Белое море — колыбель новой морской стратегии флота Российской Империи
3
(Мысли вслух в духе типичной местечковой маниловщины)
Сразу сознаюсь – это не совсем моя идея. Но чем-то она меня зацепила. Может только потому, что «географически» довольно мне близка… Я лишь развил её и, как сумел, оформил. Посему просю у многоумных коллег некоторого снисхождения.
Суть идеи в следующем. После разгрома нашего флота в Русско-японской войне, Главный Морской Штаб Российской Империи пришёл к «альтернативным» (а может и не очень) выводам, главные из которых:
1. Практика дробления главных сил флота на несколько, не связанных друг с другом ТВД – порочна;
2. Практика размещения главных сил флотов, уступающих наиболее вероятному противнику на данном ТВД на базах, доступных для внезапных ударов противника – порочна;
3. Практика растягивания постройки кораблей линейного флота во времени ради экономии средств, что приводит к большим различиям в ТТХ кораблей одного класса с последующей невозможностью эффективного использования их в общей боевой линии – порочна;
4. Практика индивидуального подхода к решению военно-политических проблем (в т. ч. касательно использования сил флота), без предварительного составления выгодных и действенных военных союзов – порочна;
5. Чрезмерная зависимость от иностранных подрядчиков в деле строительства кораблей военного флота, недостаточная мощность и географическая уязвимость главных отечественных судостроительных предприятий – порочны.
Следствие вышеприведённых выводов.
Не отказываясь, а напротив, усиливая группировки лёгких сил на всех флотах, линейная эскадра должна быть одна, базироваться в месте совершенно недоступном для внезапного нападения и использоваться массированно против одного противника при непременном условии превосходства нашей эскадры в силах. В крайних случаях, допускается использование линейной эскадры против более сильного противника, но лишь в коалиции с союзным флотом, гарантирующим общее превосходство в силах.
Строительство линейной эскадры должно осуществляться не только на существующих судостроительных предприятиях. Необходимо в самое короткое время построить новое мощное судостроительное предприятие, способное строить одновременно не менее бригады самых совершенных линейных кораблей в регионе, совершенно недоступном для внезапной атаки противника. Естественно, для обеспечения этого предприятия металлопродукцией, так же совершенно необходим новый металлургический комплекс, опять-таки расположенный в глубоком тылу – желательно на Урале, мощностью, минимум втрое превосходящий все ныне имеющиеся предприятия данной отрасли, дислоцированные в уязвимых регионах (в т. ч. Питерские).
Военные судостроительные программы должны составлять и утверждаться таким образом, чтоб после реализации первой, по возможности, немедленно включалась следующая и во всякий момент времени, линейный флот наш располагал силами, соизмеримыми с силами наиболее вероятного противника (за исключением Англии). Учитывая необходимости иметь в линии корабли близких ТТХ, любая судостроительная программа должна предусматривать одномоментную постройку кораблей линейного флота в количестве не менее двух бригад (8 единиц).
Исходя из опыта последней войны, крупные надводные артиллерийские корабли следует строить только 4-х классов: линейные корабли, линейные крейсера с аналогичной артиллерией, но увеличенной за счёт снижения бронирования скоростью, тяжёлые крейсера и лёгкие крейсера-скауты.
Основные функции данных классов в морских баталиях:
Линейные корабли (от 35 тыс. т. при ГК от 356 мм) – эскадренный бой.
Линейные крейсера (не более 35 тыс. т. при ГК до 356 мм) – маневренное крыло линейных сил в эскадренном бою, истребление аналогичных и лёгких сил противника. Качественная поддержка своих лёгких сил в разведке и рейдерских операциях.
Тяжёлые крейсера (до 15 тыс. т. при ГК до 254 мм) – качественная поддержка лёгких сил во всех операциях при отсутствии своих линейных сил. Уничтожение лёгких крейсеров и прочих рейдеров противника не линейного класса.
Лёгкие крейсера-скауты (до 7 тыс. т. при ГК до 152 мм) – дальняя разведка в интересах линейных сил, рейдерские операции на коммуникациях противника не прикрытых должным образом силами ВМФ. Охранение линейных сил флота от атак лёгких сил противника.
