Возникшая в 70-х годах прошлого века мода на ударные и, прежде всего – противотанковые, вертолеты не обошла стороной сирийских военных. В тот момент главным противником сирийцев был Израиль, основным ударным кулаком сухопутных войск которого были многочисленные и хорошо обученные танковые соединения. Кроме того, Израиль получил из США ударные Bell AH-1 Cobra, соответсвенно, сирийские генералы жаждали паритета с противником и желание обзавестись новомодным вооружением – «ПТУРами воздушного базирования», на этом фоне, было довольно естественным. Однако как получилось так, что Сирия, будучи много лет в зоне влияния Советского Союза, закупила французкие вертолеты Aerospatiale SA-342 Gazelle?
Тут совпало три фактора. Во-первых, вероятно Советский Союз, только приняв на вооружение тяжелый и бронированный Ми-24, оказался не готов быстро поставить такие машины своему арабскому союзнику. Во-вторых, между мировыми войнами Сирия была под французким протекторатом и влияние французов на формирование сирийской национальной элиты было определяющим вплоть до второй половины 50-х годов. Соответсвенно за 20 лет это влияние еще не было окончательно утрачено – так что Франция была наиболее приемлемым партнером для Сирии из всех западных стран, аналогично и сами французы пытались сохранить часть своего влияния на сирийцев. В третьих, богатая Саудовская Аравия предпринимала попытки переориентировать арабские страны на Запад и не жалела для этого денег, (нечто подобное мы видим и сейчас – закупка Египтом французких истребителей Rafalle и вертолетоносцев типа «Мистраль» на саудовские деньги хотя и не несет задачи «переориентировать Египет», но явно имеет свои резоны для Саудии). Так что сирийцы благоразумно не стали отказываться от предложения фактически бесплатно получить партию современного западного вооружения.
Контракт на поставку 46 SA-342 Gazelle был подписан в 1977, тогда же получили и первую партию из 18 вертолетов SA-342К (модификация для стран «с жарким и сухим климатом»). Эта партия была вооружена старыми французкими ПТУР AS-12. Из них сформировали 976-ю эскадрилью боевых вертолетов в Al-Jdaydeh.
Вскоре поставки продолжились и всего к 1979 году было получено 30 SA-342К и 16 SA-342L оснащенных ПТУР HOT и совершенной системой управления.
Вместе с этой партией получили 216 ПТУР HOT (сокращение от «High-subsonic Optical remote-guided fired from a Tube», что можно перевести примерно как «Высокоскоросная ракета с оптическим наведением, запускаемая из трубы-контейнера»). Ракета имела современное полуавтоматическое наведение с управлением по проводу и на тот момент НОТ считался одним из самых современных ПТУР, будучи способным пробивать до 700 мм гомогенной брони при нулевом угле встречи и 288 мм наклонной брони расположенной под углом 65 градусов. Каждый вертолет мог нести до 4 таких ракет. Нет точных данных перевооружались ли SA-342K на ПТУР HOT, скорее всего нет – на видео учений в апреле 2012 виден вертолет вооруженный древней AS-12.
В результате к войне 1982 года сирийцы имели авиабригаду SA-342К/L из трех эскадрилий (976-я, 977-я, 988-я). Про применение SA-342К с ПТУР AS-12 никакой информации нет, что, впрочем, не исключает такого применения. Возможно, что одна из эскадрилий SA-342К использовалась только для транспортировки, наблюдения и связи. Достоверно известно о применении в боях 977-й эскадрильи, вооруженной SA-342L с ПТУР НОТ.
Президент Сирии Хафез Асад (кстати, летчик-истребитель) в кабине «Газели».
В начале 1982 года Советский Союз поставил Сирии первую эскадрилью Ми-25 (упрощенный экспортный вариант Ми-24В вооруженный ПТУР 9М17П Фаланга-П). Ракета имела радиокомандное полуавтоматическое наведение, несколько меньшую дальность и худшую бронепробиваемость, чем ПТУР НОТ от «супостата».
