Винтажная статья «Soviet Aviation Increases Offensive Threat» из журнала «Air Defense magazine» (выпуск за октябрь-декабрь 1984 года), которая, думаю, заинтересует коллег.
УГРОЗА СО СТОРОНЫ СОВЕТСКОЙ АВИАЦИИ ВОЗРАСТАЕТ
Содержание:
В 1960-е годы страны НАТО и Варшавского договора рассматривали тотальную ядерную войну как единственно возможный сценарий конфликта. Однако, когда в НАТО была принята стратегия «гибкого реагирования», планировщики штабов стран Варшавского договора начали разрабатывать варианты наступательных действий против НАТО с использованием только обычного и химического оружия.
Для достижения своих целей Советы разделили свои авиационные средства на несколько родов, которые до недавнего времени были известны как военно-транспортная авиация, авиация военно-морского флота, дальняя авиация, фронтовая авиация и авиация ПВО (стратегические силы противовоздушной обороны, применяемые в Советском Союзе в настоящее время). Согласно статьи Генри С. Бродшера (Henry S. Brodsher), опубликованной в выпуске «Вашингтон стар» (Washington Star) за 16 июля 1981 года, произошло необъявленное изменение в структуре советских ВВС, объединившее авиацию ПВО и подразделение ПВО сухопутных войск. Поскольку эти силы не представляют средством нападения на НАТО, они не будут являться предметом рассмотрения в данной статье. Вместо этого я кратко расскажу о каждом из родов советской авиации и о развитии современного поколения советских самолетов.
Военно-транспортная авиация (ВТА)
Советское военно-транспортная авиация состоит из примерно 1200 самолетов с фиксированным крылом и вертолетов, некоторые вертолеты относятся к подразделениям других родов авиации. Большинство самолетов с неподвижным крылом – это An-12 Cub (Ан-12), которые широко использовались во время советского вторжения в Афганистан и последующих операций в этой стране. Крупнейший стратегический транспортный самолет An-22 Cock (Ан-22) использовался для переброски советских войск в Западное полушарие, Африку и Афганистан. Что касается вертолетов, то командование советской ВТА упор делает на Mi-8 Hip (Ми-8). Также в составе военно-транспортной авиации имеются тяжелые вертолеты Mi-6 Hook (Ми-6), способные нести внутри фюзеляжа более 26000 фунтов (11794 кг) полезной нагрузки или до 65 военнослужащих и перевести на дальность до 1000 километров.
Морская авиация
Морская авиация – это в первую очередь самолеты наземного базирования, которые могут оказать определенное влияние на наземные операции в Центральной Европе. Однако с появлением новых авианосцев класса Kiev (авианесущие крейсера проекта 1143) советская военно-морская авиация теперь имеет в своем распоряжении способный действовать над морем набор палубных вертолетов и самолетов КВП/ВВП. В состав авиации военно-морского флота входят более 300 бомбардировщиков Tu-16 Badger (Ту-16), Tu-22 Blinder (Ту-22), Tu-95 Bear (Ту-95) и Tu-22M Backfire (Ту-22М). Кроме того, морская авиация оснащена истребителями-бомбардировщиками, такими как Su-17 Fitter C (Су-17М) и СКВП/СВВП Yak-36 Forger (Як-38). Эти самолеты обеспечивают советскому военно-морскому флоту наступательный боевой потенциал.
Дальняя авиация
В состав дальней авиации входят более 850 самолетов, из которых более половины нацелены против НАТО. Основу подразделений дальней авиации составляют бомбардировщики M-4 Bison (М-4) и Tu-95 Bear. Эти самолеты имеют достаточную дальность полета, чтобы поражать цели не только в Европе, но и в Соединенных Штатах. Входящие в состав дальней авиации средние бомбардировщики Tu-16 Badger и Tu-22 Blinder способны поражать цели в глубине тыловой зоны НАТО. Чтобы увеличить радиус действия своих бомбардировщиков Советы переоборудовали часть своих бомбардировщиков Bear и Bison в самолеты-топливозаправщики. Помимо этого, некоторые бомбардировщики Bear были переоборудованы в разведывательные и противолодочные самолеты.
Tu-22M Backfire является новейшим советским бомбардировщиком и единственным крупным боевым самолетом, который находится в серийном производстве. Это универсальный, сверхзвуковой, многоцелевой самолет, способный атаковать цели обычными (неядерными) средствами поражения, наносить ядерные удары, выполнять задачи самолета-разведчика и самолета радиоэлектронного противодействия.