В соответствии с данными выводами, ГМШ принимается эпохальное решение о создании Стратегической Эскадры Линейных Сил (СЭЛС) Российской Империи с местом постоянного базирования на Белом море и, соответственно, создания мощного рубежа обороны горла Белого моря, новой Главной базы эскадры на нём и оперативной базы в не замерзающем Кольском заливе Баренцева моря.
Составляется программа развития отечественного военного судостроения, металлургии, артиллерии, приборов военного назначения и т. д. на десятилетие (1907-1917 г.г.) предусматривающая гигантские финансовые госвливания на модернизацию-расширение Ижорского и Обуховского сталеделательных заводов (их производительность должна увеличиться минимум вчетверо), Путиловского, Пермского заводов, предприятий Руссуда, Николаевских верфей, предприятий Лесснера, Герца и пр., а так же на строительство огромного Уральского (Новокузнецкого) металлургического комплекса (вкупе с Кузбассом) и возведение новых судостроительных мощностей в Архангельске на Белом море. Это новое огромное судостроительное предприятие будет располагать стапелями для одновременной сборки на первом этапе двух, а в последствии, четырёх линейных кораблей водоизмещением не менее 40 тыс. тонн каждый.
Для повышения оперативной манёвренности СЭЛС, принимается решение о сооружении суперканала (со всей необходимой инфраструктурой), соединяющего Балтийское и Белое моря, способного пропускать не только расчётные, но и перспективные линейные корабли водоизмещением до 50 тыс. т., а также, строительстве мощной ледокольной эскадры, с помощью которой СЭЛС может быть переброшена в течение летней навигации из Белого моря на Тихий океан Северным морским путём, либо в любое время года выйти в Атлантический океан.
Параллельно, принимается масштабная судостроительная программа, против которой «аишная» Дума отнюдь не возражает.
Программа предусматривает постройку на существующих мощностях в период с 1908 по 1912 г.г. восьми лёгких крейсеров-скаутов с ТТХ подобными КРЛ типа «Светлана» и ещё как минимум четырёх по усовершенствованному проекту (часть артиллерии ГК в башнях) позднее.
В то же время, начинается проектирование ЛК и ЛКР предельно унифицированных и по архитектуре, и по оснащению, и по вооружению, различающихся только максимальной толщиной бронирования и мощностью СУ.
Основные ТТХ:
|
ЛК
|
ЛКР
|
Водоизмещение (ст.)
|
35.5-40.0 тыс. т.
|
34-35 тыс. т.
|
ГК
|
12 (4х3) 356 мм
|
12 (4х3) 356 мм
|
ПМК
|
16 (16х1) 130 мм
|
16 (16х1) 130 мм
|
ЗК
|
8 (8х1) 102 мм
|
8 (8х1) 102 мм
|
Броня:
Пояс
Палуба
Башни
Барбеты
Рубка
|
330 мм
75 мм
330
330
330
|
280 мм
75 мм
230
230
280
|
Скорость (макс.)
|
23 уз.
|
27 уз.
|
Учитывая степень готовности промышленности (в т. ч. металлургии), прежде предполагается закладка шести линейных крейсеров (в 1910 г. со сроком сдачи в 1914 г.). 4 на Балтике и 2 на Чёрном море. Закладка сразу восьми линкоров (4 на Балтике, 2 на Чёрном море и 2 на Белом море) предполагалась не ранее 12 года со сроком приёмки кораблей флотом, в течение 1916 года.
Так же до 1914 года, предполагалось выполнить проект тяжёлого крейсера с ТТХ:
Водоизмещение (ст.) – 15 тыс. т
ГК – 8 (4х2) 203 мм,
ПМК – 12(12х1) 120 мм или 8 (8х1) 130 мм,
ЗК – 4 (4х1) 76.2 мм
Броня: пояс – 120 мм, палуба – 50 мм, башни – 120 мм, барбеты – 120 мм, рубка – 230 мм.
Максимальная скорость – 27 уз.
