Так как с броневиками вышло не совсем так, как планировалось (первая статья покрыла лишь время до ПМВ, а собирался и ее охватить), то публикую продолжение. Возможно, кому-то оно покажется слишком консервативным, или может наоборот — слишком фантастическим (упоротым), но будет уже именно так, в колесных вариантах. А полугусеничные и гусеничные конструкции — это уже в статье с танками.
Вступление
Год 1913 от Рождества Христова стал важным в истории византийской бронетехники. Из войны с Персией были сделаны решающие выводы. Главным из них стала необходимость выделения броневых частей в отдельное войско. Таким образом, в Византийской Императорской армии к инфантерии, велитерии (элитная пехота с упором на меткую стрельбу и физ. подготовку), кавалерии и артиллерии добавилась торакития. Первым генералом от торакитии стал Николай Валентис, представитель "новой знати" (в Византии дворянский титул мог выдаваться в качестве награждения за успехи в службе, к числу таких дворян принадлежал и архонт, или по-европейскому граф Николай Валентис). Именно он стал "движителем прогресса", реформировав (а точнее — упорядочив) структуру торакитных частей.
Эмблема, которую стали наносить на бронетехнику Византии с учреждением торакитных войск вместо имперского орла.
В первую очередь были созданы такие формирования, как клибанарные батальоны. Батальон состоял из 4 клибанарных рот, рота — из 3 взводов, взвод — из 4 бронемашин (по штату — 1 пушечная и 3 пулеметные). Каждому взводу по штату полагались определенное количество грузовых автомобилей, инженеры, вспомогательные службы. Кроме того, в батальоне имелась штабная рота (совмещающая функции командования и роты связи) и рота специальной мобильной пехоты — торакитов (фактически посаженные на автомобильный транспорт велиты — византийская легкая пехота, чья история началась еще в XVII веке). Таким образом, клибанарный батальон становился вполне самостоятельным формированием на поле боя.
По планам Валентиса, Византийской Императорской армии требовались 5 клибанарных батальонов, которые при случае подчинялись бы отдельным дивизиям или корпусам. Кроме того, планировалось создать отдельный штурмовой клибанарный батальон, оснащенный одними лишь пушечными броневиками. Для этих целей требовалось 108 пушечных и 180 пулеметных бронеавтомобилей — в наличии же (с учетом боевых и небоевых потерь за годы службы) имелись лишь 26 пушечных "Циклопов" и 72 новеньких "Кунави", часть которых находилась еще в производственных цехах. Из них были сформированы 1-й и 2-й клибанарные батальоны, а для остальных трех было решено создать в кратчайшее время образцы новых броневиков, причем первый из них был представлен уже в начале 1914 года заводом "Луканис". И если пулеметный вариант военным пришелся не по вкусу из-за тонкой бронезащиты (фактически это "Остин"), то пушечный образец было решено принять на вооружение.
Пулеметный двухбашенный бронеавтомобиль "Луканис"
Судьба же пулеметного "Луканиса" любопытна — его в середине 1914 года осмотрели представители Русской Императорской армии, которым машина понравилась. В результате была заказана 1-я серия в 48 броневиков, к которым после присоединились доработанные 2-я (60 штук) и 3-я (60 штук). Кроме того, производство "Луканиса" было развернуто на Путиловском заводе в Петрограде. В результате "Луканисы" стали самыми массовыми броневиками России в русско-японской войне 1915-1917.
