Автострадные агрессоры. СССР. Т-26 с «перламутровыми пуговицами», колесно-гусеничный танк Т-46 или как скрестить Т-26 и БТ

16

В ходе учений 1933-34 гг., когда сформированные недавно мехкорпуса и мехбригады вышли на летние маневры, вдруг со всей серьезностью проявился недостаток практически всех гусеничных танков, что стояли на вооружении РККА. Во время длительных маршей механизированных частей почти все танки, имевшиеся в наличии, вдруг стали выходить из строя вследствие массовых обрывов и потери гусеничных цепей. 45-й мехкорпус, например, пострадал от этого очень заметно, так как за один из дней потерял вышедшими из строя до четверти танков из числа выведенных на учения. Ремонтники не справились в заданный срок с объемом поломок.

Автострадные агрессоры. СССР. Т-26 с "перламутровыми пуговицами", колесно-гусеничный танк Т-46 или как скрестить Т-26 и БТ

Исключение составляли танки БТ, которые во время длительных маршей «переобувались», укладывая гусеницы на полки и проводя движение на колесах. Вот тут-то и всплыло то самое преимущество колесно-гусеничных танков, на которое еще в 1920-е указывал классик-танкоописатель своего времени Ф. Хейгль. Он упоминал о трудностях чистки и смазки гусеничного движителя, низком ресурсе гусеничных пальцев, а также высокой степени порчи грунтовых дорог при проходе по ним танковых подразделений и частей на гусеницах. Кроме того, гусеничные танки, по его мнению, еще не обладали нужной оперативной подвижностью. На то же указали и итоги учений РККА 1933 г.

Положение было сочтено чрезвычайно серьезным, и этому вопросу было посвящено специальное заседание техсовета УММ, которое выработало проект решения из двух пунктов:

  1. Улучшить конструкцию гусеничных траков и упрочнить пальцы.
  2. Разработать комплекс мер по переводу всех имеющихся танков на колесный ход при их движении во время длительных маршей.

Из-за проблем производства наибольшее внимание всех проектировщиков было обращено ко второму пункту решения – способности перевода всех танков на марше на колесный ход. Все предлагаемые изменения были отражены в докладе начальника УММ «О системе танкового вооружения на вторую пятилетку», прочитанном летом 1934 г.

В нем говорилось, что созданные в годы 1-й пятилетки образцы танков в целом могли решать все основные задачи, предъявляемые требованиями глубокой операции, но требовалось улучшение их в следующих направлениях:

« – значительное увеличение огневой мощи как мехсоединений в целом, так и каждой боевой машины, входящей в их состав;

– оперативный размах действий межсоединений требует наличия их оперативной подвижности, для чего все основные типы машин, входящие в состав мехсоединений, должны иметь обязательно двойной ход, т.е. колесный и гусеничный;

– современная противотанковая защита и особенно наличие крупнокалиберных пулеметов, выдвигает требования увеличения скоростей и маневренной способности танков и увеличение стойкости их брони…»

Вместо двух легких машин, производившихся в 1932-33 гг., планировалось перейти к выпуску единого танка, одинаково пригодного как для мотомехвойск, так и для танковых подразделений стрелковых соединений, т.е. исходя из надежности, стоимости изготовления, эксплуатации и обучения, предлагалось оставить в серийном производстве танк Т-26, снабдив его более мощным двигателем и колесно-гусеничным ходом.

Содержание:

«Малой кровью». КТ-26

Как только были преданы гласности преимущества колесно-гусеничных танков, практически все конструкторские коллективы кинулись на перевод существующих боевых машин на двойной движитель.

Еще в 1932 г. этим вопросом занималось КБ Н. Дыренкова, получившее еще в конце 1931 г. задание от зам. нач. УММ РККА Лебедева: «Вам поручается приспособить Т-26 для передвижения на колесах своим собственным ходом». Однако за год указанный коллектив так и не смог защитить свой проект оснащения Т-26 колесным ходом. Проект был сочтен неграмотным и излишне сложным.