Бомбардировщики дальней авиации могут нести не только обычные или ядерные бомбы, но а также ракеты класса «воздух-земля», такие как AS-2 Kipper (К-10 Комета), AS-3 Kangaroo (Х-20 Комета), AS-4 Kitchen (Х-22 Буря), AS-5 Kelt (КСР-2) и AS-6 Kingfish (КСР-5). Так, например, ракеты AS-3 может нести и запускать бомбардировщики Bear. Ракета несет ядерную боеголовку мощностью примерно 5 мегатонн и имеет дальность около 650 километров. Tu-22M Backfire может нести ракету AS-4 Kitchen, которая будучи оснащенной ядерной боеголовкой мощностью 4-5 мегатонн, имеет дальность полета около 270 морских миль (500 км).
Фронтовая авиация
Фронтовая авиация или как мы ее называем тактическая авиация представляет наибольшую воздушную угрозу передовым подразделениям стран НАТО. Фронтальная авиация состоит из тех сил, которым были поручены задача поддержки боевых действий советских сухопутных войск. Эта поддержка заключается в обеспечении защиты от воздушных атак авиации стран НАТО, уничтожении сил и объектов НАТО в тыловых районах и выполнение разведывательных полетов. Фронтальная авиация, оснащенная более 4700 тактическими самолетами с фиксированным крылом, является крупнейшим из пяти родов советской авиации.
Советская фронтальная авиация шестидесятых годов, оснащавшаяся истребителями Su-7 Fitter-A (Су-7) и ранними модификациями MiG-21 Fishbed (МиГ-21), в первую очередь предназначалась для задач противовоздушной обороны. Данная концепция привела к тому, что советские военно-воздушные силы имели ограниченные возможности по проведению атак наземных целей и оказанию поддержки своим сухопутным войскам. В последнее десятилетие произошло значительное увеличение как полезной нагрузки, так и дальности полета самолетов фронтовой авиации.
Хотя в советских военно-воздушных силах приоритетом фронтовой авиации традиционно были задачи противовоздушной обороны, в последние несколько лет произошли радикальные изменения в концепциях ее болевого применения. Теперь первоочередной задачей является не противовоздушная оборона, а воздушное наступление во всех его вариантах. Опытно-конструкторские работы середины 1960-х годов по созданию новых и более совершенных боевых машин привели к появлению модификаций MiG-21 Fishbed, которые обладали лучшими показателями дальности полета и полезной нагрузки и которые можно более эффективно использовать при ведении воздушного наступления.
Начиная с 1973 года на вооружение были приняты Su-17 Fitter-C, MiG-23 Flogger-B (МиГ-23М) и Su-24 Fencer-A (Су-24). По сравнению с более ранними самолетами фронтовой авиации эти новые боевые машины имеют существенно возросшие дальность полета, боевую нагрузку, более совершенные авионику и систему радиоэлектронного подавления, что обеспечивает этим самолетам возможность многоцелевого применения. Новые самолеты составляют значительную часть советских военно-воздушных сил, и нашли широкое распространение в подразделениях фронтовой авиации, противостоящих центральному региону НАТО.
Новое поколение советских истребителей ПВО таких как MiG-25 Foxbat-A (МиГ-25П) имеют максимальную скорость на уровне моря не менее восьмисот миль в час (1290 км/ч) и несут ракеты класса «воздух-воздух» с дальностью полета около 15 морских миль (28 км). Боевой радиус этих истребителей превышает 500 морских миль (926 км).
Также разрабатываются самолеты непосредственной поддержки, и те машины, которые поступают на вооружение советских ВВС, также свидетельствуют об изменении концепции боевого применения фронтовой авиации. Эти новые самолеты представляют собой непрерывный поиск бортового оборудования, которое наиболее полно способно выполнять требования концепции «воздушное наступление во всех его вариантах». MiG-27 Flogger-D (МиГ-23БМ) является примером этих непрерывных поисков.
Flogger-D отличается от Flogger-B тем, что его нос был полностью переконструирован и резко опущен вниз для обеспечения пилоту лучшего обзора вперед-вниз в соответствии с его основной предназначением: нанесением ударов по наземным целям.
Flogger-D может нести полезную нагрузку около 6500 фунтов (2950 кг) на расстояния около 500 морских миль (805 км). На более короткие расстояния новый советский штурмовик может нести более 10000 фунтов (4536 кг) бомб, ракет и ракет. Эти самолеты оснащены модернизированными авионикой и системой управления огнем и могут очень точно свои средства поражения посылать на большие расстояния.
Боевая эффективность фронтовой авиации повышается благодаря масштабной программе модернизации. Авиация ПВО и почти 75 процентов штурмовой авиации состоят из самолетов, введенных в эксплуатацию в последнее десятилетие.
