Данная статья представляет собой перевод небольшой главки «Yakovlev “Mandrake”» из книги американского автора Колина Мунро (Colin Munro), которая была опубликована в 1972 году и которая представляет взгляд из США конца 1960-х годов на авиацию Советского Союза.
Уже несколько лет появляются сообщения о советском высотном самолете-разведчике, который был создан на базе истребителя-перехватчика Як-25 и которому в НАТО было присвоено обозначение Mandrake (мандрагора). За последние несколько лет об этом самолете было мало что слышно, но летательный аппарат, который иногда появляется над северной Индией, вполне может быть «мандрагорой». Вполне вероятно, что «мандрагора» в основном используется в операциях над Китаем: во-первых, русские хотят знать, что происходит в этой стране, а во-вторых, вероятность перехвата самолета-разведчика китайской ПВО не так велика.
Хотя высотный самолет-разведчик Yakovlev Mandrake является одноместным, он имеет стандартные фюзеляж и хвостовое оперение истребителя-перехватчика Як-25. Предполагается, что силовая установка «мандрагоры» состоит из двух турбореактивных двигателей R.37RF (? – byakin), которые устанавливаются на серийно выпускающиеся самолеты семейства Як-28 (истребители Як-28 и самолеты разведчики Як-25РВ оснащались двигателями Р-11-300 – byakin). Разумеется, основное изменение конструкции самолета заключается в крыле. Вместо стреловидного крыла «мандрагора» получила трапециевидное немного сужающееся к законцовкам крыло с размахом в диапазоне от 70 до 80 футов (от 21,3 до 24,4 м).
Вряд ли характеристики «мандрагоры» будут соответствовать характеристикам самолета-разведчика Lockheed U-2, поскольку Yakovlev Mandrake представляет собой лишь значительную модификацию стандартного истребителя, а не специализированную конструкцию. Согласно расчетам практический потолок самолета-разведчика Yakovlev Mandrake будет составлять 55000-60000 футов (16764-18288 м). Крейсерская скорость составляет примерно 475 миль в час (764 км/ч), а дальность полета вряд ли превысит 1200 миль (1931 км) или около того, если только на борту самолета нет сбрасываемых баков.
Разработка и производство нового крыла позволили русским получить неплохой самолет-разведчик, но вероятнее всего было изготовлено только несколько машин данного типа.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: Yakovlev Mandrake (Як-25РВ)
Назначение: самолет-разведчик
Статус: единичное производство (вероятно)
Размеры (расчетные):
размах крыла 75 футов (22,9 м)
длина 51 фут (15,5 м)
источник: Colin Munro «Soviet Air Forces. Fighters and bombers», pages 114-115
перевод впервые опубликован — https://vk.com/@710541705-boi-s-tenu-opytnyi-vysotnyi-samolet-razvedchik-yakovlev-mand