Бронепалубный крейсер «Петре I Багратиони» флагман Грузинского Королевского флота на рубеже веков. Часть I
Огромное Спасибо Коллегам:
Wasa (написавшему эту тему целиком)
st.matros (за своевременные и дельные замечания)
Грузинское королевство к 1890 году стремительно развивалось (по крайней мере по сравнению с другими странами региона). Союз с Российской империей (как тогда говорили Союз двух православных царей) и правильный подход, к экономическому развитию, а именно грамотно и успешно проведенная в середине XIX в земельная реформа, позволили королевству надежно закрепиться в роли 3 державы побережья Черного моря.
Но оставалась серьёзная угроза со стороны Османской империи. Тем более наблюдались серьёзные попытки усиления турецкого флота.
Само собой основным противником турецкому флоту был Черноморский флот Российской империи, и на первое время грузинский флот строился исходя из концепции «береговой обороны»
На тот момент в составе Королевского флота Грузии числились 7 канонерок различных типов, в том числе 4 устаревших шлюпа. Еще одна быстроходная «Тбилиси» разработанная североамериканск
Единственным кораблем который мог реально действовать на коммуникациях, был безбронный клипер «Кавкасиони» громко классифицирующий
В январе 1892 года на первом в новом году заседании госсовета была представлена Большая программа строительства флота которая была разработана Техническим отделом штаба Командующего грузинским флотом адмирала Колумбега .
Планировалось построить три броненосца, четыре малых крейсера (по сути быстроходных канонеских лодок) и столько же новых эсминцев.
Не смотря на противодействие военного министра генерала Дадиани, который откровенно саботировал вопросы развития флота, поскольку считал что будущее королевства в победе на суше программа была практически безоговорочно принята парламентом и утверждена его величеством королем Ираклием IV, единственное требование которого, было снизить стоимость программы. Что в итоге заставило отказаться от строительства третьего броненосца.
Первыми кораблями, которые должен были строиться по данной программе были опять же знакомые нам канонерки, а точнее две лодки аналогичные понравившиеся морякам «Тбилиси».
Шальные сухопутные генералы пытались доказать что эти недорогие в принципе корабли с успехом заменят крейсера. Естественно они не учитывали небольшую для крейсера мореходность и то что скорость новых броненосцев уже вплотную приближалась к 18 узлам, а эти 3 канонерки хотя и были быстрее многих своих собратьев по классу все же редко развивали больше 15,5 узлов с полным грузом, командованию грузинского флота требовался полноценный крейсер, для действий на коммуникациях. Надо сказать что каботажное плаванье вдоль черноморского побережья Турции с учетом горного рельефа и неразвитостью сети дорог, было основным путем снабжения приграничных с Грузией турецких вилаетов
Кстати морской штаб поначалу действительно планировал построить еще четыре такие же канонерские лодки, но с более высоким бортом, более мощными механизмами и ослабленным вооружением, но в связи с требованием снижения стоимости, а первоначальные прикидки показали, что модифицированные корабли подскочат в стоимости на 20 %,от этой затеи решили отказаться. Всё же адмирал Колумбег нашел достаточно простой выход. Разведывательное соединение должно было включать в себя один достаточно сильный крейсер и пару более легких малых крейсеров которые могли поддерживать флагманский корабль,
Большой крейсер решили строить на английской фирмы Elswick Ship Building Yard. Данная компания строила подобные крейсера серийно поэтому стоимость должна была быть небольшой при вполне приемлемых характеристиках. За основу взяли несколько увеличенный вариант аргентинского крейсера «Нуэве де Хулио».
Но при строительстве кораблей за пределами Босфора, могли возникнуть определенные трудности связанные с проходом через проливы (Турция не очень благоволила проходу боевых кораблей). Заявленная стоимость в 85000 фунтов вполне устроила ВМФ (канонерские лодки «Тбилиси» обошлись по 45000 фунтов каждая), но оказалось, что за соблюдение секретности фирма Виккерса не формально намекнула на дополнительный платеж в размере 3000 фунтов. В итоге для всего мира Elswick Ship Building Yard строил для грузинских ВМС быстроходный транспорт.
Строительство шло достаточно быстро, и у грузинских дипломатов было мало времени решить вопрос о проводе нового корабля.
Во первых после долгих переговоров с блистательной Портой удалось договориться о проходе корабля через проливы но без вооружения. Во вторых были сооружены дополнительные надстройки которые отдаленно напоминали торговый пароход. И самое последнее это подкуп таможенников (что в принципе не сильно было сложно).
В итоге 1 ноября 1897 крейсер «Петре I Багратиони» под видом транспорта вошел в Черное море, где его вне турецких территориальных вод, встретил крейсер РИФ "Память Меркурия" и сопроводил до главной базы грузинских ВМС порта Поти. Куда еще в июле 1897 прибыли орудия для вооружения новоиспеченного флагмана Грузинского Королевского флота.
Кстати в Турции разразился скандал когда официально стало понятно что они пропустили, но ничего поделать они уже не могли.
ТТХ на 1897 г.
Водоизмещение 3760 т, Габариты 112,0×14,5×4,8 м.
ПМ-2, 4ПК, при мощности 9200 л.с. = 22 уз., 14200 л.с.=24 уз.,
Бр.: пал. 47/102 мм, Эк. 310 чел.
2 – 152 мм/45, 8 – 120/45 мм, 8-47 мм, 4 пул., 2ТА
Вплоть до 1924 г. «Петре I Багратиони» был единственным полноценным крейсером грузинского флота
Перед самой Мировой войной решено было модернизировать крейсер, 120 мм орудия считались малоэффективными в результате недостаточной мощности. Кроме того было желательно выдерживать достаточную дистанцию при бое с турецкими крейсерами в дальнейшем.
Таким образом после консультации с инженерами Николаевского завода Наваль был представлен проект перевооружения крейсера, но поскольку заводы в России были перегружены заказами, модернизацию решено было проводить непосредственно в Грузии на ВМБ Поти.
Первые работы были начаты в конце декабря 1913 г. На первом этапе демонтировали шесть из восьми 47 мм пушек, четыре 120 мм орудия Канэ установленные в спонсонах заменили на 152 мм. пушки Канэ. Была существенно усилена палуба и силовой набор корпуса. Еще четыре 120 мм пушки были заменены 75 мм. орудиями. Окончательно работы по перевооружению были завершены только в конце июня 1914 года.
Кроме перевооружения была проведена частичная переборка машин, установлены новые приборы управления стрельбой.
Это стал первый опыт серьёзных работ собственными силами на крупном корабле, что в дальнейшем оказало позитивную роль.
Таким образом к началу Первой Мировой Войны крейсер имел следующие характеристики:
Водоизмещение 3900 т, Габариты 112,0×14,5×4,8 м.
ПМ-2, 4ПК, при мощности 9500 л.с. = 21,5 уз., 14500 л.с.=23 уз.,
Бр.: пал. 47/102 мм, Эк. 310 чел.
6 – 152 мм/45, 4 –75 мм, 2-47 мм, 4 пул., 2ТА
Демонтированные 120 мм орудия были установлены на береговых батареях Батумской крепости.