Без экономии на «спичках» или альтернативные эсминцы Российского Императорского флота
После долгого перерыва — приветствую всех, уважаемые коллеги. С очередным небольшим материалом-рассуждением — и, увы, в этот раз без авторских картинок.
Подумалось мне недавно, что любим мы, злостные альтернативщики, «перепиливать» броненосцы да крейсера времен русско-японской войны. А вот до кораблей рангом пониже руки нормально доходя далеко не у всех и не всегда. Посему захотелось хотя бы отчасти исправить такое положение дел.
Базовыми для альтернативы стали следующие посылы:
1. Согласно сведениям в «Морской кампании» № 12 за 2017 год (С.В.Патянин, В.В.Яровой, «Миноносцы Российского флота», стр. 31) на проведенных в октябре 1891 г. в Финских шхерах сравнительных испытаниях миноносцев различных заводов наилучшие результаты показали сравнительно крупные «крейтоновские» «Нарген» и «Гогланд» (впоследствии «Уссури» и «Сунгари»).
2. После вышеуказанных испытаний для русского флота были построены (не считая уже находившихся к тому времени на разных стадиях изготовления) еще 47 миноносцев разных типов – 10 типа «Анакрия», 24 типа «Пернов», единичный «Сестрорецк», 2 типа «Улучшенный Уссури» (№№ 212 и 213) и 10 типа «Циклон» (№№ 212-213) – общим проектным водоизмещением 5731 т и совокупной стоимостью с вооружением и снабжением (по подсчетам автора, основанным в том числе на данных «Судового списка» 1904 года) около 9,723 млн. рублей (при этом за рубежом из всех указанных кораблей строился только «Сестрорецк»).
3. Для русского флота в реальности фактически в одно и то же время проектировались и строились 220-тонный и 29-узловый по проекту будущий «истребитель» (контрминоносец) «Сокол» (в Англии) и 535-тонный и 21-узловый минный крейсер «Абрек».
4. С момента окончания постройки «Сокола» и «Абрека» и до завершения русско-японской войны для Российского императорского флота было заложено еще 26 контрминоносцев типа «Сокол», 5 типа «Твердый», 10 типа «Буйный», 3 типа «Грозный», 8 типа «Деятельный», 6 типа «Завидный», 3 типа «Задорный», единичный «Боевой», 4 типа «Кит», 5 типа «Форель», 10 типа «Инженер-механик Зверев» и 11 типа «Лейтенант Бураков».
Из этого числа до окончания войны с Японией в строй было введено 26 контрминоносцев типа «Сокол», 10 типа «Буйный», 3 типа «Грозный» (хоть здесь есть неясность по переделывавшемуся с одного типа двигателя на другой «Видному»), 6 типа «Завидный» и 3 типа «Задорный» (в их отношении имеется в виду фактическое завершение постройки, но не приема в казну, который для части данных кораблей состоялся уже после войны), «Боевой», 4 типа «Кит» и 5 типа «Форель» (из них 10 кораблей строились за рубежом).
Плюсуя к ним «Сокол» и «Абрек», получается суммарно 60 кораблей (в том числе 49 отечественной и 11 зарубежной постройки) общим проектным водоизмещением 18030 т и совокупной стоимостью с вооружением и снабжением по подсчетам автора около 31,359 млн. рублей.
5. Достроенные уже после войны 5 контрминоносцев типа «Твердый», 8 типа «Деятельный», 10 типа «Инженер-механик Зверев» и 11 типа «Лейтенант Бураков» – это в сумме еще 34 корабля (в том числе 13 отечественной и 21 зарубежной постройки) общим проектным водоизмещением 11481 т и совокупной стоимостью с вооружением и снабжением по подсчетам автора примерно 23,82 млн. рублей.
6. Помимо миноносцев и контрминоносцев, для Российского императорского флота в 1904-1909 годах было построено 24 эскадренных миноносца класса «Доброволец» (22 отечественной постройки и 2 зарубежной, при этом 4 отечественных корабля были завершены строительством до окончания войны с Японией) общим проектным водоизмещением 13160 т и совокупной стоимостью с вооружением и снабжением по подсчетам автора примерно 26,04 млн. рублей.
