Когда работал над «десятидюймовым эффектом бабочки», возник один вопрос – а достаточно ли японских снарядов для потопления Первой Тихоокеанской эскадры? Что было бы если бы японских броненосцев было бы больше?
***
22 апреля, в условиях полного бездействия русских кораблей, японцы начали высадку 2-й армии генерала Оку на Ляодунском полуострове. В результате русская крепость вместе с эскадрой была отрезана от русской армии в Манчжурии, а затем окружена и осаждена японской армией. Японские корабли, сменяя друг друга, несли постоянное дежурство в непосредственной близости от крепости, периодически, подвергая её обстрелам с моря. До сих пор, в течение всех трёх месяцев войны, Японии сопутствовала удача: все её военные планы осуществлялись с поразительной лёгкостью. Но 15 мая 1904 года незыблемость японского господства на море была серьёзно поколеблена.
Незадолго до начала войны, Япония смогла приобрести два итальянских броненосных крейсера типа «Гарибальди», вошедших в состав японского флота как «Ниссин» и «Кассуга». Но служба «итальянцев» в японском флоте оказалось короткой.
15 мая 1904 года, находясь в составе 3-го боевого отряда адмирала Дева, крейсер «Кассуга» выходил к Порт-Артуру. На обратном пути ночью, в густом тумане, следуя третьим в строю вслед за бронепалубным крейсером «Иосино», он потерял переднего мателота. Путем энергичных маневров (точнее был увеличен ход), мателот – «Иосино» был найден: броненосный крейсер «Кассуга» врезался в борт крейсера «Иосино». Столкновение оказалось роковым для обеих крейсеров – от удара сдетонировали боеприпасы на обеих кораблях.
В этот же день 2-я бригада японских кораблей под флагом контр-адмирала Насибы (броненосцы «Хацусэ», «Сикисима», «Ясима», крейсера «Ниссин», «Касаги» и авизо «Тацута») выдвинулась к Порт-Артуру для несения боевого дежурства. В 9.55, примерно в 11 милях от русской крепости, под кормой, следовавшего привычным курсом, броненосца «Хацусэ» раздался взрыв — русская мина взорвалась по его левому борту в районе задней установки
Последовало несколько минут полной тишины, нарушаемой лишь привычным шумом машин, вместо детонации погребов артиллерии главного калибра, мгновенный взрыв которых ожидался всеми.
Прошло несколько секунд, но корабль даже не начал крениться. Вахтенные начали вызывать наверх людей, находившихся в нижних помещениях, которые, естественно, были легко одеты, и потому раздражены холодом (царившем наверху). Вскоре стало понятным, что, хотя масштабы ущерба ещё не известны, угроза оказаться в холодной воде для них отсутствует.
Шум, вызванный взрывом, был невелик, но за ним последовала сильная звуковая вибрация, сильно напоминавшая знакомый металлический звук, обычно сопровождающий детонацию отдалённого заряда. Столб воды, смешанный с обломками, поднялся на высоту грот-мачты, опрокинув четырёх человек, находившихся в кормовой оконечности, в районе мостика.
Поздняя информация показала, насколько невелики были шансы на спасение корабля. Мина была одной из четырёх проплывавших мимо, и взорвалась в нескольких футах от концевой части глубоко погруженного главного броневого пояса (толщина 9″), возвышавшегося, вследствие осадки броненосца, в пределах двух-трёх дюймов над водой.
Почти вся сила взрыва оказалась направленной вверх, снеся все выступающие на её пути части, прежде всего полка для постановки в док и выстрелы противоминных сетей. Некоторые члены экипажа заявляли, что в месте взрыва на броневой плите образовалась небольшая вмятина, но осмотр противоположной стороны места взрыва не выявил никаких повреждений плиты.
Обшивка ниже броневого пояса оказалась немного вдавленной между шпангоутами, отмечена фильтрация воды между броневым поясом и броневым шельфом. Поступающая вода была обнаружена в треугольном, в плане, помещении, образованном за счёт кривизны броневой палубы, и в нижней части угольной ямы.
Внешний вид чрезмерно ржавой воды вызвал негодование и способствовал появлению инсинуаций. Было высказано мнение, что в равной степени грязную воду можно найти на борту судна во многих, редко посещаемых помещениях.
Под бронированной палубой в этом месте располагался зал динамо-машин, и именно здесь проявления действия взрыва были лучше всего слышны и ощутимы. Никто из персонала не пострадал, лишь труба для слива циркуляционной воды из воздушных компрессоров отделилась от своего клапана. Несколько минут спустя хлынувшая из трубы вода была остановлена деревянной пробкой.
(в РИ такие повреждения получил броненосец «Асахи» при подрыве на мине 26 октября 1904 года, предоставлено коллегой Земляк/Товарищ)
Пострадал левый гребной винт – самое большое повреждение броненосца.
Почти одновременно с первым подрывом «Хацусэ» второй броненосец «Ясима» направился к «Хацусэ» для буксировки (ирония судьбы – «Хацусе» помощь не понадобилась), но сам подорвался на мине и потерял ход. Через некоторое время его отбуксировал «Сикисима», и корабли повернули назад. Несмотря на тяжелые повреждения, японцы силами двух экипажей смогли довести поврежденный броненосец до берега.