Согласно данным наших советников, к началу Ливанской войны 1982 года сирийцы только стали выполнять самостоятельные полеты на Ми-25, без боевого применения. Поэтому говорить об их освоении личным составом нельзя. В конечном итоге, в боевых действиях в 1982 году они участия не приняли. По некоторым данным, первый практический пуск ПТУР Фаланга сирийские Ми-25 провели только в 1986 году и в целом им этот комплекс не понравился и практически никогда не применялся в боевых действиях. Единственным противотанковым вертолетом у сирийцев в войне 1982 года были SA-342 Gazelle.
Война в Ливане, 1982
К середине 70-х годов многоконфессиональный Ливан оказался раздираемым противоречиями между разными религиозными группами (христиане-фалангисты, шииты «Амаль» и т.д.), и фактически был в состоянии гражданской войны. По просьбе христианского правительства фалангистов Сирия ввела в страну свои войска в качестве миротворческих сил (Межарабских сил сдерживания) под эгидой Лиги арабских стран (о чем было соответствующее решение ЛАГ в 1976 г.)
Еще одним разрушительным для Ливана фактором стало перемещение на юг этой страны сил ООП (Организации Освобождения Палестины) после того как Иордания вооруженным путем вытеснила их со своей территории. ООП создала в Южном Ливане свою полурегулярную армию с танками, артиллерией, тренировочными базами и складами. Палестинцы регулярно обстреливали Израиль из реактивной и ствольной артиллерии, а последний время от времени устраивал авиа и артналеты, рейды и даже крупные вторжения сухопутных войск, как операцию «Литани» в 1979 году.
Надо сказать, что Ливан всегда считался Сирией своей вотчиной, практически «незаконно отторгнутой колонизаторами частью Великой Сирии». И если первоначально сирийцы защищали христиан Ливана, то к началу 80-х годов ситуация изменилась на полностью противоположную – Сирийцы вели боевые действия против фалангистов.
Не единственным, но фактически главным «водоразделом» Ливана стал вопрос отношений с Израилем. Ливанские христиане-фалангисты получили полную поддержку Израиля и США, а за спиной ООП и шиитов стояла Сирия.
В ходе боевых действий против фалангистов сирийская армия применяла в Ливане вертолеты Ми-8 и SA-342 «Газель». 7 апреля 1982 одна из «Газелей» столкнулась с проводами и потерпела катастрофу в Ливане.
Вертолетные десанты Ми-8 позволяли сирийцам захватывать господствующие высоты и окружать анклавы фалангистов. Последние запросили помощи у союзников и 28 апреля израильские F-16 сбили Ми-8Т, экипаж которого погиб. В результате, сирийцы прекратили использование Ми-8 в Ливане, хотя на действиях «Газелей» это не отразилось. Открытое вмешательство израильтян заставило сирийцев ввести в долину Бекаа три бригады ПВО, это в свою очередь ограничивало возможность действий израильтян в небе Ливана и вызвало ярость у израильского руководства. Все это вкупе с обстрелами артиллерией ООП территории Израиля из Южного Ливана, привело к тому, что летом 1982 года израильтяне решились не просто на крупнейшую зачистку Ливана от палестинцев под напыщенным названием «Мир Галилее», а на полное переформатирование этой страны в своих интересах – окруженнии Бейрута с целью передачи власти фалангистам, придерживающихся произральских и проамериканских позиций. Было решено не ограничиваться как прежде рубежом реки Литани, а перезать шоссе от сирийской границы до Бейрута и войти в сам город. Израильтяне предполагали, что Сирия не вмешается в ситуацию.
Сосредоточив к 6 июня крупную группировку сухопутных войск из 9 дивизий (порядка 1200 танков и несколько десятков пехотных батальонов) израильтяне разгромили полурегулярную армию ООП, состоявшую из двух бригад с 60 танками Т-34.