7. Маленькое примечание к приведенным цифрам стоимости кораблей – зачастую то, что насчитано автором, не соответствует ценам, официально указанным в тех или иных источниках. Так, например, известно, что средняя стоимость одного миноносца класса «Доброволец» составляла около 785 тысяч рублей – но это без стоимости снабжения и вооружения. А последнее согласно косвенным данным Р.М.Мельникова в главе 2 книги «Эскадренные миноносцы класса «Доброволец» («… Морское же министерство обязывалось на выделенные 4 млн. руб., заказать на верфи «Германия» два миноносца и для всех 10 кораблей полные комплекты вооружения. Названных 4 млн. руб. должно было хватить, если, как дипломатично отмечал в своем докладе начальник отдела сооружений ГУКиС контр-адмирал А.П. Родионов, «не потребуется восполнять по другим частям снабжения спецификацию миноносцев, не вполне разработанную в Комитете по усилению флота». …») должно было стоить около 250 тысяч рублей на каждый миноносец. То есть в итоге, учтя еще и какую-то умозрительную цифру на предметы снабжения, получаем ценник не менее чем в 1,085 миллиона рублей за каждый из «добровольцев».
То же самое относится и к другим кораблям – к примеру, корпуса и механизмы контрминоносцев типа «Кит» по данным «Судового списка» 1904 года оценивались в 472000 рублей за каждый, но полная цифра их стоимости с вооружением и боевым снабжением согласно Всеподданнейшему отчету по морскому ведомству за 1897-1900 годы составляла уже 748436 рублей. Фигурирующие в литературе 516000 рублей за единицу типа «Деятельный» или 605000/637000 рублей за оную типа «Инженер-механик Зверев» – это снова без учета вооружения и снабжения.
Итого имеем для всего охваченного автором периода «миноносного» кораблестроения такие цифры:
суммарно 48402 тонны проектного водоизмещения;
суммарно 748800 л.с. проектной мощности силовых установок;
суммарно около 91,122 млн. рублей стоимости за все построенные корабли с вооружением и снабжением;
суммарно 130 построенных непосредственно в России или в подконтрольных ей (как тогдашняя Финляндия) странах миноносцев, контрминоносцев, минных крейсеров и эскадренных миноносцев.
Кроме того, совокупно все эти корабли имели на вооружении:
а) миноносцы – 20-47, 70-37 (пятиств.), 6-37 (одноств.), 100-381-мм т.а., 20-450-мм т.а.;
б) «Абрек», довоенные и военные контрминоносцы – 7-75х50 (на станках Канэ), 54-75х50 (на станках Меллера), 245-47, 12 пул., 125-381-мм т.а., 34-450-мм т.а.;
в) послевоенные контрминоносцы – 58-75х50 (на станках МЗ), 5-75х50 (на станках Меллера), 15-47 3250, 174 пул., 78-450-мм т.а.;
г) «добровольцы» – 4-120х45 (на станках МЗ), 60-75х50 (на станках МЗ), 72-57х58, 8-57х50, 24-57х40, 96 пул., 12-381-мм т.а., 56-450-мм т.а.
И представилось мне – а что, если вообще обойтись только 130 «построечными единицами», сооруженными в России (хотя ладно, в угоду альтернативе и авторским хотелкам позволю себе добавить к ним еще 2 дополнительно заложенных в родных пенатах «киля»)?
В таком случае линейка развития русских миноносцев (как совокупного определения данного класса кораблей) после раскидывания всех доступных тонн, узлов и лошадиных сил, а также некоторых относительно реалистичных на авторский взгляд замен одних типов вооружения другими (исходя в основном из их стоимости) могла бы выглядеть следующим образом:
- Собственно миноносцы:
1.1. 24 единицы кораблей, созданных как прямое развитие наиболее удачных «Наргена» и «Гогланда» с чуть увеличенной мощностью машин для гарантированного достижения 22-узловой скорости – по 150 т проектного водоизмещения, 2500 л.с. и 22,0 узла по проекту, водотрубные котлы Дю Тампля, вооружение – 3-37 (пятиств.), 3-381-мм т.а. (палубные поворотные, один однотрубный, один двухтрубный), оценочная стоимость с вооружением и снабжением – по 225 тысяч рублей за каждый.
1.2. 12 единиц кораблей, представляющих собой развитие предыдущего типа с вновь увеличенной мощностью машин для достижения 24-узловой скорости (идеологически это нечто вроде реального «Улучшенного Уссури», но чуть меньше по габаритам из-за отсутствия требований по питанию котлов нефтью и увеличению запаса топлива) – по 150 т проектного водоизмещения, 3500 л.с. и 24,0 узла по проекту, водотрубные котлы Ярроу, вооружение – 2-47, 2 пулемета (установлены в 1904-1905 годах), 3-381-мм т.а. (палубные поворотные, один однотрубный, один двухтрубный), оценочная стоимость с вооружением и снабжением – по 250 тысяч рублей за каждый.
