Еще одна интересная статья Алексея Исаева.
Самое обидное — упустить уже загнанного зверя. Именно такое чувство испытали пехотинцы союзников 75 лет назад на берегу Мессинского пролива. Вместо картины смерти и разрушения перед ними раскинулись лишь пустые причалы. От всесильных ВВС и флота США и Великобритании с Сицилии ускользнули десятки тысяч солдат и офицеров вермахта.
Судьбу больших сражений иной раз решают невысоких званий люди, которым оказывается не всё равно. Именно таким человеком стал фрегаттен-капитан Густав фон Либенштайн, назначенный в мае 1943 года командовать 2-й высадочной флотилией в Италии. Она никуда не собиралась высаживаться, но состояла из кораблей и судов, первоначально созданных для морских десантов.
Двойной десант
Намётанный глаз имел все шансы увидеть призрак грядущего задолго до начала немецкой эвакуации с Сицилии. Когда в ночь с 9 на 10 июля 1943 года союзники начали операцию «Хаски» и высадились с моря и воздуха на Сицилию, немцы всерьёз хотели удержаться. Итальянцы — да, сдавались пачками, но немцы упирались, как могли. В бой пошли даже тяжёлые танки «Тигр».
Солдаты британской 51-й (горской) пехотной дивизии высаживаются на Сицилии
Толковый разведчик-аналитик мог (и должен был!) уже тогда задаться вопросом: «А за чей счёт этот банкет?». Каким чудом немцы набили выжженный солнцем остров людьми и техникой?
В мае фон Либенштайн застал полный разброд и шатание. Понятно, что паромов мирного времени почти не осталось. К июлю деятельный фрегаттен-капитан навёл порядок — и прежде всего в перевозках на Сицилию с континента. Ничего героического: лишь чётко отлаженные процедуры погрузки и новые причалы в стороне от портов. Ещё до начала вторжения через Мессинский пролив в Сицилию гнали людей тысячами в сутки вместе с грузовиками и танками. А после — снабжение перебрасывалось на остров уже десятками тысяч тонн. Казалось бы, пришло время задуматься: «А что, если нацисты этот конвейер развернут в обратную сторону?».
Но никто не задумался.
Самобеглые гаражи
Немецкая БДБ в море. Облик посудины трудно назвать изящным
Если спросить знатоков истории, какой корабль германского флота доставил больше всего неприятностей союзникам, то многие назовут «Тирпиц» или подводную лодку VII серии. Ответы разумные, но в пятёрку самых вредных кораблей ВМФ Германии точно входят быстроходные десантные баржи (БДБ).
Это были приземистые суда, построенные вокруг гаража-трюма для колёсной и гусеничной техники с откидной рампой. БДБ первых серий имели грузоподъёмность 80 тонн, поздних серий — 100 тонн. Три дизеля обеспечивали самобеглым гаражам скорость в восемь-десять узлов (15-18 км/ч. — Прим. ред.). Баржи вполне могли постоять за себя, поскольку вооружали их зенитными автоматами.
Немецкая БДБ у причала. Помимо зенитных автоматов она вооружена 75-мм французскими трофейными пушками
Еще одним «чудо-оружием» стали так называемые «паромы Зибеля», собранные из сапёрного имущества и фрагментов наплавных мостов с установленными на них двигателями. На свинченных вместе понтонах помимо хлипкой надстройки ставили зенитки, что придавало им почти грозный вид.
Главное — БДБ и «Зибели» имели небольшие размеры и поэтому были непростой целью для авиации.
«Зибель» с немецкими войсками перебирается через Мессинский пролив
Липкие пальцы страха
Командующий военно-морскими силами союзников британский адмирал Эндрю Каннингем в Первую мировую служил на миноносце в Средиземном море. Неудача английской высадки в Дарданеллах 1915 года намертво отпечаталась в памяти молодого морского офицера. Именно память заставляла его принимать решения, которые трудно назвать смелыми и безрассудными. Когда после войны американский историк Сэмюэл Морисон аккуратно спросил Каннингема о Сицилии, британец вскипел и, тыча в карту, напомнил о Дарданеллах.
Однако если на карте Мессинский пролив действительно напоминал турецкие проливы, то обстановка «на месте» принципиально отличалась.
Во-первых, в 1915 году авиация ещё пешком под стол ходила. А в 1943-м воздушная мощь союзников давала возможность крушить даже крепкие цели. Позиции старых 280-мм пушек на входе в пролив отлично «читались» с воздуха. Кроме того, расчёты орудий состояли из итальянцев, чья стойкость под конвейером бомбардировок с воздуха и моря представлялась сомнительной. Опять же, у англичан имелись диверсанты с красивыми кинжалами. Где они были, когда решалась судьба Италии?
У немецких 170-мм полевых орудий на позициях возле морских батарей был небольшой запас снарядов, и долго продержаться они не могли.
Корабль Его Величества «Вэлиент» — один из линкоров, участвовавших в боях за Сицилию
Во-вторых, в 1943 году не требовалось захватывать Мессину с моря. Достаточно было ворваться в пролив и устроить избиение БДБ и «Зибелей». Союзники располагали как линейными кораблями, так и лёгкими силами флота, включая торпедные и торпедно-артиллерийские катера. Подавление береговых батарей и бросок в пролив эскадренных миноносцев и катеров могли стать фатальными для немцев. Но союзники даже не попытались это сделать.
До последнего «Тигра»!
Хотя фон Либенштайн тоже служил в Первую мировую на миноносце, он не вынес с войны липкого страха. Поэтому, когда авиация союзников стала активничать ночью, он недолго думая перенёс часть перевозок на светлое время. Наглость? Разумный расчёт — потери самобеглых гаражей оказались невелики.
Фрегаттен-капитан Густав фон Либенштайн
Отходя от рубежа к рубежу с выводом на погрузку очередного подразделения, Мессинский пролив 11–16 августа пересекли 40 тысяч немецких военнослужащих. С острова они увезли почти десять тысяч автомашин и тягачей.
Глядя на техничных немцев, с Сицилии параллельно эвакуировались 62 тысячи человек итальянских войск. Они использовали уцелевший довоенный паром, который за раз перекидывал на континент шумную толпу из трёх тысяч человек.
Как и почему это судёнышко не разыскали и не уничтожили самолёты союзников?
Можно только пожать плечами.
Более того, за две ночи немцы вывезли 34 танка и 44 штурмовых орудия. В последнюю ночь эвакуации они погрузили на паром танк «Тигр» — единственный уцелевший из семнадцати воевавших на Сицилии.
Немецкую эвакуацию часто сравнивают с Дюнкерком 1940 года. Но эти две операции принципиально отличаются. Англичане вывезли деморализованных людей, побросавших оружие и технику. В августе 1943 года через Мессинский пролив организованно переправили боеспособные подразделения с вооружением и техникой. Вскоре они дали союзникам бой за континентальную Италию — и бой этот англичанам с американцами не понравился.
Американские транспортные суда во время немецкого авианалёта в период вторжения на Сицилию
Когда кто-то говорит, что советский флот что-то не так делал в узком Керченском проливе осенью 1943 года, ему стоит напомнить о Мессинском проливе в августе того же года. Союзники точно так же предпочли не соваться в узкий пролив, располагая при этом куда более могучими силами и бо́льшим опытом.
Простые десантные баржи оказались сильнее огромного и мощного флота.
источник: https://warhead.su/2018/08/18/begstvo-s-sitsilii-ili-evakuatsiya-ponemetski