Оценив масштаб угрозы, сирийцы приняли решение вмешаться и выдвинули в южный Ливан 1-ю танковую дивизию из двух танковых бригад с примерно 200 танками, и большим количеством «спецназа» — фактически хорошо оснащенной «противотанковой пехотой». Кроме этого в Ливане действовало еще две механизированные бригады, а группировку прикрывали три бригады войсковой ПВО в долине реки Бекаа.
8 июня израильтяне вторглись в «зону ответственности» сирийцев. Общий ход войны, действия «большой авиации», разгром сирийской ПВО – темы конечно интересные и хорошо изученые, поэтому тут о них промолчим. В данном случае нам интересно только то, что связано с применением сирийских вертолетов SA-342.
Количество израильских войск вторжения на голову превосходило палестинские и сирийские силы – суммарно девять израильских дивизий против двух сирийских дивизий, но последние вели довольно грамотные оборонительные бои вдоль немногочисленных дорог ведущих вглубь Ливана. За счет лучшей подготовки личного и командирского состава, активной поддержки авиации израильтяне наступали с боем захватывая каждую расположенную на дороге деревню. В тылу израильская техника буквально запрудила эти дороги в буквальном смысле создавая пробки из колонн военной техники, затруднив маневрирование и снабжение частей израильской армии. И вот тут то и появились в сирийские противотанковые «Газели».
8 июня звено «Газелей» в районе горы Джебель Шейх пыталось с малой высоты атаковать боевую группу Йосси Пеледа, которая двигалась вдоль сирийской границы к стратегическому шоссе Бейрут-Дамаск. По израильским данным эта атака им не удалась.
В 17-30 еще две пары сирийских SA-342 атаковали механизированные части израильтян в районе дорог между Шааба-Рашадия и Барук-Эйн Дара.
В свою очередь в израильских источниках есть сведения об атаке в 16-30 «Газелями» 360-го танкового батальона (из 399-й танковой бригады 90-й дивизии) в районе Хуш А-Даниба и сбитии одного такого вертолета ответным огнем без своих потерь. Впрочем, в одном случае источники указывают 8 июня, а в другом – следующий день – 9 июня. Более того, один из военнослужащих, Цвика Комей, подтверждает потерю одного танка (эта резервная дивизия воевала на М-48) и сбитие одной «Газели», но приводит ошибочную дату – 10 июня. Конечно, сомнительно, чтобы танкисты каждый день сбивали по вертолету – так что тут именно путаница с датировкой в израильских источниках, а речь идет об одном событии, произошедшем 8 или 9 июня.
Магах-6 Бет (М-60А-1) из состава 195-го танкового батальона уничтоженный двумя ракетами НОТ с сирийского SA-342 Gazelle в 15-30 на подступах к Айн-Зальте 8-го июня 1982 года. Первая ракета, несмотря на динамическую защиту, пробила броню башни, экипаж получил ранения и покинул танк. После этого в танк попала вторая ракета, вызвавшая пожар и танк полностью выгорел. Так как он шел третьим от начала колонны продвижение было остановлено на несколько часов. В конце концов его удалось столкнуть в сторону с дороги.
На следующий день, 9 июня израильская 162-я дивизия ввязалась в ожесточенный бой с 58-й механизированной бригадой сирийцев за ключевой населенный пункт Эйн-Зхалта, стремясь выйти к шоссе Бейрут-Дамаск. Перезав шоссе израильтяне могли отрезать всю сирийскую группировку в районе Бейрута от снабжения. В качестве усиления танков израильтяне подтянули противотанковое подразделение парашютной бригады на джипах М-151 оснащенных американскими ПТУР TOW. В 9-30 эта колонна подверглась атаке сирийских «Газелей», которым (по сирийским данным) удалось уничтожить несколько израильских М-151.
