1

История:

После списания в середине 1970-ых последних тяжелых ракетных крейсеров[1] типа “Оушен”[2] и “Мауритис”[3], Королевский Флот Великобритании остался без кораблей с многоканальными дальнобойными зенитно-ракетными комплексами. И ракетоносцы типа “Каунти” с их ЗРК "Sea Slug” и новейшие ракетные эсминцы тип 42 c ЗРК "Sea Dart" имели только по одному радару подсветки целей, что ограничивало их возможности одновременным обстрелом единственной цели. Впрочем, долгое время это не считалось существенным недостатком. Британские адмиралы рассматривали дальнобойные ЗРК как промежуточный эшелон противовоздушно/противоракетной обороны между палубными перехватчиками "English Electric Star Lighting"[4] и многочисленными ЗРК самообороны "Sea Cat", "Turbo Cat"[5] и "Sea Wolf".

Локальные конфликты 1970-ых, однако, продемонстрировали, что нехватка каналов управления огнем является существенным недостатком. Эсминцы тип 42 не могли атаковать более одной воздушной цели одновременно, что в ситуации массированых авианалетов порождало целый ряд проблем. Простое увеличение числа эсминцев в соединении тоже не решало проблемы — помимо того, что такие действия были британцам явно не по карману, координация действий нескольких кораблей всегда представляла большую проблему чем координация оружейных систем одного. Адмиралы всеръез опасались, что необходимость распределять воздушные цели между несколькими кораблями — во избежание ситуации, когда несколько эсминцев одновременно атакуют одну цель, игнорируя остальные — замедлит реакцию ЗРК.

В 1977 году, специальная комиссия Парламента, рассмотрев вопрос, рекомендовала изучить возможность возвращения класса "тяжелых ракетных крейсеров". Такие корабли должны были иметь в качестве основного вооружения ЗРК "Sea Dart" и многоканальную систему управления огнем. Хотя стоимость новых ракетных крейсеров была значительно выше, чем эсминцев проекта 42, парламентарии тем не менее отметили, что в эксплуатации один крейсер будет значительно дешевле, чем эквивалентое ему по возможностям соединение эсминцев.

В итоге, парламент поддержал программу (хотя и с некоторыми оговорками), и в 1978 году первые два ракетных крейсера типа 83 были внесены в бюджет флота.

Конструкция:

Британские ракетные крейсера тип 83 "Рипалс": МТК

Тяжелые ракетные крейсера тип 83 — тип "Рипалс", как его называли — были самыми крупными неавианесущими надводными кораблями, заложенными в Великобритании после войны. Их стандартное водоизмещение составляло 8100 тонн.

Корабли имели спаренные силовые установки из газовых турбин максимального и крейсерского хода. Их полная мощность составляла 58000 л.с. при максимальной скорости в 28 узлов. Запас хода составлял 8500 миль.

Зенитное вооружение: представлено двумя зенитно-ракетными комплексами GWS 31 "Sea Dart II Mod 1", с боезапасом каждого в 42 ракеты. Этот комплекс, представлявший собой модификацию стандартного "Sea Dart" позволял атаковать воздушные цели на расстоянии до 180 километров. В боекомплект входили стандартные ракеты "Sea Dart", ракеты "Red Dart" с инфракрасным самонаведением (для атаки целей ниже радиогоризонта) и "Flash Dart" с ядерной боеголовкой.

Наведение ракет осуществлялось при помощи четырех РЛС подсветки целей Тип 909. Таким образом, крейсер мог атаковать до 4-х воздушных целей одновременно. Радиокомандный канал передачи данных позволял поддерживать в воздухе значительное количество ракет одновременно, ведя запуски в максимальном допустимом темпе. 

Вооружение самообороны: состояло из двух ЗРК малого радиуса действия "Sea Wolf" в бортовых установках. Наведение осуществлялось двумя парами радаров тип 967/968. 

Противокорабельное вооружение: первоначальным проектом не предусматривалось, но впоследствии в носовой части были добавлены два спаренных контейнера ПКР "Sea Eagle".

Дополнительное вооружение состояло из 114-мм автоматической пушки Mark 8 Mod 1 в носовой установке, с темпом стрельбы до 25 выстрелов в минуту.

Противолодочное вооружение: было представлено ПЛУР "Икара Mk.II" на выдвижной балочной пусковой установке. Радиус действия ракет, оснащенных турбореактивной двигательной установкой, достигал 55 км, что делало его самым дальнобойным комплексом ПЛО в западном арсенале[6]. В боекомплект входили как конвенционные, так и ядерные боеголовки.

Этот арсенал дополняли два бортовых торпедных аппарата с боезапасом в 8 торпед Mark 24 "Tigerfish". Помимо этого, корабли несли по два противолодочных вертолета в ангаре.

История

Корабли проекта 83 вступили в строй в 1983-1985 годах — слишком поздно, чтобы принять участие в победоносной британской кампании по освобождению Фолклендских Островов, но как раз вовремя, чтобы компенсировать потери флота, понесенные в этой кампании. Британское командование, убедившись в недостаточной эффективности одноканальных ЗРК, возлагало большие надежды на новые ракетные крейсера. Сразу же по вступлению в строй, "Рипалс" был присоединен к Флоту Метрополии, основу которого составляла авианосная группа CVA-01 "Куин Элизабет". "Рамилес" был включен в состав Экспедиционного Флота[7], в сопровождении авианосца CVA-03 "Кинг Георг V". Изначально предполагалась постройка третьего ракетного крейсера, но средства на нее так и не были выделены, и CVA-02 "Принц Уэльский" в итоге сопровождался усиленным эскортом эсминцев проекта 42.

Британское правительство высоко ценило эти современные корабли, и стремилось их поддерживать в рамках времени. Еще во время службы, на кораблях были смонтированы ЗУ ближнего радиуса действия "Голкипер", усилившие ближнюю противовоздушную оборону. В 1989 году, "Рипалс" был поставлен на капитальную модернизацию, в ходе которой его балочные пусковые были заменены вертикальными. В 1993-1995 такую же модернизацию прошел и "Рамилес". Ракетные крейсера проекта 83 стали основой для создания класса эскадренных миноносцев проекта 85, пополнивших ВМФ Великобритании в 1990-ых.


[1] В Royal Navy эсминцы с дальнобойным ракетным вооружением определялись как легкие ракетные крейсера.

[2] Перестроенные в ракетоносцы легкие авианосцы типа “Маджестик”

[3] Три перестроенных в ракетоносцы легких крейсера типа “Кроун Колони”

[4] Истребитель 3-го поколения с изменяемой геометрией крыла. Разработан в конце 1960-ых фирмой "English Electric", применялся как RN так и RAF в качестве палубного/фронтового перехватчика и многоцелевого истребителя.

[5] Версия "Sea Cat" с сверхзвуковой ракетой на той же инфарструктуре.

[6] Исключая американский беспилотный вертолет DASH и DASH Mk-II.

[7] Объединившего функции Дальневосточного и Средиземноморского флотов в 1970-ых.

Подписаться
Уведомить о
guest

40 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account