Решил попробовать проанализировать такой популярно обсуждаемый вопрос как "B-36 против Миг-15Бис". Обсуждается он почти столь же часто, сколь и "П-700 vs AEGIS".
Я попробовал использовать доступную информацию и сделать выводы:
До реформы 1954-1957 года в ПВО СССР царил, попросту говоря, бардак. Неумелые реорганизации, затеянные в последние годы сталинской эпохи (четыре реорганизации за пять лет!) окончательно доломали систему. ПВО была разделена на приграничную (ВОПЛ, воздушная оборона приграничной линии) и, собственно, ПВО ТС (территории страны). Неразбериха и бардак с подчинением создавали серьезнейшие проблемы организации и взаимодействия.
Вполне понятное дело, что в случае боевых действий, положение дел в ПВО мгновенно лучше бы не стало. Глобальное радарное покрытие территории Советского Союза, откровенно говоря, оставляло желать много лучшего и в начале 1960-ых — ничего, подобного НОРАД с ее тремя линиями радаров раннего предупреждения поперек всего североамериканского материка, у СССР не было. Противовоздушная оборона была объектовой, что в общем-то означало, что при хорошей предварительной радиолокационной разведке, самолет с большим хапасом хода (вроде B-36) сможет без особого труда избегать обнаружения до приближения непосредственно к району плотной ПВО у охраняемого объекта.
Основным способом обнаружения на 1950-ые являлась РЛС серии ”Волна” – с 1953, это обычно была П-10 ”Волна-А”, усовершенствованная версия ранней П-8. Дальность обнаружения РЛС П-10 ”Волна”-А – порядка 180-200 км. B-36, способный стандартно забраться где-то на 14000 метров (в броске, так и вовсе на 15000), она обнаруживает примерно за 180 км.
Что такое 180 км? Это приблизительно 18 минут полета хорошо разогнавшегося B-36B на полной скорости (613 км/ч). Для B-36J, с его турбореактивными разгонниками, эта цифра уменьшается до 14-15 минут, так как он в состоянии набрать скорость в 679 км/ч.
Таким образом, мы видим, что время на реакцию у перехватчиков составляет 15-18 минут до того, как бомбардировщик достигнет своей цели.
Сумеют ли перехватчики за это время успешно среагировать? Даже если считать, что перехватчики взлетят, как только РЛС обнаружит бомбардировщик (что, разумеется, совершенно не так), им элементарно потребуется время, чтобы забраться на высоту полета бомбардировщика.
Для Миг-15Бис подъем на высоту около 10000 метров занимал, в среднем, около 5 минут (подъемные качества самолета были весьма хороши). Далее, на высоте около 10000 метров его скороподъемность снижалась и составляла около 20 метров в секунду. Это означает, что подъем на дополнительные 5000 метров займет еще порядка 4-4,5 минут. В целом, с учетом всего и вся, перехватчику нужно 10 минут только чтобы набрать необходимую для атаки высоту.
Но набрать высоту мало – нужно еще найти бомбардировщик в небе, и атаковать его. Максимальная скорость Миг-15Бис на высоте 10000 метров составляла 987 км/ч. Атаковать сравнительно быстроходный бомбардировщик он мог только в хвост — в противном случае, скорость сближения составляющая 1600 километров в час, или 460 метров в секунду, попросту не оставила бы времени для сколь-нибудь эффективной атаки. Бортовое вооружение Миг-15Бис попросту бы не успело за 1-2 секунды выпустить достаточно много снарядов чтобы хотя бы гарантировать попадание в B-36, не говоря уже о сбитии.
Учитывая, что радиус виража Миг-15Бис на высоте более 10000 метров превышал два километра (!!!), заход в хвост явно не желающему в этом содействовать межконтинентальному бомбардировщику было архисложной задачей. B-36, с его широкими, прямыми крыльями, явно лучше чувствовал себя на большой высоте, чем узкокрылый Миг-15Бис. Стандартным маневром уклонения, было движение бомбардировщика зигзагом, виляя из стороны в сторону – что, учитывая огромный радиус разворота Миг-15Бис на большой высоте, позволяло бомбардировщику достаточно легко уклоняться от атаки.
Не стоило недооценивать и оборонительное вооружение B-36. Кормовая огневая точка супербомбардировщика включала две 20-миллиметровые автопушки M24A1, развитие широко известных автопушек фирмы Hispano—Suisa могла выпускать по 1500 снарядов минуту (т.е. 25 снарядов в секунду) с начальной скоростью в 890 м/c. Высокая подвижность централизованно управляемой турели, оснащенной радаром AN/APG-3 и способной захватить цель с 4500 метров, позволяла гарантировать, что как минимум несколько десятков секунд преследующий истребитель будет пребывать под огнем. На ранних модификациях B-36, оснащенных многочисленными огневыми точками, заградительный огонь мог быть еще более губителен.
Необходимо еще учитывать тот факт, что мгновенно подняться в воздух, Миг-15Бис естественно, не мог. Время подготовки истребителя к вылету из готовности номер 1 занимало около 2-4 минут, с учетом, собственно, взлета – около 5 минут до начала набора высоты. Учитывая, что сигнал от РЛС обнаружения тоже вряд ли был бы передан на аэродром мгновенно – время от момента обнаружения летящего B-36 и до набора поднятым по тревоге Миг-15Бис достаточной высоты составило бы… порядка 15-20 минут. И это еще без учета поиска бомбардировщика и выхода на позицию для его перехвата.
В целом, очевидно, что атакующий B-36 даже при своевременном его обнаружении имел очень неплохие шансы прорваться к атакуемому объекту и сбросить свою атомную нагрузку еще до того, как обороняющие объект истребители предпримут хотя бы одну атаку. Принимая во внимание, что обычно B-36 атаковали в группах по три, шансы истребителей перехватить за небольшое имеющееся у них время сразу три активно противодействующих бомбардировщика были минимальны.
Разумеется, линии передовой обороны старались вынести вперед, и реально расстояние до цели чаще всего несколько превосходило 180-200 км. Но, к сожалению, самого факта того, что B-36 мог по состоянию на середину 1950-ых успешно пенетрировать воздушное пространство СССР, это не отменяло. Высокие для того времени летные качества бомбардировщика и его хорошее оборонительное вооружение затрудняли для Миг-15Бис его перехват.