В тот же день, 162-я дивизия израильтян атаковала позиции 76-й танковой бригады сирийцев. Примерно в 15.30 четверка сирийских SA-342 из 977-й эскадрильи, прячась между холмами и деревьями, с большой дистанции атаковала израильскую колонну с использованием ПТУР НОТ, добившись пападаний как минимум в две Меркавы. Броня одного из танков, шедшего третим от головы колонны, была пробита и двое танкистов погибло. Встречаются сообщения, что ответным огнем танков один из атакующих вертолетов был сбит, но предположительно, речь об одном и том же случае, упомянутом 8 июня.
В тот же день израильтяне провели крупную операцию против развернутой в долине Бекаа сирийской группировки ПВО, фактически разгромив ее и нанеся поражение «ослепшей» сирийской истребительной авиации. Израильтяне захватили полное превосходство в воздухе над Ливаном. В результате этого сирийские вертолетчики были вынуждены опасаться действий вражеских истребителей, более того израильские источники утверждают, что одна из «Газелей» в тот день была сбита израильским истребителем.
10 июня при массированной подержке боевой авиации и ударных вертолетов 162-я дивизия прорвала оборону 51-й мехбригады сирийцев. Сирийские SA-342 были отправлены в поисково-ударные вылеты, так как точных данных о противнике не было. Действуя в районе долины Бекаа, они столкнулись с усилением ПВО передовых механизированных групп противника – израильтяне включили в их состав ЗСУ М-163 Вулкан (на базе БТР М-113) и ТСМ-20 на базе полугусеничного БТР М-3, правда чуть ли не главной задачей этих ЗСУ была зачистка противотанковых расчетов сирийцев, но и прямые свои обязанности они выполняли тоже. В результате, один из вертолетов получил 4 попадания 20-мм снарядами, а его пилот был тяжело ранен, но сумел вернуться на аэродром Эль-Меззе. Согласно израильским данным это было скорее результатом огня ТСМ-20, на счет которой была занесена победа, как видим несколько преждевременная.
В 9-00 сирийские вертолеты атаковали бронетехнику израильтян у высоты 1943. Израильские источники упомянают, что атаке подверглись танки 401-й бригады, уничтожен Магах-6 (М-60) из состава 46-го батальона этой бригады, впрочем потерь среди танкистов не было.
Согласно израильским данным одновременно другое звено «Газелей» атаковало «Боевую группу Варди» между Эйн-Зхалтой и Азониях. В другом источнике говориться, что в 10-06 тоже звено, что атаковало 401-ю бригаду, теперь добилось попаданий по двум Меркавам из состава роты «Ламед» 7-й танковой бригады у Бейт-Лахии. Погибших не было.
Через два часа «Газели» 977-й эскадрильи атаковали колонну израильских танков двигавшихся в Эйн-Зхалту.
В свою очередь из израильских источников известно, что под Машгарой в этот день «Газели» сожгли Меркаву 198-го батальона 460-й бригады.
252-я дивизия израильтян продолжала наступать на север в условиях отсутвия нормальных дорог. Транспортный затор из израильской бронетехники этой дивизии в районе высоты 1794 (севернее Шабы) подвергся атаке SA-342. Сирийцы обстреливали стоящую колонну бронетехники ПТУРами с большой дистанции, посеяв хаос. Израильские пулеметы не могли достать до противника. Сирийцами заявлено об уничтожении 7 М-113 и М-60, расстрелянных один за другим.
«Газели» устроили охоту за израильскими М-60 и М-113 на приграничной дороге из Эйн-Ата в Рашаяя по которой наступала «Специальная маневренная группа» Йоси Пеледа. Так как дорога шла вдоль сирийско-ливанской границы, сирийское командование смогло задействовать большее количество машин и вертолетчики заявили о 12 уничтоженных танках плюс другая техника. При этом израильтяне вообще предпочли не заметить действия авиации противника, признав за день только четверых раненых.
