Началась эта история с того что странствуя по Европе в ходе «Великого посольства» государь Петр Алексеевич обратил внимание на одну английскую придумку.
А именно -конные рельсовые дороги. Штука вообще то известная еще с первой половине XVI века -упоминается в трудах Агриколы.
Деревянные рельсовые дороги постепенно получают распространение в промышленных округах северной Англии и Шотландии
также для перевозки грузов на поверхности земли. В 1630 году некий Бомон построил первую рельсовую дорогу в графстве Нортумберлэнд. Она состояла из продольных деревянных брусьев, скрепленных подложенными снизу досками, и служила для перевозки угля от шахты к пристани. Ко всеобщему удивлению одна лошадь могла везти по этой дороге тяжело нагруженную фуру, которую по обыкновенной дороге и несколько лошадей не могли бы сдвинуть с места. К середине XVIII века расцвет каменноугольной промышленности в графствах Нортумберлэнд и Дергем (Durham) много способствовал дальнейшему распространению здесь рельсовых путей… Дороги, по которым возятся вагоны с углем от шахт к воде, представляют большое сооружение и проведены через все неровности почвы на расстоянии 9-10 миль. Колеи, по которым идут колеса, отмечены кусками дерева, вложенными в дорогу (деревянными рельсами), по ним и бегут колеса вагонов, так что одна лошадь может легко тащить 50-60 бушелей угля. Многие отрасли производства крайне нуждаются в этом улучшении, которое весьма значительно понижает издержки по перевозке». Tramway — назывались на севере Англии эти деревянные предки современных железнодорожных путей, и это название дошло до нас в близком каждому жителю большого города слове — трамвай. Деревянные рельсовые дороги имели большие преимущества перед обыкновенными дорогами. Представляя для колеса сравнительно гладкую и твердую поверхность, они значительно уменьшали трение и облегчали перевозку грузов. Однако деревянные брусья изнашивались чрезвычайно быстро, и их часто приходилось менять. Для предохранения от износа поверхность такого деревянного рельса стали покрывать полосами из тонкого железа… …Замена деревянных рельсов рельсами из чугуна и затем из железа и стали явились важным усовершенствованием в истории технического развития верхнего строения железных дорог. Однако деревянные рельсовые дороги и до настоящего времени не вышли из употребления. Они сооружаются в качестве временных подъездных путей там, где имеется в изобилии лес и где желательно сэкономить металл.(с)
Конец цитаты
Петр эти дороги увидел и запомнил — и даже подумал — мол недурно бы и у нас при случае такое…
А вскоре будучи в Голландии прочел про парусники на колесах которые были достаточно хорошо известны в этой стране.
Равнинные морские берега Голландии и постоянные сильные ветры, дующие с моря, натолкнули голландского математика Симона Стевина (1548—1620 г. г.) на мысль использовать парус на суше. Заручившись финансовой поддержкой и покровительством принца Оранского, Стевин в 1600 году построил сухопутный парусник, прозванный «гаагским чудом». Несмотря на сопротивление церкви, посчитавшей изобретение «работой дьявола», Стевину удалось организовать регулярное сообщение на голландском побережье между городами Шевенингом и Петтеном, лежащими друг от друга на расстоянии 60 км. Повозки вмещали до 20 пассажиров и развивали скорость около 30 км/ч.(с)
Продолжение этой истории произошло несколько лет спустя — когда царь смотрел как по замерзшей Неве катаются на буерах -новомодной голландской забаве -жители новопостроенного «Санкт Питербурха».
И тут то и вспомнил — лед то он если подумать такой гладкий как и те рельсы… А если буер или даже корабль поставить на эти рельсы -наподобие тех голландских колесных парусников?
Одним словом скоро обыватели столицы увидели невиданное дело — деревянную рельсовую дорогу по которой катались небольшие деревянные же платформы под парусом.
Вскоре деревянные «железные дороги» появились во множестве в Санкт-Петербурге -и парусные и конные.
Несколько позже появилась и первая большая парусная дорога — уже при Анне Иоанновне — от Петербурга до Петергофа. Одновременно Демидовы проложили первые чугунные рельсы на своих заводах и построили деревянную дорогу с парусным движителем по маршруту знаменитой «Государевой дороги»
«Государева дорога» (Бабиновская дорога) — первая сухопутная трасса, проложенная в конце XVI века через Уральский хребет Артемием Бабиновым.
С 1598 года, со времени постройки города Верхотурья, и по 1763 год, когда был открыт сибирско-московский тракт на Екатеринбург, Бабиновская дорога именовалась официальным путём в Сибирь.
По этой дороге доставляли царские указы, денежные средства, почту, по ней ехали посольские делегации и научные экспедиции. По ней русские крестьяне, населявшие Прикамье, отправлялись на поиски свободных земель.
А еще она — соединяла по суше речные пути Сибири и Европейской части
В 1713 году по Бабиновскому пути по указу Петра I с берегов реки Ляли было отправлено гужом 20 тысяч стволов лиственниц.(с)
Тогда же родился и мегапроект — парусная дорога из Петербурга в Москву. По ней из столицы в столицу можно было бы попасть меньше чем за двое суток. Даже начали вести изыскательские работы — но абсурдные расходы при пустой казне так и оставили проект втуне.
По примеру Петра аналогичные парусно-деревянные дороги начали создавать и в других странах -в Голландии, Швеции, Франции -в единственном числе от Версаля до Парижа,- и само собой в Англии(там рельсы стали массово чугунными).
Наличие этих дорог резко ускорило развитие обычного паровозного железнодорожного дела что заметно изменило экономическое развитие многих стран -но и до того подстегнуло производительные силы за счет нового дешевого вида транспорта.
…А эдак в конце XIX века британские ученые написали в «Британике» и прочих трудах, что если вспоминать заслуги Петра Великого перед историей то это не абсурдная столица «на кончике пальца»(с), и отсечение бород боярам -а именно эти дороги — -воистину даже не золотой а бриллиантовый вклад этих загадочных русских варваров в прогресс человечества.