1.3. 12 единиц кораблей, представляющих собой подобие реальных последних русских миноносцев типа «Циклон» с вновь увеличенной мощностью машин для достижения 26-узловой скорости, но из-за чуть более ранней постройки в сравнении с реальными прототипами имеющие все еще 381-мм торпедные аппараты – по 150 т проектного водоизмещения, 4500 л.с. и 26,0 узлов по проекту, котлы Нормана, вооружение – 2-47, 2 пулемета, 3-381-мм т.а. (палубные поворотные, один однотрубный, один двухтрубный), оценочная стоимость с вооружением и снабжением – по 275 тысяч рублей за каждый.
- Контрминоносцы довоенной и военной постройки:
2.1. 8 единиц кораблей, представляющих собой по сути «среднее арифметическое» между реальными «Соколом» и «Абреком», но созданные с оглядкой на немецкий D-9 и, как и последний, имеющие полубак – по 375 т проектного водоизмещения, 5500 л.с. и 26,0 узлов по проекту (25,5 узла фактически), водотрубные котлы Дю Тампля, вооружение – 2-75х50 (станки Канэ), 4-47, 2 пулемета (установлены в 1903-1904 годах), 3-381-мм т.а. (палубные поворотные, один однотрубный, один двухтрубный), оценочная стоимость с вооружением и снабжением – по 750 тысяч рублей за каждый.
2.2. 24 единицы кораблей (3 серии по 8 единиц, незначительно отличающихся друг от друга), представляющих собой развитие предыдущего типа с повышенной до 27 узлов по проекту – по 375 т проектного водоизмещения, 6500 л.с. и 27,0 узлов по проекту, водотрубные котлы Ярроу, вооружение – 2-75х50 (станки Меллера), 4-47, 2 пулемета, 3-381-мм т.а. (палубные поворотные, один однотрубный, один двухтрубный), оценочная стоимость с вооружением и снабжением – по 750 тысяч рублей за каждый.
2.3. 16 единиц кораблей (2 серии по 8 единиц), представляющих собой усовершенствованный по опыту эксплуатации предыдущий тип с увеличенным калибром торпедных аппаратов и с измененным типом котлов – по 375 т проектного водоизмещения, 6500 л.с. и 27,0 узлов по проекту, водотрубные котлы Нормана, вооружение – 2-75х50 (станки Меллера), 4-47, 2 пулемета, 3-450-мм т.а. (палубные поворотные, один однотрубный, один двухтрубный), оценочная стоимость с вооружением и снабжением – по 750 тысяч рублей за каждый.
- Послевоенные эскадренные миноносцы – 36 единиц кораблей (3 серии по 12 единиц) с увеличенным для повышения мореходности по опыту плаваний 375-тонных контрминоносцев водоизмещением и усиленным вооружением – по 625 т проектного водоизмещения, 8000 л.с. и 27,0 узлов по проекту, водотрубные котлы Нормана, вооружение – 2-120х45 (станки Металлического завода), 4-47, 4 пулемета, 6-450-мм т.а. (палубные поворотные, три двухтрубных), оценочная стоимость с вооружением и снабжением – по 1,2 миллиона рублей за каждый.
В результате даже набегает небольшая экономия по общему проектному водоизмещению (702 тонны), общей проектной мощности машин (800 л.с.) и общей стоимости кораблей (222 тысячи рублей) – но этими цифрами, думаю, можно пренебречь ввиду примерности некоторых исходных данных.
Денежное распределение на довоенное-военное и послевоенное кораблестроение в альтернативе будет плюс-минус соответствовать реальному.
Русские контрминоносцы в предложенном раскладе в целом становятся идеологически подобны немецким «дивизионникам» того времени – этакие крепкие середнячки по скорости с упором на мореходность и живучесть (в том числе благодаря размерам), но и с национальной особенностью в виде достаточно сильного артиллерийского вооружения. А послевоенные эсминцы будут де-факто развивать подобный конструктивный тип, тоже не гоняясь за скоростными рекордами.
Автором подобных проектов в альтернативе, по задумке ее сочинителя, будет в основном завод Крейтона с технической помощью тех же немцев.
С уважением. Стволяр.
P.S. Кое-какие комментарии уже имеются здесь:
https://stvolar.livejournal.com/
P.P.S. Все-таки сподобился на изображение альтернативных «Абрека» и «Сокола»: