Ровно 430 лет назад (по новому стилю), 8 августа 1588 года, завершилось одно из наиболее значимых морских сражений Западной Европы. Английский флот под командованием адмиралов Чарльза Ховарда и Фрэнсиса Дрейка у мыса Гравелин нанес поражение испано-португальской «Непобедимой Армаде» герцога Медина-Сидония, посланной для завоевания Британии.
Принято считать, что благодаря этой победе Англия сохранила независимость и приобрела статус великой морской державы, а Испания начала постепенно слабеть, хиреть и терять былое могущество, пока не превратилась из мирового лидера в периферийное второразрядное государство.
При этом надо заметить, что испанцы при Гравелине вовсе не были разгромлены. Из 139 боевых кораблей они потеряли всего пять, два из которых затонули, а еще три — выбросились на прибрежные отмели и были захвачены союзниками англичан — голландцами. Людские потери составляли около 600 человек из более чем 30 тысяч матросов и солдат, находившихся на кораблях Армады.
Однако еще десятки испанских галеонов, галер и галеасов получили серьезные повреждения, а главное — у Армады после нескольких многочасовых перестрелок закончились боеприпасы. У англичан тоже почти иссякли запасы пороха, но испанцы об этом не знали. Зато они видели, что, несмотря на все их усилия, враг не потерял ни одного корабля, и это повергло испанских моряков в уныние.
На совещании штаба Армады в ночь с 8 на 9 августа было решено, что бой продолжать невозможно, возвращаться — тоже, поскольку сильный ветер дул в противоположном направлении. Оставалось только одно — двигаться дальше на север, сделать огромную петлю вокруг Британских островов и вернуться в Испанию с северо-запада, через Атлантику и Бискайский залив.
Решение было вынужденным и очень рискованным, поскольку атлантические штормы представляли смертельную опасность для изрешеченных ядрами судов с рваными парусами. Так и случилось: при проходе Армады вдоль западного побережья Ирландии разыгралась буря и разбила о скалы 32 корабля, на которых погибло около 10 тысяч испанских солдат и матросов. Остальные корабли разметало по океану и они возвращались в порты поодиночке.
Всего, по разным данным, вернулось от 63 до 67 кораблей. Еще более трех десятков судов пропало без вести, со временем их записали в погибшие. С учетом их команд общее число безвозвратных людских потерь Испании и Португалии достигало 20 тысяч человек. Узнав об этом, английская королева Элизабет удовлетворенно произнесла фразу, вынесенную в заголовок.
Впрочем, англичанам тоже было не до веселья. Сразу после возвращения из боя в английском флоте вспыхнула эпидемия неизвестного смертельного заболевания, похожего симптомами на тиф. За короткое время заболело более 20 тысяч моряков и почти девять тысяч из них умерли.
Война между Англией и Испанией продолжалась еще 16 лет и закончилась в 1604 году на условиях сохранения статус-кво. Любопытным последствием Гравелинского сражения стало то, что благодаря ему в Англию попал картофель. Мешки с картошкой, недавно введенной в рацион испанских моряков и еще неизвестной в остальных странах Европы, англичане нашли в трюмах разбитых кораблей Армады, а выжившие члены экипажей рассказали, что это такое. С тех пор корнеплод из Нового света занял почетное место на столах английской и ирландской бедноты.
Армада на пути к Британии.
Один из ее кораблей — португальский галеон «Флор до мар» — «Морской цветок».
Рисунок английского галеона времен Гравелинской баталии из книги корабельного мастера Мэтью Бэйкера.
Эпизод Гравелинского сражения. Британский галеон «Вэнгард» ведет бой на близкой дистанции с двумя испанскими галеонами.
Еще одна сцена битвы — команда покидает горящий испанский корабль. Картина Филиппа-Джеймса да Лутербурга.
Галеон «Сан Хуан Батиста». Примерно так или даже хуже выглядели после сражения многие испанские корабли. Вверху — бронзовый казнозарядный фальконет, применявшийся в испанском флоте в XVI-XVII веках.
Гибель галеаса «Жирона» во время шторма у берегов Ирландии. Из 1300 матросов, гребцов и солдат, находившихся на нем, выжило лишь девять человек. Столь большое количество людей на «Жироне» объяснялось тем, что накануне он взял на борт около 800 моряков, спасенных с погибших ранее испанских кораблей.