Та-4 "Гурони" ("Боров")
Пушечный бронеавтомобиль фирмы "Луканис" под заводским наименованием "Боров" приняли на вооружение не от хорошей жизни — ему просто не было вменяемых альтернатив. При этом он казался не самым плохим броневиком — на нем сохранили вооружение и бронезащиту "Циклопа", при этом увеличив проходимость за счет добавления второй ведущей оси в корме. Кроме этого, боевую часть броневика полностью развернули в корму — в бой он должен был идти исключительно задним ходом. Для удобства управления место мехвода сдвинули к середине рубки, сидение сделали подъемным, и в бою расположенный задом наперед водитель должен был наблюдать за полем боя с 2,5-метровой высоты из бронированного колпака. Для улучшения обзора изменили форму корпуса, добавив наклон крыши в корму и понизив башню с 75-мм пушкой (заодно ограничив углы горизонтального наведения 120 градусами), чего все равно было недостаточно в условиях боя. Вес по отношению к "Циклопу" вырос — и для достаточной подвижности пришлось установить на шасси 60-сильный двигатель, который занимал довольно много места, кроме того пришлось установить на задние оси сдвоенные колеса для лучшего сцепления. В результате вышла поистину чудовищная конструкция, которая сильно впечатлила военных.
Производство новых броневиков было начато в начале лета 1914 года, первый клибанарный батальон с "Боровами" (3-й) впервые участвовал в бою осенью того же года. "Гурони" заслужили восхищенные отзывы по части бронезащиты и огневой мощи — но в то же время разгромной оказалась критика их проходимости и управления. Броневики имели крайне низкую мобильность, плохую поворачиваемость, в условиях бездорожья вязли из-за своего огромного веса. Ненадежными оказались двигатель и трансмиссия. Вывод был неутешительным — для пушечной бронемашины колесное шасси решительно не подходит. В результате уже в ноябре начался поиск альтернатив с колесно-гусеничной и чисто гусеничной ходовой, результатом чего стало появление первых византийских танков. Кроме того, Та-4 оказались очень сложными и дорогими машинами (из-за этого гражданская версия шасси так и не пошла в серию), что сильно затрудняло их массовое производство, которое все же еще какое-то время продолжалось. Требовалось укомплектовать все клибанарные батальоны техникой, а альтернатив "Боровам" пока не было. Кроме того, 5 бронемашин заказала Сербия на свои нужды. Их изготовление закончилось в начале 1916 года. Они же стали последними произведенными "Гурони" и последними тяжелыми пушечными броневиками Византийской Императорской армии в Первой мировой.
Та-4 "Гурони" еще более суров и беспощаден, чем русский "Гарфорд"
Годы производства: 1914-1915
Выпущено: 48 единиц (+5 для Сербии)
Боевая масса: 9,8 тонн
Размерения: 5,95х2,55х3,7м
Двигатель: 4-цилиндровый, карбюраторный, жидкостного охлаждения, 60 л.с.
Скорость, макс: 25 км/ч
Запас хода: 150 км
Колесная формула: 6х4
Бронирование: лоб, борт и корма 7,5 мм, щит 7,5 мм, крыша и днище 3 мм
Вооружение: 1 75-мм облегченная горная пушка (45 снарядов), 3 7,5-мм пулемета (5000 патронов)
Экипаж: 8 человек
Та-5 "Алепу" ("Лисица")
Одним из основных требований к новым пулеметным броневикам было размещение двух пулеметов в двух отдельных башнях. Первыми по этому техзаданию закончили разрабатывать свой броневик конструкторы завода "Луканис", но безуспешно — машина не понравилась военным. Пулеметы имели ограниченные углы обстрела, бронезащита оставляла желать лучшего, вдобавок в конструкции шасси использовались отдельные элементы британского производства — что не могло не вызывать неприятия у гордых ромеев. В результате приемной комиссии пришлось ждать результата трудов Андреа Пластираса, творившего свой образец на базе автомобиля "Пегас" М30, гражданский образец которого уже успел прославиться своей вместительностью и надежностью.