Пока вторая группа вертолетов продолжала атаку на группу Пеледа, остановив ее продвижение, транспортные Ми-8 высадили на маршруте ее продвижения специальный противотанковый заслон. Как минимум один вертолет в ходе этих атак был потерян, так как впоследствии израильтяне нашли в этом районе севшую на вынужденную посадку «Газель», вывезли и отремонтировали этот трофейный вертолет.
Всего, за 10 июня израильтяне записали сбитыми 3 сирийских вертолета SA-342, один из которых был сбит истребителем F-15. Возможно, что один был все-таки сирийским Ми-8 (хотя об их применении и сбитии в ходе июньских боев израильтяне ничего не сообщают, но где-то такое встречалось у сирийцев), а вторым – возможно трофейная «Газель» севшая на вынужденную.
Учитывая, что с 11 июня с полудня должно было вступить в действие перемирие, израильтяне попытались максимально продвинуться вперед. 7-я танковая бригада 252-й дивизии израильтян вела бой с 58-й танковой бригадой сирийцев, по результатам обе стороны заявили об уничтожении десятков вражеских танков. С обоих сторон были задействованы боевые вертолеты – у израильтян АН-1 Cobra и легкие MD-500 Defender c ПТУР TOW, а у сирийцев опять SA-342, которые поразили три Меркавы 7-й бригады в районе Сахель Эль-Канис. Танк ротного получил две ракеты: одну в мотор, другая вошла в правый борт. Наводчик и заряжающий (Одед Рахум и Офир Коэн) получили смертельные ранения.
В израильских источниках есть очередное упомянание о сбитии Меркавами 7-й бригады по крайней мере одной «Газели» используя огонь 105-мм пушек. Тут достаточно сложно – возможно в данном случае речь идет о своем же MD-500 Defender, который действительно сбили приняв за сирийскую «Газель», а может это отголосок все того же единственного случая, о котором упомянается каждый день начиная с 8 июня. Израильский Defender действительно был сбит танковой пушкой Меркавы – снаряд ударил в скалу за ним и около 30 осколков попало в вертолет, сбив его и ранив оператора.
Вторая «Газель» стала жертвой ПТУР TOW. Сирийцы считают, что этот ПТУР был запущен израильским вертолетом АН-1 Cobra, израильтяне же утверждают, что сработал расчет джипа М-151. Правда, тут надо сказать, что расчеты ПТУР TOW из состава 409-й парашютно-противотанковой бригады записали себе в этот день четыре сбитых «Газели», что, вероятно, сильно преувеличенный результат.
Еще одну сбитую «Газель» израильтяне записали на счет своего истребителя F-16.
В целом, по итогам войны сирийцы оказались довольны боевым применением SA-342 Gazelle. По разным сирийским данным вертолеты совершили порядка 100 -150 боевых вылетов, записав на свой счет 30 танков, 5 БТР, 3 грузовика, 2 артиллерийских орудия, 9 джипов М-151 и 5 топливозаправщиков. Другие источники говорят о 95 единицах подбитой вертолетами техники, включая 71 танк, что, впрочем, выглядит явным преувеличением реального урона противника.
Потери составили 4 вертолета – два сбитыми, два севшими на вынужденную и захваченные противником, плюс один поврежденный, но вернувшийся на базу. Данные о потерях «Газелей» подтверждаются производителем Aerospatiale с упомянанием заводских номеров потерянных машин — 1659, 1782, 1787, 1788, причем достоверность последнего номера подтверждена фотографией сбитого вертолета – заводской номер 1788 виден в верхней части киля, а сирийский бортовой ١٣٣٥ (1335) на виде спереди.
В свою очередь израильская статистика по «Газелям» полностью противоположна. Первоначально, вроде бы в какой-то книге, израильские журналисты записали своей армии в качестве побед 12 сирийских «Газелей» и эта цифра пошла «гулять» дальше. Но впоследствии «осетра несколько урезали», так официальные данные израильских военных соответсвовали 6-8 единицам и сейчас в Израиле склоняются к цифре в 7 вертолетов – 2 сбитых истребителями (по одному – 10 и 11 июня), 1 сбитый 20-мм ЗСУ ТСМ-20 (скорее всего это не подтвержденная победа – тот вертолет, что поврежденным вернулся в Эль-Меззе), 1 сбит ответным огнем танков (вероятно 8 июня), еще 3 сбито ПТУР TOW запущенными расчетами джипов М-151.