Галеас «Анунсиада» разбивается об ирландские прибрежные скалы. Эта катастрофа тоже унесла сотни жизней.
Голландцы осматривают выбросившийся на отмель и покинутый командой испанский галеон.
Водолазные находки в останках одного из кораблей Армады: чугунные и каменные ядра, бронзовая казнозарядная малокалиберная пушка и зарядные каморы для нее.
Небольшая подборка фотографий артиллерийских орудий, которые использовались в Гравелинском сражении. Поскольку многие испанские корабли после боя выбросило штормом на побережье Ирландии, орудия с них достались ирландцам и сейчас выставлены в местных, а также в английских музеях. Эти реликвии дают представление о том, как выглядела западноевропейская корабельная артиллерия во второй половине XVI века.
Испанская бронзовая кулеврина калибром примерно в четыре дюйма. Во времена Гравелина у пушечных стволов уже были цапфы, однако «классический» для эпохи парусных судов четырехколесный орудийный лафет еще не получил широкого распространения. Такие лафеты появились в Англии в середине XVI века, в дальнейшем распространились по всему миру и почти без изменений применялись на протяжении 300 лет. Но до испанцев к 1588 году это нововведение еще не дошло и они ставили свои морские орудия на двухколесные лафеты типа наземных, только с маленькими и, как правило, сплошными колесами. В отличие от армейских, корабельные лафеты были очень низкими, поскольку расстояние между батарейной и верхней палубами галеонов не превышало полутора метров. Даже низкорослым по современным меркам тогдашним морякам приходилось ходить по батарейной палубе, согнувшись в три погибели или на четвереньках, а пушки они заряжали и наводили сидя или стоя на коленях.
Еще одна испанская пушка с корабля Армады в музее Дублина. Лафет, разумеется, новодельный, но вполне аутентичный.
Богато украшенная английская бронзовая пушка на четырехколесном станке, сделанном в наши дни по чертежам конца XVI века. Такие лафеты позволяли быстрее накатывать орудия после выстрела, что повышало темп ведения огня. В боях с испанцами это давало английским морякам важное преимущество.
На верхних палубах испанских кораблей в XVI-XVII веках нередко размещали орудия на обычных наземных лафетах, которые можно было при необходимости спустить на берег и использовать в полевых сражениях или при осадах крепостей. На снимках — одна из таких пушек. Лафет тоже новодельный, но он полностью копирует оригинал.
Наряду с бронзовыми в XVI веке применялись и железные орудия. Их стволы сваривали ковкой из длинных полос металла и дополнительно скрепляли обручами, надетыми методом горячей посадки. Этот акварельный рисунок показывает, во что превращались такие стволы от долгого пребывания в морской воде. На нем — пушка одного из затонувших кораблей Армады, найденного в начале XIX века. Она встроена в примитивный бесколесный станок в виде простой колоды. Подобные станки появились на заре артиллерии в XIV веке, но к середине XVI века считались уже безнадежно устаревшими. Однако в испанском флоте, как видно, встречались и такие анахронизмы.
А это — фальконет с казенным заряжанием. Казнозярядные пушки небольшого калибра со сменными зарядными каморами появились в XVI вере, но примерно через 100 лет вышли из употребления, поскольку они лишь ненамного превосходили в скорострельности дульнозарядные пушки аналогичного калибра, будучи при этом гораздо тяжелее, дороже и сложнее в производстве. Фактически эти пушки могли произвести в быстром темпе только несколько выстрелов, пока не исчерпывался запас заранее заряженных камор. «Второе пришествие» казнозарядной артиллерии, как известно, случилось только во второй половине XIX века. Орудие на снимке довольно грубо отлито из бронзы. Штырь крепежной вилки отломан.
Прорисовка пушки, аналогичной той, что изображена на верхнем фото, но более крупного калибра. Он установлена на «испанском» двухколесном лафете, к станине которого по бокам подвешены сменные зарядные каморы.
Ну и в качестве бонуса — продольный разрез типового испанского галеона:
источники:
https://vikond65.livejournal.com/787137.html
https://vikond65.livejournal.com/787280.html