«Броненосная орда Британии» во Флоте Японской Императора… или «Мы наш, мы новый ответ дадим вашим притязаниям на Наш торт.»)))
Будучи категорически недовольным вот этим вот крейсером от Андрея Толстого, я решил подкинуть в банку мёда, целую лопату всякой броненосно-миноносной мерзости. Что-ж уважаемый коллега Андрей Толстой… парируйте-с.
Британскую Империю, а точнее её Первого Морского Лорда на 1890 год терзал жесточайший "крейсерский кризис". Что-бы не предлагали, всё было не то, не так… и безумно дорого. Крейсерство как доктрина не были полноценно опробованы Британией так как всё что можно было захватить было уже захвачено, поделено и распилено. Следовательно, возникал конфликт интересов. Задачу конечно можно было решить посылкой отряда броненосцев, но, средства были нужны Адмиралтейству на новые, перспективные проекты которые должны были сделать Британское Доминирование в Мировом Океане, абсолютным. Тем более, тут, в Европе, под боком начала проявлять симптомы претензий на морское могущество — Германия и Россия. Если первая не представляла сиюминутных угроз британским колониям, то Россия уже залезла в Северный Китай, а там и до Индии недалеко.
Единственным способом без большой войны ударить по рукам Россию это была небольшая, региональная прокси-война. Для этого были выданы Японии, новому союзнику Британии и международные кредиты, и всяческая материальная помощь. Такой конфликт был потенциальным полигоном обкатки нового вооружения в том числе и для Флота Её Величества.
Адмиралтейство штамповало проекты крейсеров как горячие пончики, чуть ли не по крейсеру в день. Но, ни один из предложенных проектов полноценно не отвечал желаниям адмиралов. А британским адмиралам нужна была дешёвая, быстрая и хорошо вооружённая замена, нечто среднее между "Орландо" и "Поверфулом", но быстрее и легче чем "Блейк".
Так появился эскадренный бронепалубный крейсер класса — HMS Sutton. Сохраняя мощь артиллерии "Орландо" те-же самые 9,2"/47 Марк 7, "Саттон" нёс на себе ещё девять 6" орудий в казематах и 8 12-ти фунтовых орудий. При этом броневая палуба была уже не 1" как на "Эдгаре", а 2,5", а машины были в два раза мощнее чем на "Эдгаре". Всего таких кораблей было заложено 4: — HMS Sutton, HMS Pillager, HMS Trasher, HMS Terror. Став не просто эскортными бронепалубными крейсерами 1-ого ранга, а полноценными бронепалубными крейсерами дальнего действия. Ещё 4 таких крейсера были построены компанией Vickers для Японии в конфигурации Флота Её Величества: — IJN Shitakami, IJM Hitokami, IJN Sachigami, IJN Mogami.
Крейсер тип-Саттон (IJN Shitakami)
Размеры: — 136х18х7 метров
Стоимость: — £340860
ВИ: — 7800 тонн
ЭУ: — 12 котлов Yarrow, 2 ПМТР общей мощностью 24000 л.с., скорость максимальная 24,8 узла/крейсерская 17 узлов, дальность плавания 7500 миль на 10 узлах.
Вооружение: — 2×1 9,2"/47 Mk 10, 9×1 BL 6"/45, 8×1 12 pounder cannons.
Броня: — Палуба — 2", Скосы Палубы — 5,5", Казематы BL 6"/45 — 4", Щиты 12 фунтовых пушек — 20мм, Башни 9,2" — 6"-3", Рубка — 4".
В связи со строительством новых броненосных крейсеров в США и России фактически в виде "ответа" на многообразие "продуктов" порождённых британским крейсерским кризисом, в Строительном Управлении Британского Флота возник запрос на "равноценный" ответ. Что тут началось. На суд адмиралов, Морского Министра и Первого Лорда был вывален целый воз из броненосныйх крейсеров… от продолжения темы "Паверфула" вплоть до класса "Дрейк" и "Минотавр". В числе всей этой "армады" проектов был и предложенный эскадренный броненосный крейсер типа "Принцесс". Большая часть проектов была принята в виде эволюции из одного проекта в другой. Но тип "Принцесс" от компании Withworth Armstrong хоть и был принят к строительству, однако сразу показал что, у эскадренных броненосных крейсеров есть и другое направление, на подобии русских броненосцев типа "Пересвет". В 1900 году были заложены два корабля этой серии: — HMS Princess и HMS Nova. Оба корабля успешно прошли ходовые испытания показав среднее максимальное значение хода в 23,7 узла. Но, на вооружение Британского Королевского Флота приняты не были. Оба корабля были проданы Японии получив имена: — IJN Hime и IJN Shinsei.
Эскадренный Броненосный Крейсер тип HMS Princess (IJN Hime, IJN Shinsei)
Размеры: — 161х21х8 метров
ВИ: — 14700(15260) тонн
ЭУ: — 24 котла Yarrow, 2 ПМТР общей мощностью в 32800 л.с., скорость максимальная ~24 узла(8600 миль на скорости 10 узлов).
Вооружение: — 2х2 9,2"/47 Мк 10, 16×1 BL 6"/45, 16×1 12-pounder cannons.
Броня: — Пояс 8"- 5,5", Палуба — 2"(скосы — 3"-4"), Барбеты — 7", Башни 9,2"/47 — 8"-4,5", Казематы 6"/45 — 5,5", Казематы 12 pnd — 2", Щиты орудий 12 pnd — 25мм, Рубка — 8".
Стоимость: — £1,105400
Если у крейсеров типа "Саттон" носовой погреб 9,2" был втиснут между генераторными, а кормовой между холодильниками паровых машин, то на броненосном крейсере типа "Принцесс" не только повторили этот приём, но и к подобной защите добавились носовые и кормовые пояса в 140 мм толщиной и скосами броневой сплошной 2" палубы во всю длинну корпуса толщиной до 102 мм. Ещё ни один британский корабль не имел такой мощной и одновременно компактной броневой защиты. Мачты "Принцесс" в виду того что на них были расположены тяжёлые марсы получили необычное дополнительное усиление с двумя дополнительными балками-ногами. Впоследствии подобные мачты будут применяться британским флотом повсеместно от лёгких крейсеров до линкоров. Впервые на британском флоте на "Принцессах" один из главных дальномеров располагался на верхнем марсе фокмачты.
Таким образом Японский Императорский Флот получил целых 6 крейсеров кроме "Асам" и "Ниссинов". Каммимура может быть доволен. А вот будут ли довольны Русские моряки таким поворотом это ещё большой вопрос, ведь главная стратегическая задача этой британской прокси-войны именно… Раз и Навсегда убрать Россию с океанских и морских просторов.