И Пластирас не подвел. Его детище оказалось и достаточно защищенным, и производилось полностью на византийских предприятиях. Кроме того, броневик был очень грамотно продуман. Так, Пластирас полностью отказался от сомнительной тактики езды в бой кормой. Его броневик должен был ездить в бой только передом, как и в обычных условиях. В этом случае двигатель становился дополнительной защитой, кроме того удалось отказаться от кормового поста управления (что, впрочем, многим не понравилось). Броневик вышел просторным, хорошо вентилируемым через пять открывающихся бойниц (1 в корме и 4 по бортам). Помимо двух пулеметов TVP 13M "Сальватор" в башнях, по штату броневику полагался легкий пулемет Apred 13M, из которого могли остреливаться члены экипажа. В корме на полу находился объемистый бензобак и укладка для патронов. Кроме того, там же имелось достаточно места для дополнительных припасов (вода для пулемета, провиант, дополнительное вооружение или боекомплект), в результате чего экипаж мог вести бой не покидая бронеавтомобиль (не считая естественной нужды) в течении нескольких суток. Все эти преимущества меркли перед лишь одной ведущей осью и побортным расположением башен вместо желаемого диагонального (побортные башни выглядели предпочтительнее с точки зрения внутренней компоновки). Военные без раздумий заказали первую партию в 36 машин с пожеланиями еще больше усилить бронезащиту и установить еще более мощный двигатель.
Уже во время войны, в конце 1914 года вторая серия (Deig.B) поступила в войска. Отличий было немного — установлена 7,5-мм круговая броня и новый 45-сильный двигатель. В войсках тем временем требовали новых "Лисиц", столь удачным оказался этот броневик. Кроме того, 60 единиц заказала себе Сербия. Впрочем, именно в это время на австро-византийском фронте началась позиционная война, и острая надобность в броневиках отпала. С другой стороны, попытки использовать "Лисиц" при штурме укрепленных позиций и на бездорожье вылились в 1916 году в модификацию Deig.C — самую массовую. Шасси стало полноприводным, бронезащиту довели до 10 мм, а угол возвышения пулеметов довели до +85 градусов, что позволяло вести огонь и по воздушным целям. Выросшую стоимость признали "адекватной высоким характеристикам машины". С-шки строились с 1916 по 1922 год, став самыми массовыми броневиками Византийской Императорской армии в течении следующих десяти лет. После замены износившихся двигателей в 30-х годах часть "Алепу" отправили в Египет, где они встретили Вторую Мировую войну.
Отдельно стоит рассказать про 12 машин Deig.D, выпущенных в качестве эксперимента в 1917 году. На них применялся колесно-гусеничный движетель, который позволил "Алепу" сравниться по проходимости с танками. Впрочем, стоимость машин также почти сравнялась с тяжелой бронетехникой, в результате чего 12 экспериментальных машин остались единственными полугусеничными броневиками Византийской Императорской армии времен Первой мировой войны.
Та-5 Deig.B "Алепу" ("Лисица")
Годы производства: 1914-1922
Выпущено: 619 единиц (+60 для Сербии)
Боевая масса: 3,2 тонн
Размерения: 4,95х2,1х2,5м
Двигатель: 4-цилиндровый, карбюраторный, жидкостного охлаждения, 40 л.с.
Скорость, макс: 50 км/ч
Запас хода: 200 км
Колесная формула: 4х2
Бронирование: лоб, башни и корма 7,5 мм, борта 5 мм, крыша и днище 3 мм
Вооружение: 3 7,5-мм пулемета (8000 патронов)
Экипаж: 4 человека
Deig.A (1914) – базовая модель, всего 36 единиц;
Deig.B (1914) – усовершенствованная базовая модель с 45-сильным двигателем и круговой 7,5-мм броней, всего 159 единиц (+60 для Сербии);
Deig.С (1916-1922) – улучшенная модель с 10-мм бронезащитой лба и башен, 50-сильным двигателем и повышенным запасом хода (300 км), колесной формулой 4х4, возможностью вести огонь из пулеметов по воздушным целям, всего 412 единицы;
Deig.D (1917) – экспериментальные образцы на базе Deig.C с колесно-гусеничным движителем (скорость 25 км/ч, запас хода 130 км), всего 12 единиц.
Примечание: Слово "торакитный", "торакит" происходит от греческого θωρακισμένος (thorakisménos) — бронированный. Слово изменено от оригинального "торакисменос" для более простого и лучшего звучания.