Поэтапное развертывание этих новых самолетов обеспечило техническую возможность для диверсификации средств поражения. Вместо того как в 1960-х годах думать о подвеске и доставке ядерных боеприпасов, Советы оснастили самолеты своей фронтовой авиации самым разнообразным вооружением: бомбами, неуправляемыми ракетными снарядами, тактическими ракетами класса «воздух-земля» и пушками. Хотя в течение многих лет Советы следовали за НАТО в разработке боеприпасов, последние данные свидетельствуют о растущих усилиях Советского Союза по разработке новых боеприпасов класса «воздух-земля», с помощью которых можно атаковать противника. Высокоточные управляемые боеприпасы – подобные используемым военно-воздушными силами США «умным бомбам» с лазерной или электронно-оптической системами наведения, – создаваемые для применения новым поколением советских тактических самолетов, являются наиболее значительными из этих разработок.
Советы намерены использовать свои вертолеты почти таким же образом, как мы это делали во Вьетнаме: для огневой поддержки сухопутных сил и атак натовских целей в пределах своего боевого радиуса. Нет сомнений в том, что в будущем советские вертолеты будут представлять все большую угрозу для НАТО.
Становится все более очевидным, что Советы считают, что при равенстве всех других элементов наибольшие шансы на победу в войне связаны с теми силами, которые используют элемент неожиданности. Советскому неядерному наступлению будет предшествовать массированная воздушная операция.
Воздушная операция начнется с нанесения советской авиацией массированных ударов по объектам и силам НАТО с использованием неядерных средств. В этой воздушной операции примут участие несколько тысяч самолетов из частей и подразделений фронтовой и дальней авиации.
Советские разработки в области авиации не ограничивались только самолетами с фиксированным крылом. Имея перед глазами опыт применения американских вертолетов во Вьетнаме Советы признали необходимость в ударных вертолетах и в вертолетных десантах. Советы занимаются обширной программой роста и модернизации своих вертолетных сил. В настоящее время эти силы насчитывают более 500 летательных аппаратов, причем особое внимание уделяется вертолетам огневой поддержки, таким как развёрнутые против войск стран НАТО Mi-24 Hind (Ми-24) и Mi-8 Hip. Данные вертолеты могут нести широкий спектр средств поражения таких как блоки НУРС, бомбы, противотанковые управляемые ракеты и пулеметы. Так, например, Hind-A (Ми-24А) хорошо подходит на роль вооруженного транспортного вертолета и вертолета-штурмовика. Он может перевозить от восьми до десяти полностью экипированных солдат и на внешней подвеске достаточное количество средств поражения для обеспечения огневой поддержки десанту после его высадки. Новейший вариант вертолета Hind – Hind-D (Ми-24Д) – несет то же вооружение, что и Hind-A, но за исключением установленного в носу пулемета с вращающимся блоком стволов вместо одноствольного пулемета, установленного в носу Hind-A.
Во время первого массированного удара самолеты фронтовой авиации должны будут атаковать натовские системы ПВО, чтобы следующие за ними машины смогли бы наносить удары по аэродромам НАТО в тыловой зоне. Второй массовый удар, вероятно, будет направлен против натовских центров управления, а также по местам хранения ядерного оружия НАТО. В перерывах между ударами самолеты фронтовой авиации будут продолжать атаковать и оказывать давление на силы НАТО.
Хотя в начале воздушной операции против некоторых целей НАТО может использоваться токсичное химическое оружие, вполне вероятно, что Советы после нанесения ударов с использованием более обычных боеприпасов будут атаковать цели первоочерёдной важности химическими бомбами или ракетами. Так, например, как только аэродромы НАТО будут выведены из строя обычными средствами, Советы с помощью химического оружия могут попытаться не допустить их использования.
Таким образом, очевидно, что Советы увеличили свою способность вести наступательные боевые действия с применением обычных видов вооружения. Также очевидно, что они разработали подробные планы проведения крупной воздушной наступательной операции, чтобы использовать свои возросшие возможности для достижения своих целей.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Майор Ричард Дж Армор (Richard J. Armour) – выпускник Нью-Йоркского университета. Он служил командиром батареи, S2, заместителем S3, начальником отдела оперативной и боевой подготовки и оперативного центра командования, в 32-м командовании ПВО сухопутных войск (32nd AADCOM) и в качестве начальника оперативного отдела штаба в 38-й зенитно-артиллерийской бригаде ПВО (38th ADA Brigade), Корея. В настоящее время он является помощником начальника отдела по борьбе с угрозами управления боевых разработок училища ПВО армии США, форт Блисс (Fort Bliss), штат Техас.
источник: major Richard J. Armour «Soviet Aviation Increases Offensive Threat» «Air Defense magazine» october-december 1984, pages 15-18
перевод впервые опубликован — https://vk.com/@710541705-boi-s-tenu-vzglyad-zapada-voenno-vozdushnye-sily-sssr-1984