«Бомбить шлюзы Суэцкого канала!»
Статья из жж Андрея Фирсова, которая, думаю, заинтересует читателей и коллег.
Преамбула, так сказать…
Как-то Широкорад принес статью про планы британцев/французов нападения на Советский Союз в 1940 г., типа, «разбомбить бакинские нефтепромыслы» и СССР развалится (ну, типа, как сейчас хохлы пытаются ручными гранатами разбомбить у нас нефтеперегонные заводы). В ответ на это, по мнению Широкорада, Сталин предполагал «разбомбить шлюзы Суэцкого канала»… После указания на ошибку, Широкорад статью поправил («ибо в главном он был прав» — планы такие у доНАТО были)… Однако спустя несколько лет вышла книга, где идея разбомбить «шлюзы Суэцкого канала» возникла вновь! На вопрос, «ну как же так», последовал «естественный» ответ: «Да просто забыл поправить»…
Как известно, бомбить англичан, по мнению нашей околоавиационной прессы должен был новый четырехмоторный бомбардировщик Туполева ПБ (по сквозной нумерации проектов Туполева «самолет 57»), проектировавшейся в шарашке… Так он обычно «у нас» описывается:
«Его предполагали использовать для поражения кораблей британского флота — дальность нужна была, чтобы добраться до британских баз с территории СССР, а бомбометание с пикирования обеспечило бы точность.
…
Великобритания обладала могучим флотом, способным добраться до советских берегов. Самолет ПБ в первую очередь предназначался для действий против кораблей в портах и открытом море.
…
Это позволит бомбардировщику с территории СССР долететь до портов на побережье Великобритании и вернуться обратно»
Самолет ПБ действительно проектировался для удара по кораблям в море – тогда в Советском Союзе была разработана концепция «скоростного пикирования». Смысл ее состоял в том, что бомбить маневрирующий корабль очень сложно – даже для обычного пикировщика с тормозными решетками вероятность попадания в предполагаемое место нахождения корабля была низкой. При увеличении скорости пикирования, и, следовательно, скорости падения сброшенных бомб, корабль успевал проходить меньшее расстояния при маневре уклонения, и вероятность попадания увеличивалась – требовался меньший наряд сил для поражения «типовой» цели…
Самый большой флот тогда был у британцев, ну «сидельцы в шараге» и решили, что самолет делается против англичан. Ну, да, слон вступает в схватку с китом – криль будет отжимать… Еще в 1936 г. Орджоникидзе, выступая с программной речью перед работниками авиационной промышленности, отметил:
«С Англией мы давно имеем неплохие отношения. Франция заключила с нами пакт… Если с нами хотят иметь пакт, если с нами разговаривают таким языком, это только потому, что в нашей стране имеется мощная Красная армия».
И тут, говоря о целях ПБ интересно посмотреть на расчетные радиусы его действия, например, в Европе:
Видим, что до Британии «добивает» максимальный возможный радиус действия – минимум бомб, максимальный взлетный вес, взлет с аэродрома с твердым покрытием (линия «5»). Как-то «бомбить англичан» не совсем подходит… Но интересно посмотреть в другую сторону, на Дальний Восток:
И неожиданно оказывается, что с нормальной бомбовой нагрузкой и нормальным взлетным весом («2-4») «самолет 57» покрывает всю Японию.
И еще одна тонкость – эта схема рисовалась летом 1939 г. Когда было, что? Разгар конфликта с Японией на Халхин-Голе, когда казалось, он перерастет в полномасштабную войну. И если конфликты у Хасана и Халхин-Гола показали, что с японской армией и воздушными силами мы вполне справляемся, то с японским флотом у нас не было никаких шансов – в ближайшие десятилетия противопоставить что-то их линкорам/авианосцам/крейсерам нам было нечего. Вот тут-то «скоростной/противокорабельный пикировщик» оказывался явно «в теме».
Однако, ровно 85 лет назад конфликт на Халхин-Голе закончился, японцы утерлись, зато началась война в Европе… И «концепция сменилась»(с) — нужен был уже фронтовой пикировщик для другого ТВД. В течение нескольких месяцев ПБ тихо ушел в небытие, чтобы возродиться в виде двухмоторного «самолета 58», будущего Ту-2…