Закладка первой серии ТКР из четырёх единиц, при условии наличия средств и производственных мощностей, предполагалась не ранее 1915 года.
При выполнении данной программы, в 1916 году, Балтийский и Черноморский флоты должны были иметь в своём составе по 4 новых КРЛ и по одному новому флагманскому ЛКР.
А СЭЛС Российской Империи, постоянно базирующаяся в Белом море, должна иметь в своём составе 4 КРЛ, 4 ЛКР и 8 ЛК.
При наличии к тому времени достроенного Беломорско-Балтийского канала с пропускной способностью, соответствующей водоизмещению линейных кораблей, а так же ледоколов соответствующей мощности, эскадра может в полном составе быть направлена на любой из трёх важнейших ТВД: в Атлантике, на Балтике и на Тихом океане.
Исходя из климатических условий на Белом море, и ещё довольно долгое время очевидно, недостаточного уровня развития судоремонтной базы, эксплуатация матчасти СЭЛС будет сезонной. Зимой, пока Белое море сковано льдами, корабли проходят полный курс ремонтно-профилактических работ и всяческих модернизаций. Летом, корабли занимаются активной боевой учёбой, в т. ч. осуществляются продолжительные (2 месяца и более) учебно-боевые походы эскадры в ту же Атлантику. Надо думать, ежегодные дружеские визиты с севера столь мощной эскадры, скажем в Скапа-Флоу, будут производить на англичан гораздо большее впечатление, чем визиты вежливости одного-двух устаревших корыт Балтийского флота…
Боевые стрельбы вполне могут проводиться на акватории Белого моря (в т. ч. и зимой).
В дальнейшем предполагается принятие очередной программы (программ) военного судостроения (при способности судостроя, обеспечивать одновременное строительство сразу 8-10 линкоров) с тем, чтоб к 1930-му году довести мощь СЭЛС Империи как минимум до уровня Германского ФОМ или Японского флота, мощь Черноморского флота обеспечить на уровне безусловного превосходства над турецким (и не более того), а мощь Балтийского и Тихоокеанского (так же с учётом устаревших перворанговых кораблей) до уровня, гарантирующего защиту территориальных вод и торгово-промыслового судоходства от различных инцидентов в мирное время (а ТОФ к тому же, следует наделить силами для организации рейдерства на японских коммуникациях в т. ч. новыми КРЛ). Вообще, на Дальнем Востоке необходимо иметь высокоразвитую инфраструктуру для обслуживания и ремонта кораблей всех классов (в т. ч. доковых операций с линкорами, что после марша северным морским путём может быть вполне актуально), а так же, в перспективе, стапелями для строительства лёгких крейсеров-рейдеров.
Что касается опасности попытки прорыва, скажем немецкого флота в Финский залив или японского флота к Владивостоку, то первичная (до подхода СЭЛС) защита будет возложена на минные силы, лёгкие миноносные силы, подводные лодки и, в перспективе, морскую авиацию. В случае преодоления противником этих препятствий, в дело обязана вступать сильная береговая артиллерия. Согласитесь, при привычном дроблении линейных сил флота, эти его куски едва ли существенно увеличили бы прочность обороны в случае массированной атаки со стороны сильного противника.
Что же касается наиболее вероятного вопроса «цены вопроса», то, как мне думается, такая программа хоть и превосходит по стоимости реальноисторическую «Малую судостроительную программу», она всё же намного дешевле «Большой судостроительной программы» у которой в принципе тоже был шанс на попытку реализации (именно попытку учитывая состояние экономики).
Естественно, данная программа (как и имевшая место быть) не учитывает перспективу ПМВ, однако её реализация едва ли ослабляла флот Российской Империи. Напомню. Мы бы имели на ЧМ 4 новейших КРЛ и 2 новейших ЛКР, а на Балтике 8 новых КРЛ и 4 ЛКР (не считая всякого старья), притом, что все эти линейные крейсера были бы не хуже «Севастополей». Естественно, создание СЭЛС на Белом море, из-за войны, было бы отложено либо до конца оной, либо до завершения строительства Беломорско-Балтийского канала.