17

В первой половине 1930-х годов, одновременно с проектированием первых советских легких крейсеров проекта 26, велись и перспективные проектные проработки по определению типа и основных тактико-технических элементов (ТТЭ) более крупных артиллерийских кораблей.

В частности, в марте 1935 года в ЦКБС-1 под руководством начальника корпусного отдела А.И. Маслова и ответственного исполнителя проектно-конструкторских работ В.П. Римского-Корсакова в инициативном порядке были выполнены проработки, а также чертежи, объяснительная записка и модель так называемого «большого крейсера» с условным обозначением «проект “X”». Актуальность такой работы не вызывала никаких сомнений, так как в составе советского флота после революции и гражданской войны не осталось ни одного крейсера с артиллерией калибра 203 мм и более.

Большой крейсер проекта «X». СССР

В.П. Римский-Корсаков

Основным назначением этого корабля являлись «автономные операции в открытом море, действия против берегов противника и поддержка легких сил вдали от своих баз», исходя из чего большой крейсер должен был иметь:

  • • сильную артиллерию главного калибра, способную уничтожить любой корабль противника, обладающий такой же или большей скоростью хода, что и крейсер проекта «X» (в том числе и крейсеры «вашингтонского» типа), а также причинить серьезные повреждения линкорам и линейным крейсерам;
  • • противоминную и зенитную артиллерию, обеспечивающую надежную защиту от атак эсминцев. торпедных катеров, подводных лодок и самолетов;
  • • авиационное вооружение для ведения воздушной разведки в зоне радиусом до 50 миль, корректировки артиллерийского огня и противовоздушной обороны;
  • • надежное бронирование от огня артиллерии крейсеров противника и фугасных авиабомб среднего веса;
  • • возможно бóльшие скорость и район плавания.

Большой крейсер проекта «X». СССР

Как наступательные, так и оборонительные элементы крейсера проекта «X» принимались в расчете на ведение боя с крейсерами «вашингтонского» типа. Однако при выборе артиллерии главного калибра авторы разработки столкнулись с серьезной проблемой. С одной стороны, потенциальными противниками крейсера «X» являлись крейсеры, вооружение которых по Вашингтонскому (1922 год) и Лондонскому (1930 год) договорам ограничивалось 203-мм орудиями. С другой стороны, приходилось считаться с существованием германских броненосных кораблей типа «Deutschland» с артиллерией калибра 280 мм. Вместе с тем, следовало учитывать недостаточно сильное бронирование указанных кораблей вследствие ограничений по водоизмещению – не более 10 000 т (установленных, кроме упомянутых договоров, Версальским договором 1919 года – для германских кораблей).

Результаты проведенных расчетов показали, что для того, чтобы у потенциальных противников – броненосного корабля «Deutschland» и японского тяжелого крейсера «Атаго» – не оставалось зоны свободного маневрирования, крейсер проекта «X» следует вооружить соответственно 220- или 225-мм орудиями. Однако, принимая во внимание то, что за время его постройки не исключалась возможность появления кораблей с более толстой броней, проектанты остановились на калибре 240 мм, разместив на корабле 12 таких орудий в четырех башнях.

Большой крейсер проекта «X». СССР

По заданию ЦКБС-1 инженер конструкторского бюро Ленинградского Металлического завода (ЛМЗ) Р.Н. Вульф составил проект башенной установки с тремя 240-мм орудиями (длина ствола 60 калибров), установленных в раздельных люльках и имеющих элеваторную подачу. Основные характеристики этой установки выглядели следующим образом:

  • • масса снаряда 235 кг
  • • начальная скорость снаряда 940 м/с
  • • масса заряда 100 кг
  • • боезапас на одно орудие 110 выстр.
  • • скорострельность при угле возвышения 10 градусов 5 выстр./мин
  • • углы вертикального наведения от –5 град до +60 град
  • • масса башни 392 т
  • • масса башни с броней 584 т
  • • диаметр по шарам 7100 мм

Количество боезапаса рассчитывалось на ведение получасового боя, во время которого 10 мин отводилось на пристрелку, а остальные 20 мин – на поражение. При этом учитывалось, что скорострельность за время пристрелки снизится в 5 раз.

Зенитную и противоминную артиллерию конструкторы решили объединить в одну – универсальную. Её калибр на основании работ Научно-технического комитета Управления Военно-Морских Сил, выполненных еще в 1929 году, приняли равным 130 мм. В качестве же образца при проектировании крейсера использовалась спаренная 130-мм зенитная установка со скорострельностью 12–15 выстрелов на ствол, спроектированная ЛМЗ. На корабле предполагалось разместить шесть таких установок, по три с борта. Дополняли артиллерийское вооружение шесть 45-мм полуавтоматов 21-К и четыре 12,7-мм пулемета.

Большой крейсер проекта «X». СССРБольшой крейсер проекта «X». СССРБольшой крейсер проекта «X». СССР

Управление артиллерийским огнем осуществлялось с помощью четырех КДП (по два для главного и универсального калибров), центральных носового и кормового постов с приборами управления артиллерийским огнем, центральной наводкой и одного МПУАЗО (морскими приборами управления артиллерийским зенитным огнем) в кормовом зенитном посту.

Поскольку уже тогда считалось, что применение торпедного оружия крупным артиллерийским кораблем может носить чисто случайный характер, то его ограничили двумя 533-мм трехтрубными аппаратами. Крейсер мог принимать па палубу, в перегруз, 100 мин заграждения образца 1931 года.