Очевидно, что цифра сирийских потерь тоже завышена и реально потеряно все-таки 4 вертолета, заводские номера которых уже упомянуты. Два из этих вертолетов поврежденными сели на вынужденную посадку и по результатам боев остались на территории занятой противником. Один из них был обнаружен в районе Рашадийа, а второй недалеко от ливанско-сирийской границы.
Израильтяне вывезли и отремонтировали оба вертолета, впоследствии они некоторое время летали в составе ВВС Израиля (видимо испытывались). Позже один передали в музей, а второй был продан гражданской компании «Мером» и до 2001 года выполнял полёты по обслуживанию высоковольтных линий «Электрической компании Израиля».
Трофейный вертолет с сирийским бортовым номером ١٣٣٣ (1333). На первых фото еще оригинальные сирийские камуфляж, опозновательные знаки и маркировка, плюс добавлен израильский знак. К сожалению, не нашлось ни одного снимка достаточного качества, чтобы прочитать заводской номер над фенестроном, но предположительно это «1782». Впоследствии добавили желтый элемент быстрого распознавания в виде V под редуктором несущего винта. На третьем снимке — этот же вертолет в израильском авиационном музее – перекрашен в «гламурный» камуфляж «от фонаря», стиль нанесения опозновательных знаков и цифр весьма далек от оригинала, заводской номер и надпись "Gazelle" закрашены.
Фото — Israeli Goverment Press Office
Второй трофейный вертолет во время помывки изоляторов высоковольтной линии электропередач в окраске израильской Chim-Nir Aviation с гражданским кодом 4Х-ВНН. В подписи утверждается, что вертолет имеет заводской номер 1787, что соответсвует сирийским потерям. В дальнейшем вертолет неоднократно перепрадавался в другие страны.
Потери сирийских SA-342 Gazelle в Ливанской войне 1982
Заводской N Aerospatiale |
Сирийский бортовой номер |
Примечание |
1659 |
? |
Сбит |
1782 |
١٣٣٣ (1333) |
Трофей |
1787 |
? |
Трофей |
1788 |
١٣٣٥ (1335) |
Сбит |
Столь же интересно и с боевой результативностью сирийских вертолетчиков по израильским данным. Официально, на их на боевой счет израильтяне записали лишь 7 выведенных из строя танков. Конечно, не имея внутренней статистики израильского Генштаба трудно что-то утверждать точно, но в принципе статистика штука своеобразная, и благодаря нехитрым манипуляциям позволяет совершенно по разному интерпретировать цифры. Например, 7 «выведенных из строя танков» может означать 7 уничтоженных и, к примеру, 23 поврежденных, но впоследствии восстановленных танка – тогда получится, что сирийцы посчитали правильно, а израильтяне немного «химичат». Опять таки израильтяне не упомянают ни М-113, ни джипов М-151, ни грузовиков и топливозаправщиков. Означает ли это, что ни один из этих типов техники не попал под удар «Газелей» или израильтяне просто «забывают» о них упомянуть, чтобы не дать противнику поводов для гордости? Не знаю.
Наиболее интересный момент о боевой эффективности сирийских «Газелей» я нашел на израильском военном форуме Waronline.org. Многие вопросы арабо -израильских войн там обсуждают и непосредственные участники событий, люди знающие и адекватные. Поэтому я позволю себе сделать выкопировку нескольких постов из темы «Сирийская ударная авиация в войне 1982 г»:
— Олег Грановский, Модератор: «Вопрос ко Льву и Гиладу — есть ли данные о:
1) Результативность "Газелей";
2) Результативность сирийской ударной авиации (МиГ-23БН, Су-20/22).»
