Большие подлодки Муравийского флота.
Когда в начале 1930 года была прекращена программа постройки минных заградителей конструкции Налетова, выяснилось, что на заводах М-Металла имеется большой задел по еще двум подлодкам типа «Актиния». Некоторое время правление концерна пыталось добиться возобновления финансирования для достройки ПЛ, но так как позиция Адмиралтейства по этому вопросу оказалась неожиданно жесткой, конструкторы М-Металла предложили достроить их в виде океанских крейсерских торпедных подлодок. Переделки оказались сравнительно небольшими и, что было особенно важно для руководства концерна, недорогими.
Взамен располагавшихся ранее в надстройке минных туннелей, под верхней палубой были смонтированы два двухтрубных поворотных торпедных аппарата, что вызвало перемещение носового орудия ближе к форштевню, а из-за возникшего дифферента на нос заставило принять в кормовые отсеки металлический балласт. В кормовой же части установили два дополнительных торпедных аппарата, правда, не имеющих запасных торпед. Увеличился запас топлива, так что дальность плавания составляла теперь 12000 миль.
В начале 1932 года обе подлодки, получившие названия «Русалка» и «Колдунья» вошли в боевой состав Дивизии подводного плавания Муравийского флота.
Вооружение: 4 носовых 533-мм ТА, 2х2 палубных ТА, 2 кормовых ТА (16 торпед), 1х1 127-мм и 1х1 76-мм пушки.
3900 л.с. Скорость – 16,5/10 узлов. Дальность плавания – 12000 миль.
Глубина погружения – 80 м.
Размерения – 88,15х8.1х4.5 м.
За этими лодками последовали еще четыре, усовершенствованного типа: «Чародейка», «Ведьма», «Царевна» и «Княжна», причем две последние строились в Китежградском адмиралтействе. На этих подлодках центр тяжести был смещен в корму, что позволило отказаться от установки балласта и разместить две дополнительные запасные торпеды для носовых торпедных аппаратов.
Следующая серия океанских ПЛ строилась с 1933 по 1940 год и оказалась самой большой (18 единиц), хотя в ходе постройки проект постоянно подвергался модернизациям. Первые шесть подлодок — «Дерзкая», «Смелая», «Славная» и «Грозная» построенные М-Металлом, и «Зоркая» и «Лихая» строившиеся в Главном адмиралтействе получили самое мощное из муравийских подлодок артиллерийское вооружение: по два 127-мм орудия.
Вооружение: 4 носовых 533-мм ТА, 2х2 палубных ТА, 2 кормовых ТА (24 торпеды), 2х1 127-мм и 1х1 37-мм пушки.
3900 л.с. Скорость – 16,0/10 узлов. Дальность плавания – 14000 миль.
Глубина погружения – 100 м.
Размерения – 98,3х8.6х4.5 м.
На следующих подводных лодках, М-Металловских: «Дельфине», «Кашалоте», «Тюлене», «Дюгоне», «Барракуде», «Акуле», «Меченосце» и «Тунце», построенных Главным адмиралтейством: «Касатке», «Нарвале», «Черт-рыбе», «Зубатке», «Мурене», «Морском окуне», а также строившихся в Китежградском адмиралтействе: «Форели», «Лососе», «Угре» и «Соме» устанавливалось по два 102-мм орудия, снимаемых с выводящихся из боевого состава флота эскадренных миноносцев построенных перед Первой Мировой войной. В Адмиралтействе посчитали, что некоторый износ этих пушек вряд ли важен для ведущих огонь по транспортам, с небольшой дистанции, подлодок. С другой стороны эти подлодки получили более мощные дизели (по 2100 л.с.), что в сочетании с улучшенными обводами легких корпусов позволило увеличить полную скорость ПЛ до 17 узлов.
«Меченосец» и «Тунец», вместо кормовых торпедных аппаратов получили по две герметичные минные трубы, в которых располагались 24 мины. Еще столько же запасных хранилось в кормовом отсеке подлодки.
Крупным недостатком больших муравийских подлодок следует считать недостаточную маневренность в подводном положении и довольно продолжительное время погружения и всплытия, что было бы не слишком важным в океанском крейсерстве, но начавшаяся война заставила их выполнять и другие задачи.