Казалось бы, неприятности на этом закончились, но русских мин было много, и они жаждали впиться зубами в еще одну жертву. Этой жертвой – третьей среди японских кораблей — стал новейший крейсер «Ниссин». В отличие от больших броненосцев, получивших по одной мине, большой крейсер совершив неудачный маневр натолкнулся на минную банку, в результате чего взорвался и почти мгновенно затонул.
После взрывов японские корабли начали стрельбу в воду, приписывая подрыв кораблей атаке русской подводной лодки (по свидетельству оставшихся в живых моряков с «Ниссина», крейсер заметил русскую подлодку и пошел на таран).
***
Сражение в Желтом море / бой у мыса Шантунг
Слева показались японские корабли. Все подняли бинокли, стараясь разглядеть приближающегося врага. Матросы спешно заканчивали обед и расходились кто куда отдохнуть перед боем. Большинство поднялось на палубу и с тревогой и любопытством следило за приближающимся врагом. Подошедший к ним артиллерийский офицер лейтенант Киткин стал называть типы видневшихся судов.
— Справа «Якумо», похожий на нашу «Диану», «Касаги», «Читозе», перечислял он. — Эти не страшны — легкие крейсера. Слева старые суда: броненосец «ЧинИен», крейсера «Хасидате», «Мацушима», «Итцукушима» — тоже неопасные. Зато вон по носу напересечку нам идут главные силы — «Микаса», «Асахи», «Фуджи», «Ясима», «Хатсусе», «Шикишима». По мощности артиллерийского огня они немного даже превосходят наш броненосный отряд.
— Много их, вашбродь. Со всех сторон окружают нашу эскадру, встревоженно заговорили матросы.
— Да, драка будет жаркой, комендоры должны сегодня особенно внимательно наводить орудия. Главное — не робей, тогда японцу несдобровать.
— Постараемся, вашбродь, — дружно ответили матросы.
(Порт-Артур том 2. Степанов)
***
В РИ японские броненосцы израсходовали 603 снаряда, т.е. в среднем 150 снарядов на броненосец (кто-то больше, кто-то меньше), и 37-38 снарядов на орудие. Следовательно, 6 японских броненосцев должны выпустить 904-905 снарядов. При этом «Микаса» то же может быть альтернативным, и иметь еще и 254-мм орудия; итого 960-970 крупных снарядов.
Таким образом, если в РИ в сражении в Желтом море, в русские корабли попало 65 снарядов, то в АИ попадает 97-98 (или 104-105) снаряда. В Цусимском сражении, русским броненосцам типа «Бородино» хватило 40-45 снарядов. В данном сражении в Желтом море, в русские броненосцы получают около 20 снарядов, да и взрывчатка в данных снарядах менее сильная. И тем не менее.
С большой вероятностью, что в новых условиях
«Пересвет» (попало 19-21 снаряд) получает критические повреждения, и потоплен в ходе сражения.
«Цесаревич» (21-23 снаряда) и «Полтава» (22-24 снаряда) — тяжелые повреждения и гибель от миноносцев.
«Севастополь» (15 снарядов) — как повезет; скорее всего возвращается в Порт-Артур.
«Победа» (6 снарядов) и «Ретвизан» (9-10 снарядов) скорее всего возвращаются в Порт-Артур. Однако стоит помнить, что японцы предпочитали метить либо во флагманские корабли, либо в слабые. Так что после тяжелых повреждений «Пересвета» могут сосредоточить огонь именно на «Победе». Да и «Ретвизан» имел пробоину (надводную) в носовой части, и если получит еще повреждения (т.е. примет воды и осядет), то надводная пробоина станет уже водной… с тяжкими последствиями.
«Аскольд» и «Диана». Получают три снаряда на двоих, но кому именно достанется третий снаряд? Если «Диане», то скорее всего крейсер потонет (впрочем, и «Аскольду» может не повезти)
«Паллада» и «Новик» — без изменений.
Таким образом, русская эскадра теряет от трех, до шести кораблей. Причем в чисто «артиллерийские потери» однозначно «Пересвет», остальные русские корабли с большой вероятностью, получив серьезные повреждения (выбита среднекалиберная артиллерия, пожары) топятся японскими миноносцами. Так же не следует забывать, что повреждения труб (а значит падения тяги и повышенный расход угля) на российских кораблях больше, и возникнут раньше (хотя бы в силу статистики). Да и Того, может начать сближение раньше. Следовательно, возвращаться в Порт-Артур эскадре (или каким-нибудь кораблям) придется снизить ход, а там или миноносцы, или броненосцы японцев…
В результате, уже в августе становится ясно что Второй Тихоокеанской эскадре придется в одиночку воевать с японским флотом. Следовательно, русская эскадра остается на Балтике на зиму, и усиленно тренируется, дожидаясь вступления в строй «Славы» и модернизации «Сисоя Великого» и «Наварина». Вот только ситуация к зиме 1905 года уже поменяется по сравнению с РИ. Одно дело отправить эскадру и невозможность ее отозвать в силу престижа (хотя маловероятно что дело было только в престиже), другое дело не отправка эскадры сразу. Так что вполне возможно, что весной 1905 года, вопрос о целесообразности отправки русской эскадры будет поднят, и будет решено эскадру не отправлять, а заключать с японцами мир.