— Lev: «Насколько я помню, Газели были НАМНОГО эффективней. Сирийская ударная авиация практически ничего не могла делать/не делала. Но Гилад был на месте и знает лучше, ИМХО.»
— Gilad: «Значение сирийской ударной авиации было близко к нулю. А вот "Газели" принесли АОИ немало неприятностей. Самым неприятным фактором оказались очень низкие возможности полевой разведки заранее обнаружить и предупредить о предстоящих атаках "Газелей". Они в большинстве случаев появлялись неожиданно. Только по ходу войны была разработана тактика борьбы против "Газелей" которая принесла неплохие результаты уже в последние два дня войны и боях 20-25 июня. Хотя количество машин подбитых "Газелями" не превышает десяти, они имели важное значение в некоторых израильских неудачах. Например, остановка на третий день войны наступления 162-й дивизии — вернее всего центрального направления — в Эйн-Зхалте, и задержка на 12 часов наступления 252-й дивизии. Результатом этих задержок стало невыполнение обоими дивизиями своей задачи на день прекращения огня 11 июня.»
— Олег Грановский, Модератор: «А какие-нибудь подробности Вы помните — типы машин, характер повреждений?»
— Gilad:
1 Меркава 7-й бригады
1 Меркава 198-го батальона 460-й бригады
1 Магах 6 бет (М-60А-1) 195-го батальона 500-й бригады
1 Магах 6 (М-60) 46-го батальона 401-й бригады
1 Магах 5 (М-48А-5) 943-й бригады
1 М113 93-го (?) батальона Нахал
1 М113 46-го батальона 401 бригады
Это то, что я помню без особых проверок. Это из уничтоженных — попаданий было, конечно, больше. Известны попадания которые принесли только незначительные повреждения или совсем никаких повреждений.»
Вот такой достаточно неожиданный взгляд израильского штабного офицера, участника войны, на применение сирийских «Газелей» — относительно небольшие безвозвратные потери в бронетехнике, но при этом остановка наступления двух дивизий и всего центрального направления, в результате — не выход войсками на рубеж, который надо было захватить к началу перемирия 11 июня.
SA-342 Gazelle в сирийской гражданской войне
Информации о дальнейшей службе сирийских SA-342 Gazelle достаточно скудна. Известно, что в 1984 году была была закуплена дополнительная партия из 15 SA-342К (в том числе 5 доработали под ПТУР НОТ – предположительно для восполнения потерь в Ливане – одна не боевая потеря до войны и четыре потерянных на войне) и сформирована новая, возможно, 989-я эскадрилья, но ее номер и даже само существование точно не подтверждены. Одновременно была закуплена и партия из 180 ракет НОТ. Базировались «Газели» на аэродромах Marj al-Sultan и Al-Jdaydeh.
28 июля 1987 года ливанский лётчик, друз по национальности, угнал вертолёт ВВС Ливана SA-342 Gazelle и совершил посадку на просирийской территории. О дальнейшей судьбе вертолета ничего не известно.
В 2011 году так называемая «арабская весна» докатилась до Сирии. Началось все с протестов населения, которые правительство неумело попыталось подавить силой, но вскоре при подстрекательстве и прямой поддержке широкого круга заинтересованных сторон вроде «Западных демократий», ваххабитсвующих арабских стран Персидского залива, Турции и всевозможных исламистких организаций – дело переросло вначале в вооруженный мятеж, а потом в полномасштабную гражданскую войну.
Два вертолета SA-342 Gazelle на авиабазе Neyrab (фото автора блога luftwaffeas.blogspot.com и цветные профили от туда же).
SA-342 Gazelle с бортовым номером ١٣١٢ (1312) оснащенный ПТУР AS-12 и ١٣٥٢ (1352) оснащенный ПТУР HOT
Боевой состав эскадрлий SA-342 к началу гражданской войны неизвестен, но учитывая, что вертолетам к этому времени было по 30-35 лет и скудное финансирование Сирийских ВВС, по оценке экспертов на вооружении оставалось примерно 30-40 вертолетов.
