Броненосец в крейсерской шкуре
Содержание:
Выйдя победителем из Японо-китайской войны 1894-1895 годов, Страна восходящего солнца жаждала начать строительство своей колониальной империи. Поначалу это сделать не удалось из-за вмешательства России. Не имея возможности отстоять свои интересы силой, подданные микадо отступили, но не отказались от своих планов. Чтобы стать настоящей мировой державой и разгромить русских, Японии требовался первоклассный флот. В эти годы происходит сближение Японии и Великобритании. Вместе с огромной денежной контрибуцией от Китая по результатам войны 1894-1895 годов это дало возможность японцам быстро обзавестись самыми передовыми кораблями того времени.
Для маленькой и всё ещё бедной Японии ставки в игре были очень высоки, а, значит, нужно было тщательно продумать концепцию строительства и использования нового броненосного флота. Принятая японским правительством десятилетняя судостроительная программа поражала своим размахом — к 1905 году главной силой Императорского японского флота (Тейкоку Кайгун) должны были стать 6 броненосцев и 6 броненосных крейсеров. В качестве прототипа для броненосцев выбрали самые современные линейные корабли британского флота. С броненосными крейсерами ситуация была сложнее — ни один из имевшихся в европейских флотах кораблей этого класса восточных заказчиков не устраивал. Французские броненосные крейсера проектировались, как истребители британской торговли в европейских водах, русские — как дальние океанские рейдеры-одиночки, британские — в качестве защитников торговых путей. Японцы же хотели получить корабль для эскадренного боя с русскими броненосцами из Порт-Артура, превосходящий их по скорости хода.
Главный конструктор британской судостроительной компании «Армстронг» Филипп Уоттс, взяв за основу армстронговский чилийский броненосный крейсер «О’Хиггинс», создал новый проект. В 1896-1900 годах в Элсвике (районе английского города Ньюкасл) были построены 4 броненосных крейсера для японского флота: «Асама» и «Токива» (класс «Асама»), «Идзумо» и «Иватэ» (улучшенный класс «Идзумо»).
На примере броненосного крейсера 1-го класса Императорского японского флота «Идзумо» мы рассмотрим, насколько удалась реализация концепции японского броненосного крейсера.
Общая характеристика
Броненосный крейсер виделся японскими флотоводцами этакой универсальной палочкой-выручалочкой: действовать отдельно от главных сил, обеспечивать ближнюю и дальнюю блокаду баз противника, противодействовать вражеским крейсерам и участвовать в генеральном сражении с броненосцами в качестве скоростного крыла флота. В целом все эти задачи кораблями класса «Асама» и «Идзумо» в ходе Русско-японской войны 1904-1905 годов были успешно выполнены. Например, броненосные крейсера обеспечивали поддержку операций по попытке заблокировать Порт-Артур брандерами, бомбардировали Владивосток, конвоировали транспорты, охотились на русский Владивостокский отряд крейсеров (бой в Корейском проливе), участвовали в сражениях в Жёлтом море и Цусимском проливе, прикрывали высадку десанта на остров Сахалин.
Японские броненосные крейсера судостроительной программы 1895-1896 годов были специфическим и эффективным оружием для решения конкретной задачи — уничтожения русского флота в азиатских водах. Нельзя было просто заменить 6 крейсеров на аналогичные по стоимости 4 эскадренных броненосца или 12 бронепалубных крейсеров. Броненосцы не смогли бы догнать русские крейсера из Владивостока или быть использованы как «кавалерия» в генеральном сражении, а более малочисленные бронепалубные крейсера не смогли бы справиться с Владивостокским отрядом крейсеров.
При этом следует понимать, что эти, вне всяких возражений, полезные и своевременные корабли являлись, по сути, облегчёнными скоростными броненосцами 2-го класса, а не крейсерами. Они не могли действовать вдали от своих берегов на океанских коммуникациях и очень быстро устарели в качестве линейных кораблей для генеральных сражений. Впрочем, всё это произошло уже после триумфа Корейского пролива и Цусимы.
Главный калибр
Ещё на стадии обсуждения концепции в качестве главного калибра для новых японских броненосных крейсеров были выбраны орудия калибром 8 дюймов (203 мм). С одной стороны, это позволяло поддерживать более высокую скорострельность, что было важно при точности попаданий в реальных боевых условиях, не превышавшей 5%. С другой стороны, массы бронебойного снаряда или передового на тот момент заряда на основе пикриновой кислоты хватало для того, чтобы пробить броню даже на броненосце или мощным взрывом нанести серьёзное повреждение любому кораблю.
На всех броненосных крейсерах британской постройки в двух бронированных башнях на носу и корме было установлено 4 орудия. Это были типичные представители линейки вооружений, производимой компанией британского судостроителя Армстронга для экспортных кораблей, построенных на собственных производственных мощностях в Элсвике. Современные длинноствольные (длина 45 калибров) орудия относились к поколению скорострельной артиллерии с метательным зарядом из бездымного пороха. В целом по совокупности характеристик они соответствовали французским пушкам системы Канэ, принятым на вооружение в России.
