Безумство храбрых

1

 

Ровно 30 лет назад, 18 апреля 1988 года в Персидском заливе иранские моряки вступили в неравный бой с авианосной группировкой ВМС США. Разумеется, они его проиграли, но сама попытка оказать сопротивление неизмеримо более сильному противнику достойна уважения. К тому моменту уже более семи лет шла кровопролитная ирано-иракская война. Экономика обоих противников полностью зависела от нефтяного экспорта, а потому обе страны стремились этот экспорт у врага подорвать. Объявив Персидский залив военной зоной, иракцы атаковали с воздуха иранские нефтяные терминалы и танкеры, выходящие из иранских портов. Иран делал то же самое в отношении танкеров, посещавших кувейтские и саудовские порты, через которые вывозилось иракское "черное золото".

Поскольку с авиацией у Ирана дела обстояли неважно, для нападений на танкеры в основном использовались небольшие быстроходные катера, вооруженные ракетными установками. К началу 1988 года "танкерная война" начала давать результаты — экспорт иракской, а заодно и кувейтской нефти заметно сократился. Это грозило ростом нефтяных котировок на мировых биржах и срывом политики дешевой нефти, с помощью которой американцы успешно ломали советскую экономику. Поэтому США решились на военное вмешательство. В Пентагоне была разработана операция "Богомол" по уничтожению отработанных нефтедобывающих платформ в Персидском заливе, которые иранский "москитный флот" использовал в качестве баз и пунктов наведения.

К операции привлекли авианосное соединение во главе с атомным ударным авианосцем "Энтерпрайз", который сопровождали четыре эсминца, ракетный крейсер, десантный корабль-док и три фрегата. Эта группировка многократно превосходила по огневой мощи весь иранский военно-морской флот. В качестве объектов для ударов были выбраны три платформы: "Сассен", "Ракш" и "Сирри". Единственным вооружением их гарнизонов были автоматы, пулеметы, РПГ и несколько малокалиберных зенитных установок ЗУ-23.

Утром 18 апреля боевая группа "Браво" в составе эсминцев "Меррил", "Маккормик" и десантного корабля "Трентон" подошла к платформе "Сассен". Гарнизону был предъявлен ультиматум с требованием в течение 20 минут покинуть объект. Ответа не последовало и через 20 минут эсминцы начали обстрел, а с воздуха платформу атаковали взлетевшие с "Трентона" ударные вертолеты "Кобра". Иранцы отчаянно отбивались из ЗУ-23 — единственного имевшегося у них оружия, способного нанести противнику хоть какой-то урон. Им удалось сбить одну "Кобру", вертолет рухнул в море, экипаж погиб.

Но силы были несоизмеримы. Под градом 127-миллиметровых снарядов и ракет зенитные установки вскоре замолчали. Через некоторое время иранцы передали по радио просьбу прекратить огонь и дать возможность эвакуировать уцелевших бойцов. Американцы согласились. К "Сассену" подошел буксир, забрав выживших и тела погибших. После этого на платформу с десантных вертолетов высадились морские пехотинцы и окончательно уничтожили ее подрывными зарядами.

То же произошло на "Сирри", с той лишь разницей, что на ней в результате обстрела вспыхнул крупный пожар, а потому десантники не нее не высаживались. Пламя без их участия уничтожило платформу. Чтобы отвлечь внимание противника во время атаки на "Сирри" иранские катера атаковали американский транспорт "Вилли Тайд". С него запросили авиационную поддержку. На "Энтерпрайзе" отреагировали незамедлительно. С авианосца взлетело звено штурмовиков "Корсар" в сопровождении истребителей "Томкэт". Обнаружив флотилию катеров, штурмовики забросали ее кассетными бомбами. При этом, по докладам пилотов, три катера были потоплены, а остальные ушли на полном ходу в иранские территориальные воды.

Одновременно с этим иранский корвет "Джосан" сблизился с фрегатом "Симпсон" и выпустил по нему две противокорабельные ракеты "Гарпун", но американцам удалось с помощью систем РЭБ увести их в сторону от цели. А ответный залп двумя ракетами "Стандард" оказался более удачным. "Джосан" получил тяжелые повреждения и полностью утратил боеспособность. Американцы, не тратя доргостоящие боеприпасы, добили его артиллерийским огнем.

Однако иранцы не прекратили сопротивления. Из порта Бендер-Аббас вышли и направились в район боя ракетные фрегаты "Саханд" и "Сабалан". Но нанести удар по американской эскадре они не смогли. Еще на подходе их обнаружили и атаковали штурмовики "Интрудер" с "Энтерпрайза". В "Саханд" попали четыре 1000-фунтовые управляемые бомбы "Скиппер" с лазерным наведением, полностью разрушив настройки и вызвав сильнейший пожар, охвативший корабль от носа до кормы. Когда огонь добрался до крюйт-камеры, фрегат взлетел на воздух. Еще одна или две бомбы попали в "Сабалан", который осел на корму и лишился хода, но иранцам удалось взять его на буксир и увести в порт.

На этом "игра в одни ворота" завершилась. Иранский флот потерял фрегат, корвет и три катера, не добившись ни одного попадания в американские боевые корабли. Однако, несмотря на победу с сухим счетом, американцы прервали операцию. Платформа "Ракш" почему-то не была атакована. Возможно, в Пентагоне решили, что демонстрация силы и без того получилась достаточно внушительной. Позже пресс-служба Белого дома назвала отказ от уничтожения третьей платформы "жестом доброй воли".

Безумство храбрых


греческий танкер "Адориа" после взрыва нефтяных паров, вызванного попаданием иранской ракеты.

Безумство храбрых
Иранские быстроходные катера, вооруженные пулеметами ДШК и ракетными установками.
Безумство храбрых
Авианосец "Энтерпрайз".
Безумство храбрых
Ракетный эсминец "Джозеф Страусс", принимавший участие в операции "Богомол".
Безумство храбрых
Иранский фрегат английской постройки класса "Альванд". К тому же классу относились "Саханд" и "Сабалан".
Безумство храбрых
Вертолет американской морской пехоты над платформой "Сассен".
Безумство храбрых
Морпехи осматривают поврежденную зенитную установку ЗУ-23.
Безумство храбрых
Американцы на захваченной платформе.
Безумство храбрых
Горящая платформа "Сирри".
Безумство храбрых
"Томкэт" и "Корсар" с "Энтерпрайза", принимавшие участие в операции "Богомол".
Безумство храбрых
Охваченный огнем фрегат "Саханд".

источник: https://vikond65.livejournal.com/743701.html

Подписаться
Уведомить о
guest

7 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account