Надо сказать, что отличии от тяжелых Ми-8 и Ми-24, сколько-нибудь заметной роли в гражданской войне сирийские «Газели» не играют. Если милевские машины широко использовались как «бомбардировщики», причем часто – кустарными бомбами, плюс Ми-8 – по своему прямому назначению – снабжением окруженных гарнизонов, то тактической ниши для SA-342 Gazelle толком не нашлось. Грузоподъемность небольшая, бронирования нет, первоначально не было и подходящих бронецелей у противника.
Наверное впервые в ходе гражданской войны на «Газели» обратили внимание в ходе апрельских «учений» 2012 года (точнее типичная «показуха» для руководства и прессы), хотя, конечно, основное внимание все наблюдатели уделили современным системам ПВО, боевой авиации и вертолетам Ми-25.
К сожалению, хороших фото именно «Газелей» почти нет. Единственная более менее приличная:
На скрине с видео видна четверка летавших SA-342:
Еще более интересны два других скрина, на которых вертолет ١٣١٢ (1312) несет древний французкий ПТУР AS-12:
Писали, что именно такой ракетой и стреляли на «показухе», хотя на моем экземпляре видео различить тип летящей ракеты решительно невозможно.
Еще одно видео было сделано над учебной авиабазой Rasm Al Abboud в июле 2012, там в один кадр попала «Газель», учебно-боевой Л-39 и списанный древнебританский реактивный истребитель Глостер Метеор, стоявший на вооружении Сирийских ВВС в 50-е годы.
Из репортажа сирийского телевидения известно, что вооруженные ПТУР НОТ «Газели» наравне с МиГ-21 учавствовали в обороне осажденной авиабазы Табка в августе 2014 (провинция Ракка). В частности, на видео виден вертолет с бортовым номером ١٣٤٣ (1343). По неподтвержденным данным «Газели» выполняли не только разведывательные полеты, но и весьма эффективно использовали ПТУР НОТ в условиях пустынной местности. Тем не менее авиабаза пала перед натиском ИГИЛ, а вертолеты, видимо, улетели – обломков или трофеев исламисты ни разу не показали.
На крайнем скрине виден снятый лючок с решеткой для выхода воздуха (у начала хвостовой балки)
Фотография сирийского офицера сделанная в кабине «Газели» — из чего можно сделать, что вертолеты используются в качестве легких многоцелевых машин для связи и переброски.
Еще на одном видео заснят проход двух «Газелей» над самой землей. Качество правда такое, что с трудом расшифровываются номера. Предположительно это все тот же «1312», а второй – «1351»
Еще несколько фото из соцсетей:
Удивляет хорошее состояние краски на почти 40-летних вертолетах, причем оттенок точно совпадает с оригинальным заводским окрасом, а наличие на хвосте у борта ١٣٤٠ (1340) чуть выше фенестрона фирменной «письменной» надписи «Gazelle» (с которой бы вряд ли заморачивались при перекраске в Сирии) дает все основания предположить, что вертолеты до сих пор летают в оригинальном окрасе! На фоне валяющихся по разным углам сирийских аэродромов разномастных и облезлых Ми-8 и прочих МиГов, ощущение, что французкие вертолеты все эти годы эксплуатировались в весьма щадящем режиме и бережно хранились в ангарах.
Подводя итог – в целом SA-342 Gazelle оказались вполне удачным приобретением сирийской авиации и уже более 35 лет стоят на вооружении. В войне 1982 с таким серьезным противником как Израиль показали себя достаточно хорошо, несмотря на определенные потери. Продолжают применяться и сейчас в ходе гражданской войны, хотя и довольно ограниченно, нет точных данных о применении ими ПТУР против бронетехники мятежников и исламистов.