Реальную боевую скорострельность ограничивала конструкция системы подачи снарядов и зарядов из погребов к башням — один элеватор работал на два орудия в башне. Ещё одним важным минусом (к несчастью для русской стороны, так и не ставшим причиной проблем для японцев) стало хранение части боезапаса снарядов главного калибра прямо в башне. Это давало некоторую прибавку к скорости заряжания в начале боя, но могло стать причиной взрыва всей башни при попадании вражеского снаряда.
Выбор в качестве главного калибра 8-дюймовых орудий предопределил все прочие характеристики. Ведь артиллерийский корабль — не что иное, как орудийная платформа. Больший калибр потребовал бы увеличения размеров и стоимости броненосных крейсеров. Чтобы обеспечить высокую скорость хода, пришлось бы увеличивать длину и мощность энергетических установок. Это привело бы к проблемам с докованием и запасом угля. По итогам Русско-японской войны стало очевидно, что 8 дюймов для броненосца, хоть и скоростного, уже мало, но в ходе конфликта этого хватало для решения всех необходимых задач.
Средний калибр
Традиционно называемый средним калибр от 4 до 6 дюймов представлялся теоретикам морской войны в качестве главного огневого средства подавления и уничтожения. Скорострельность батареи из 10-12 таких пушек на уровне шести выстрелов в минуту должна была превратить все небронированные части вражеского корабля в пылающие руины. Именно так и получилось в ходе сражений Японо-китайской войны 1894-1895 годов и Испано-американской войны 1898 года, когда на дистанциях в 10-20 каб скорострельная артиллерия среднего калибра внесла главный вклад в японскую и американскую победы. Поэтому в 1896 году, когда японские броненосные крейсера судостроительной программы 1895-1896 годов только проектировались, внушительное число 6-дюймовых скорострелок было обязательным атрибутом для броненосца, а также броненосного и бронепалубного крейсеров.
На японских броненосных крейсерах было по 14 скорострельных орудий калибром с длиной ствола 40 калибров (по 5 орудий на каждый борт) производства компании Армстронга. Разрывные снаряды этих орудий обладали более высоким фугасным действием (взрывчатка «шимоза»), чем русские. Ранее этот фактор считался серьёзным преимуществом, но с появлением дополнительной информации из русских и японских источников этот момент более не называется решающим в победе японцев.
Наблюдая за работой своей артиллерии по китайцам, японцы не желали сами попасть под огонь таких же многочисленных русских пушек. Учитывая плотность огня и общепринятые малые дистанции гипотетического боя, в такой мясорубке было трудно предугадать победителя. Поэтому в японском флоте сделали ставку на значительное (до 40 и более каб) увеличение дистанции боя. Именно это сильно обесценивало средний калибр, для которого наиболее выгодными были дистанции 15-20 каб. Согласно японской официальной «История войны на море», во время Цусимского сражения в русские корабли попало лишь в 1,6 раза больше снарядов среднего калибра, чем главного, и это при примерно втрое большей боевой скорострельности «средних» орудий.
Техническая скорострельность британских орудий в реальных боевых условиях оказалась неважной. Наблюдатели единодушно описывают стрельбу противника как «исключительно частую» в противоположность медленной со своей стороны. Также была отмечена способность вражеских броненосцев «поглощать» большое количество таких снарядов без потери боеспособности.
Нельзя сказать, что пушки среднего калибра были бесполезны. Шестидюймовки вели пристрелку для определения дистанции до цели и наносили второстепенные, но очень важные для подавления боевой устойчивости вражеских кораблей, повреждения. При всём этом топили врага 8- и 12-дюймовые пушки главного калибра.
Противоминный калибр
С появлением нового оружия морской войны — самоходной мины (торпеды) — былое господство бронированных исполинов оказалось под вопросом. Быстроходные носители торпед (миноносцы и истребители миноносцев) к концу XIX века уже избавились от «детских болезней» и стали проверенным и опасным оружием. Чтобы не допустить миноносец на расстояние пуска торпеды, броненосцы и крейсера стали вооружать большим количеством скорострельных орудий калибра 37-76 мм. Град снарядов этих орудий должен был если не уничтожить атакующего, то хотя бы отогнать его и сорвать атаку.
Противоминная батарея японских броненосных крейсеров была представлена двенадцатью трёхдюймовыми (76-мм) скорострельными пушками Армстронга и восемью 47-мм пушками Гочкиса. К счастью для японцев, отражать массированную торпедную атаку их главным силам не пришлось, а потому реальная ценность малого калибра броненосных крейсеров можно оценить лишь косвенно. 47-мм пушки Гочкиса в дальнейших конфликтах оказались почти бесполезны против крупных миноносцев в 250 т и выше, а 76-мм пушки не могли быстро нанести достаточный урон, чтобы остановить идущий в атаку торпедный корабль. К началу Первой мировой войны калибр противоминных пушек вырос до 88-127 мм.
