек
Пехотный танк А-1
A-1 Deig.A
Начало войны с Австро-Венгрией подняло вопрос, что же делать с новыми машинами (которые решили называть "арматами" — "боевыми колесницами") — ускорять их производство или же неспешно доводить их до ума и поставить армии уже качественное, проверенное по всем статьям оружие? Ответ из строевых частей был получен довольно быстро — машины были желательны к появлению, но не срочно (на тот момент считалось, что война не продлится долго и будет преимущественно маневренной). Не до конца оценив возможности новой машины, ромеи специально не торопились с постройкой новых танков, в результате чего их появление на фронте отложилось по разным оценкам на 6-10 месяцев. Конструкторы VMF принялись дорабатывать исходный проект. Было решено установить "по бронеавтомобильному типу" башню с второй 75-мм пушкой (с облегченным зарядом), что теоретически увеличивало огневую мощь и несколько компенсировало ограниченные углы обстрела 75-мм пушки в корпусе. Последнюю первое время предполагалось снять, заменив пулеметом; но возобладало мнение, что башни в бою будут менее живучими, и дабы танки не остались без своего главного оружия в бою, пушку следовало оставить. Возросший вес частично компенсировали более тонким лобовым листом корпуса.
Производство танков началось лишь в январе 1915 года и сопровождалось некоторыми трудностями. В результате 1-й батальон катафрактов уменьшенного штата (48 машин вместо 60) удалось укомплектовать лишь к маю, а экипажи обучили до приемлемого уровня к августу. К этому времени на фронте произошло множество битв, в которых танки стали бы не лишними. Первым крещением новых машин, названных А-1, стал контрудар под Белградом с целью остановить продвижение австрияков на юг (об этом расскажу как-то отдельно). Кроме восхищенных отзывов по поводу эффективности этих машин имелась и критика, сводившаяся к двум пунктам — надежность и наличие в боекомплекте снарядов двух типов. Несмотря на выдающиеся характеристики новых танков (уж получше британских "ромбиков" и немецких A7V), они часто ломались в бою и даже во время перевозки, а два разных снаряда одного калибра вызывали затруднения в снабжении и при заряжании во время боя. Проблемы были с трансмиссией, двигателями, башнями, нижней 75-мм пушкой. Последнюю в частях часто снимали, а освободившуюся массивную маску пушки переделывали под 7,5-мм "Сальватор" 13. Тем не менее, заводы упорно продолжали ставить вторую "семьдесятпятку" на танки. Параллельно повышалась и надежность — уже в начале 1916 года в части стали поступать вполне надежные А-1. Мелкие доработки происходили непосредственно во время производства, из-за чего официально танк оставался в единственной модификации.
Лишь в 1918 году появились танки Deig.B, ставшие результатом анализа трехлетнего опыта войны. 75-мм пушка являлась достаточным средством борьбы с пехотой противника и легкими укреплениями, но при определенных условиях требовалось наличие более точной и дальнобойной пушки, даже в ущерб воздействию при попадании. Кроме того, башенная установка с 75-мм пушкой оказалась единственным элементом А-1, которая не спешила становиться надежной и часто выходила из строя. Быстрыми темпами на базе морского образца была разработана 57-мм пушка, которую разместили в уменьшенной башне восьмигранной формы. Туда же "переехал" командир, ставший теперь и наводчиком новой пушки. Экипаж сократился до 6 человек, размещение его стало более свободным. Место водителя сместилось ближе к левому краю (ранее располагалось посередине). Были установлены более мощные двигатели и 25-мм лобовая броня лба корпуса. Танки этой серии ограниченно участвовали (в силу своей малочисленности) в мировой войне, но именно B-шки стали основой катафрактарных батальонов в 20-е годы. Уже устаревшие, с изношенными двигателями, танки А-1 успели поучаствовать и в начале Второй мировой войны.
A-1 Deig.B
Годы производства: 1915-1922
Выпущено: 376 единиц (+12 для Сербии)
Боевая масса: 25,5 тонн
Размерения: 6,6х3,5х2,7 м
Клиренс: 0,42 м
Ширина трака: 0,5 м
Двигатель: 2 6-цилиндровых, карбюраторных, жидкостного охлаждения, 2х90 л.с.
