Битва на реке Фригид, состоявшаяся 6 сентября 394 года, было одним из главных сражений повлиявшим на ход мировой истории. К сожалению, оно малоизвестно российским читателям. А ведь именно эта битва окончательно ознаменовала победу христианства над язычеством. Причем непосредственно с Божьей помощью.
В последней четверти IV века великая Римская империя быстро клонилась к упадку. Она фактически распалась на две части – Западную со столицей в Риме и Восточную со столицей в Константинополе. Не последнюю роль играли и религиозные распри между язычеством и христианством, завоевывавшим все более прочные позиции. Решающий шаг сделал император Запада Грациан, который находился под сильным влиянием епископа Амвросия, самого авторитетного деятеля христианской церкви той поры, – он полностью порвал с традиционной римской религией и пантеоном многочисленных божков. Отказался принимать сан языческого жреца, надевать соответствующие одеяния, повелел вынести из сената статуи идолов, прекратил выдачу денег на проведение языческих празднеств.
Это вызвало недовольство приверженцев старой религии. Они требовали отменить новые законы, но их попытки не имели успеха. В 383 году Грациан был убит во время военного мятежа, и трон унаследовал его сводный брат Валентиниан. Но фактически за него правил командующий войсками, язычник Арбогаст. Император Валентиниан пытался избавиться от него, обращаясь за помощью к правителю Восточной империи Феодосию. Но в результате был то ли убит Арбогастом, то ли покончил жизнь самоубийством – темная и невыясненная история. После его смерти Арбогаст возвел на трон своего друга Евгения (сам Арбогаст не был римлянином и поэтому не мог стать императором). Евгений хоть и был христианином, но особым религиозным рвением не отличался. Под влиянием Арбогаста Евгений вернул языческим храмам имущество, предоставил деньги на проведение религиозных церемоний, разрешил запрещенные прежде жертвоприношения и гадания. В Риме началось восстановление языческих храмов, в здание сената был возвращен алтарь богини Виктории, устраивались пышные празднества в честь древних богов. Но и христиане при Евгении не подвергались гонениям – все религии оказались в равном положении. Такое положение сохранялось недолго, оно вызвало острое недовольство всех, кто ненавидел старую религию, особенно императора Востока Феодосия и видных деятелей христианской церкви.
Феодосий готовился к войне. Для нее он стянул войска со всей восточной половины империи, оставив без охраны беспокойные границы. Теперь они оказались беззащитны перед вторжениями варваров (и те не замедлили этим воспользоваться), но Феодосия это не смущало – он решил бросить на карту всё. Считается, что в результате он собрал армию не менее чем в 100 тысяч человек.
В конце июля 394 года войско Евгения вышло из Милана. Ему навстречу двигалась армия Феодосия. Известно, что войска Евгения шли в бой со знаменами с изображением Геркулеса, а на вершинах гор, окружавших поле битвы, были поставлены истуканы Юпитера с золотыми молниями. Над войском Феодосия возвышалось знамя со священным символом – обозначением начальных букв имени Христа.
Талантливый и опытный полководец Арбогаст расположил войска в долине реки Фригид (территория современной Словении). Он намеренно оставил спуск с гор свободным. Но войска Феодосия, спустившись с гор, не успели бы развернуться на равнине – этому мешал укрепленный лагерь язычников. С военной точки зрения план Арбогаста, делавший бесполезным численный перевес противника, был безупречен. Он намеревался впустить на равнину авангард христианского войска и разгромить его там, сделав бесполезными все попытки дальнейших атак. Другой отряд войска Арбогаста должен был зайти в тыл противника и сделать невозможным его отступление. Феодосию бы ничего другого не оставалось, как только сдаться на милость победителя.
5 сентября войска Феодосия пошли во фронтальную атаку. В авангарде шел 20-тысячный корпус союзников-вестготов. Штурм укреплений Арбогаста продолжался до темноты. В самый горячий момент сражения внезапно началась буря: сильный ветер из-за спины наступавшего авангарда Феодосия бил в лицо галлам Арбогаста.
Христианский историк Феодорит так описывает эту бурю: «Сильный ветер, дуя прямо в лицо неприятелям, отвращал и стрелы их, и копья, и дротики так, что никакое оружие не приносило им пользы, ни тяжеловооруженный, ни стрелок, ни копьеметатель не вредили войску царя. К тому же, самая страшная пыль неслась в лицо врагов и принуждала их закрывать ресницы и защищать глаза».
Атеисты-историки считают, что это был ураганный ветер (бора) – обычный природный феномен, часто встречающийся в северо-восточных Альпах. Но почему он случился именно в этот день, и почему он дул в лицо язычникам, помогая христианам, они толком объяснить, не могут. Зато у верующих на этот счет нормальное объяснение – это обычное чудо, которым Господь помог своим детям. И никаких научных объяснений, притянутых за уши, нам не надо.
Но свирепые воины-язычники Арбогаста не дрогнули перед Божественным проявлением. Несмотря на божественную помощь погоды, передовой отряд войска Феодосия из 10 тысяч готов был полностью истреблен Арбогастом, что современник событий Орозий счёл «скорее благом, чем потерей». Также погиб полководец Феодосия Бакурий. С наступлением ночи армия Феодосия отступила с поля битвы, оставив его за противником.
Таким образом, первый день битвы принес перевес войскам Запада. Император Евгений уже стал награждать воинов за победу. Чтобы закрепить успех и обеспечить окончательный разгром Феодосия, ночью Арбогаст выделил значительные силы для осуществления скрытого перехода в тыл неприятеля. Армия Феодосия оказалась в ловушке, отступлению могли помешать отряды Арбогаста, занявшие горные высоты в его тылу.
В лагере восточного императора, отступившего назад к горам, настроение было близким к отчаянию. Большую часть ночи Феодосий провел, молясь Богу. Императора посетили два небесных всадника в белом – святой Иоанн и святой Филипп, которые призвали Феодосия набраться мужества, пообещав помощь в сражении.
И чудеса продолжали свершаться. Командир отряда, направленного в тыл к христианам, вместо нападения заявил о готовности покинуть Арбогаста за крупное денежное вознаграждение и разного рода почетные должности. Феодосий, естественно, немедленно на это согласился и, за отсутствием бланка для официальных документов, утвердил соглашение подписью на дощечке.
Несмотря на эту неожиданную удачу, положение армии Феодосия существенно не изменилось. Его военачальники советовали воспользоваться освободившимся теперь путем для отступления, чтобы провести зиму в восточных провинциях, а весной возобновить войну с большими шансами на успех. С военной точки зрения такой вариант действий был наиболее целесообразен, но Феодосий, веря в предсказанную святыми помощь Божию, отказался ему последовать.
Провинции Запада, бывшие на стороне Евгения, просили Феодосия о пощаде и получили ее. В последний раз власть над Востоком и Западом Римской империи оказалась в одних руках, но всего на несколько месяцев. Умирая в январе 395 года, Феодосий официально разделил ее между двумя своими малолетними сыновьями.
После поражения Евгения на Западе империи вновь стали действовать законы Феодосия, направленные против язычников. Они еще продолжали бороться за существование древней религии, но большего успеха, чем при Евгении, им никогда уже не удалось достичь. Таким образом, исход битвы при Фригиде определил окончательную «гибель богов», то есть уничтожение язычества.