Торпедное вооружение
Теоретики морской войны 1880-х годов видели в торпеде на линейном эскадренном корабле наследника тарана эпохи битвы при Лиссе 1866 года. Огромные орудия-монстры со скорострельностью в один выстрел в полчаса, минимальные дистанции боя и возможность заполучить удар форштевнем были реальностью того десятилетия. Торпедные аппараты броненосца в такой ситуации должны были заставить врага не подходить близко.
В 1895 году наличие торпед на броненосном крейсере было такой же традицией, как и таранный форштевень. Дальнобойная скорострельная артиллерия сделала схватку борт в борт почти нереальной. Пять торпедных аппаратов на «Асаме», «Токиве», «Идзумо» и «Иватэ» были лишним и взрывоопасным грузом, так и не нашедшим применения в бою.
Броня
Ценным выводом японских адмиралов из войны с Китаем стала важность брони. В решающем сражении в устье реки Ялу японские силы строились из комбинации быстроходного крыла бронепалубных крейсеров с многочисленной скорострельной артиллерией среднего калибра и трёх носителей огромных пушек (на каждом корабле по одной). Именно быстроходное крыло обеспечило победу, но так и не смогло уничтожить два устаревших китайских броненосца. Все незащищённые части броненосцев были разрушены, но корабли сохраняли ход и ушли от японского преследования.
Броненосные крейсера класса «Идзумо» сочетали в себе принципы бронезащиты так называемых элсвикских бронепалубных крейсеров Армстронга и самых современных британских броненосцев. При несколько меньшей толщине брони, чем у броненосцев, японские корабли были защищены достаточно, чтобы долго сражаться с броненосцами. В весовой нагрузке «Идзумо» на защиту приходились вполне броненосные 27,7%.
Даже получив заметные разрушения в первой фазе Цусимского сражения, броненосные крейсера адмирала Камимуры не потеряли скорость и смогли внести свой вклад в окончательный разгром русской эскадры.
Корпус
Нормальное водоизмещение броненосных крейсеров британской постройки колебалось от 9423 до 9710 т, где собственно на вес стального корпуса приходилось 34-36%. Таким образом, это были довольно крупные для своего времени корабли. Флагманский японский броненосец «Микаса» при водоизмещении 15 140 т считался большим кораблём.
По результатам эксплуатации японские моряки считали конструкцию переоблегчённой. Это было обычно для всех элсвикских крейсеров, но не помешало им активно служить по 40-50 лет.
Эти корабли не считались хорошими мореходами. Низкий надводный борт и отсутствие полубака стали вынужденной мерой, а баланс между крейсерскими и боевыми характеристиками был смещён явно в пользу последних. Все корабли класса имели небольшой радиус циркуляции и хорошую управляемость. Рациональное разделение корпуса кораблей на 12 поперечных водонепроницаемых переборок локализовало возможные затопления при получении пробоин корпуса. Мощности водоотливных установок хватало для борьбы с затоплениями.
Специальная противоминная защита корпуса предусмотрена не была. Как и все прочие корабли Русско-японской войны, японские броненосные крейсера оказывались очень уязвимыми при подрыве на мине или попадании торпеды.
Скорость и автономность
Согласно техническим требованиям японских заказчиков максимальная скорость броненосных крейсеров судостроительной программы 1895-1896 годов должна была составлять 20 узлов при обычной работе паровых машин и 21 узел (при форсированном режиме). Эти показатели были важны для исполнения тактического предназначения этих кораблей: гарантированно двигаться быстрее эскадренных броненосцев.
Британская коммерческая система проверки скорости экспортных кораблей неизменно подтверждала исполнение контрактных показателей. Однако, в боевых условиях, по отчёту британского военно-морского атташе при японском флоте, броненосные крейсера
«вряд ли могли поддерживать скорость более 18 узлов».
Впрочем, и этого хватало, поскольку 18-19 узлов «Асамы» и «Идзумо» превышали 15 узлов эскадренной скорости русских броненосцев и 17 узлов русских броненосных крейсеров.
При нормальном запасе угля в 600 т японские корабли могли действовать, не отрываясь от главных сил флота (1500-2000 миль). Если уголь догружался до полного запаса в 1200-1400 т, то главный броневой пояс уходил под воду. Таким образом, броненосные крейсера были «крейсерами» с большой натяжкой, являясь облегчёнными быстроходными броненосцами. Справедливости ради, именно в этой роли они виделись японскими адмиралами изначально и сполна оправдали своё предназначение.
источник: https://warspot.ru/17829-bronenosets-v-kreyserskoy-shkure