Скорость, макс: 12 км/ч
Запас хода: 100 км
Подвеска: блокированная, с винтовыми пружинами
Бронирование: лоб и борта 15 мм, корма 10 мм, крыша и днище 5 мм, башня 15 мм
Вооружение: 2 75-мм пушки(80 снарядов), 2 7,5-мм пулемета (5000 патронов)
Экипаж: 7 человек
Deig.A (1915-1918) – базовая модель, всего 218 единиц (+12 для Сербии);
Deig.B (1918-1922) – усовершенствованная базовая модель с 2х120-сильными двигателями, башня заменена на меньшую с 1 57/30-мм пушкой (70 снарядов) и 1 7,5-мм пулеметом, защита башни 15 мм (маска 25), защита лба 25 мм, вес возрос до 26 тонн, всего 158 единиц;
Кавалерийский танк А-2
A-2 Deig.A
Уже в ходе использования тяжелых танков открылась надобность в более мобильных бронированных машинах, которые могли бы частично взять на себя штурмовые функции, оставаясь при этом мобильными машинами с высокой проходимостью. В результате в экстренном порядке была начата разработка новой боевой машины, которая положила начало разделению танков Византии на пехотные (или штурмовые) и кавалерийские. В свою очередь, танки А-2 стали первыми кавалерийскими танками Византии. При их проектировании широко использовались автомобильные агрегаты, производимые развитым автопромом страны. Основываясь на той же ходовой, что и А-1, кавалерийские танки должны были получить такой же двигатель (но один), иную трансмиссию и легкое пулеметное вооружение. Броня должна была обеспечить машине противопульную защиту.
В результате в середине 1916 года развернулось производство А-2. Эти танки довольно неплохо показали себя во время прорывов, значительно усиляя мобильные кавалерийские и пехотные подразделения, но непосредственно при штурмах показывали себя слабо. Тем не менее, их признали удачными машинами. В 1918 году при установке новой башни на А-1 возникла идея поставить ее и на А-2 — благо, размеры позволяли. В результате А-2 Deig.B получили на вооружение 57-мм пушку, которая значительно повысила их огневую мощь.
После войны танки А-2 простояли на вооружении до конца 20-х годов, пока не удалось нарастить производство новых образцов бронетехники. Оставшись в тени более могучих и впечатляющих А-1, эти кавалерийские машины все же сделали значительный вклад в развитие не только танкостроения империи, но и в теоретическое развитие использования танков. Помимо Византии, танки А-2 поставлялись после войны в Югославию, производились по лицензии в Румынии и России, оставив в истории заметный след.
A-2 Deig.B
Годы производства: 1916-1922
Выпущено: 548 единиц (+36 для Югославии)
Боевая масса: 15,8 тонн
Размерения: 5,8х2,7х2,5 м
Клиренс: 0,4 м
Ширина трака: 0,5 м
Двигатель: 6-цилиндровый, карбюраторный, жидкостного охлаждения, 90 л.с.
Скорость, макс: 16 км/ч
Запас хода: 200 км
Подвеска: блокированная, с винтовыми пружинами
Бронирование: лоб и борта 15 мм, корма 10 мм, крыша и днище 5 мм, башня 15 мм
Вооружение: 3 7,5-мм пулемета (8000 патронов)
Экипаж: 4 человека
Deig.A (1916-1918) – базовая модель, всего 214 единиц;
Deig.B (1918-1922) – усовершенствованная базовая модель с 120-сильным двигателем, одной башней с 1 57/30-мм пушкой и 1 7,5-мм пулеметом, бронезащита башни 15 мм, вес возрос до 16 тонн, скорость возросла до 18 км/ч, всего 334 единицы (+36 для Югославии);
Несколько слов о численности
Возможно, кому-то покажется, что численность византийских танков ПМВ невелика. Всего-то 924 танка, и то с учетом послевоенных 4 лет! И при этом Византия позиционируется как одна из самых сильных промышленных стран! Поясняю, почему численность невелика:
— в силу географических особенностей основного ТВД потребность в бронетехнике ниже, чем на равнинах Франции;
— торакитные войска Византии не будут нести столь серьезных потерь в боях, как англичане (с почти 100-процентной потерей матчасти); кроме того, очень активно будут работать эвакуационные отряды;
— Византия помимо своих потребностей будет еще и удовлетворять потребности Сербии в винтовках, снарядах, орудиях, потому высокое насыщение бронетехникой (в тысячах штук) не представляется возможным, тем более с продолжением активного строительства флота;
P.S. Как-то так. Надюсь, после этого все же разберусь с статьями по Константинопольской битве, и не рвану в танки Интербеллума со всей своей прытью.