Как уже говорилось, большой крейсер проекта «X» предназначался для проведения автономных операций на значительном удалении от своего побережья. Успех реализации таких операций в значительной степени зависит от наличия информации об окружающей обстановке. В связи с этим конструкторы предусмотрели размещение на крейсере авиагруппы в количестве девяти гидросамолетов: один на катапульте, остальные, со сложенными крыльями – в ангаре. Кроме того, еще 2-3 самолета можно было разместить на палубе. Такое количество самолетов в то время мог принимать лишь один крейсер в мире – шведский «Gotland».

Подъем гидросамолетов из ангара предусматривался специальными лебедками и стрелами, после чего они накатывались на катапульту для запуска. Прием их обратно производился с помощью кормового фартука, а при стоянке на якоре – кранами.

Такая авиагруппа считалась, по мнению авторов проекта, достаточной для несения воздушной разведки в течение всего светлого времени суток. Кроме того, имелась возможность открывать огонь по обнаруженной самолетами, но невидимой с корабля за горизонтом цели, то есть использовать артиллерию главного калибра на максимальную дальность стрельбы.

Наиболее интересным в проекте «X» являлось размещение на крейсере двух подводных лодок («погружающихся быстроходных катеров») типа «Блоха», разработка которых также велась в ЦКБС-1. Предусматривались два варианта их размещения на корабле: в кормовой оконечности на автоматических шлюпбалках и в районе дымовой трубы; спуск на воду и обратный подъем на борт производился в этом случае только с помощью кранов.

Большой крейсер проекта «X». СССР

Броневая зашита крейсера проекта «X» проектировалось из расчета бронепробиваемости борта и палубы снарядами лучшего в то время в мире 203-мм английского орудия (худшим считалось 203-мм японское) и наличия зоны свободного маневрирования. Считая, что величина последней составит даже с учетом возможных случайностей 30 и более кабельтовых, толщина брони борта и палубы определялась соответственно в 115 и 75 мм. Кроме того, были рассчитаны и варианты усиления бронирования за счет снижения скорости хода. Выяснилось, что доведение толщины горизонтального бронирования до 100, 115 и 125 мм потребует увеличение его массы соответственно на 442, 707 и 884 т. Что касается вертикального бронирования, то на каждые дополнительные 10 мм его толщины требовалось 143 т. В какой-то степени защиту корабля дополняли усиленные до 25 мм по соображениям продольной прочности корпуса, настилка верхней палубы и бортовая обшивка выше плавного броневого пояса.

Большой крейсер проекта «X». СССР

Химическое вооружение (дымовая аппаратура), средства связи и прожекторы принимались аналогичными устанавливаемым на легких крейсерах проекта 26.

Особое внимание при разработке проекта уделялось скорости хода, от которой во многом зависел как успех проведения операции, так и судьба самого крейсера. Рискуя встретить более сильного противника, он должен был обладать способностью уклониться от боя, но в то же время в кратчайший срок уничтожить более слабого. Этот принцип ведения боя в целом совпадал с тем, который германские конструкторы заложили в основу проекта кораблей типа «Deutschland»: быть быстрее сильного и сильнее быстрого. Поэтому для большого крейсера проекта «X» была принята мощность 210 000 л.с. – максимальная, которую могла развить паротурбинная трехвальная установка с турбозубчатыми агрегатами и шестью прямоточными котлами по типу эсминца проекта 45 («Опытный»). При запасе топлива на 15 ч хода такая установка должна была обеспечить крейсеру скорость 38 уз.

Экипаж крейсера состоял из командира, комиссара, 79 человек среднего и 34 младшего начальствующего состава, 600 краснофлотцев и младших командиров. Кроме того, предусматривались помещения для флагмана, начальников штаба и политотдела, одиннадцати штабных специалистов.

Выполненные А.И. Масловым и В.П. Римским-Корсаковым проработки по проекту «X» не получили своего воплощения в металле. Поэтому трудно представить, какие ТТЭ имел бы этот корабль в случае постройки. Тем не менее, нельзя не отметить ряд спорных моментов.

Прежде всего это касается подводных лодок типа «Блоха». По своим ТТЭ и малой автономности (3–5 суток) они предназначались для прибрежных операций, поэтому даже в случае успешного выполнения ими операции у вражеских берегов никто не мог гарантировать их возврат на крейсер, так как при обнаружении противником он вынужден был бы покинуть намеченный район встречи. Использование же лодок в варианте торпедного катера могло, ввиду их ограниченной скорости (около 29 узлов), иметь место лишь в условиях ограниченной видимости, что также могло привести к потере контакта с кораблем-носителем, в случае же повреждения во время боя на борту крейсера они становились бесполезным грузом.

Постоянное барражирование гидросамолетов представлялось, конечно, важным для правильной оценки обстановки, но в то же время сковывало маневр крейсера, непрерывно занятого обеспечением взлетно-посадочных мероприятий. Возлагать же на них противовоздушную оборону – идея вообще нереальная, так как по своим летно-тактическим характеристикам ни один гидросамолет не может соперничать с палубной или береговой авиацией.

Большой крейсер проекта «X». СССР

Модель большого крейсера проекта «Х»

Большой крейсер проекта «X». СССР

Проработка тяжелого крейсера проекта «X» позволила ЦКБС-1 (с 1937 года – ЦКБ-17) спустя пять лет разработать более мощный тяжелый крейсер проекта 69.


По материалам РГАВМФ. Ф.р-441. Оп.6. Д.13,14

источник: Л.А. КУЗНЕЦОВ «Большой крейсер проекта «X»» // сборник «Гангут» №18, с. 44–51

Подписаться
Уведомить о
guest

20 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account