Осенью 1932 г. ввиду загрузки ОКМО такая работа была предложена слушателям академии ВАММ. Слушатели предъявили три решения, на основании которых весной 1933 г. НИО ВАММ начал разработку колесно-гусеничного танка, предназначенного на замену Т-26 в подвижных соединениях. Согласно требованиям предполагалось при возможно более полном сохранении корпуса, двигателя и вооружения Т-26 установить его на колесно-гусеничный ход для увеличения оперативной подвижности.

К маю проект танка, получившего индекс КТ-26, и его ходовой макет были предъявлены УММ, которое для рассмотрения полученных материалов созвало Техсовет, констатировавший, что для реализации требований проекта слушатели ВАММ под руководством М. Данченко и В. Степаницкого «провели большую и успешную работу». Они разработали новую пятискоростную КПП и ходовую часть, сочетающую как гусеничный, так и колесный ход. Броне-корпус был в целом сохранен, лишь в носовой части он был сужен до 300 мм для осуществления поворотов передней пары катков при движении танка на колесном ходу.

Автострадные агрессоры. СССР. Т-26 с "перламутровыми пуговицами", колесно-гусеничный танк Т-46 или как скрестить Т-26 и БТ

Так как башню танка предполагалось использовать без изменений от танка Т-26, то с сохранением его вооружения вопросов не возникало. МТО танка сохраняло двигатель воздушного охлаждения Т-26 мощностью 90 л.с., а трансмиссия, помимо новой 5-ступенчатой КПП, получила также два карданных вала для обеспечения колесного хода, простой дифференциал с дополнительным редуктором, бортовой редуктор привода от дифференциала к гитарам, две гитары и новый механизм быстрого перехода с гусеничного хода на колесный. Ходовая часть танка содержала три пары опорных катков диаметром 780 мм с внешней резиновой ошиновкой, два штатных ведущих колеса танка Т-26 и два направляющих колеса диаметром 535 мм.

Однако, по мнению Техсовета УММ, танк не отвечал требованиям оперативной подвижности, так как с двигателем 90 л.с. при массе свыше 10 т никак не мог развивать скорость свыше 40 км/ч. Кроме того, были обнаружены множественные ошибки в прочностном расчете КПП и трансмиссии колесного хода. Поэтому от изготовления опытного образца КТ-26 было решено отказаться.

Единый танк Т-46

В 1933 г., вскоре после рассмотрения черновика «Системы танкового вооружения на вторую пятилетку», КБ завода им. Ворошилова начало проектные работы над машиной Т-26А, получившей в начале 1934 г. новый индекс Т-46. Его проект был выполнен под руководством С. Гинзбурга. Ведущим конструктором танка стал В. Симский.

От своих предшественников танк отличался в первую голову двигателем. Конструкция танка предполагала установку в его моторно-силовом отделении либо дизель-мотора ДТ-4, либо бензинового МТ-4 мощностью 200 л.с. (180-210 л.с.) Проектирование этих двигателей велось на заводе им. Ворошилова. Они были одинаковы по габаритным размерам и креплению, поскольку предполагалась их взаимозамена. Ожидалось, что покуда работы над дизелем продлятся несколько лет, конструкцию танка можно будет отрабатывать на бензомоторе, в создании которых у двигателистов был большой опыт.

Автострадные агрессоры. СССР. Т-26 с "перламутровыми пуговицами", колесно-гусеничный танк Т-46 или как скрестить Т-26 и БТ

В конструкции танка, с целью облегчения серийного производства, заимствовались многие узлы от танка Т-26 образца 1933 г., да и по компоновке танк Т-46 напоминал Т-26 с двигателем в корме и ведущими колесами переднего расположения. Но форма корпуса танка подверглась некоторым изменениям. Он был крупнее и нес более просторную башню, в которую можно было без изменений установить танковую пушку
либо калибра 45-мм (танковая пушка 20К обр. 1932/34 гг.), либо 76-мм (танковая пушка ПС-3 обр. 1933 г.).

Опытный образец танка был построен в 1935 г., но оказался сильно перетяжелен. Его вес почти наполовину превысил положенные 10 т, и потому КПП и бортредуктора, спроектированные для него, уже не справлялись с возросшими нагрузками.

Танк Т-46 на колесном ходу, 1936 г.

Танк Т-46 на колесном ходу, 1936 г.

Было принято решение по доработке танка, боевой вес которого разрешили поднять до 14-15 т. Продолжала работы над Т-46 (проекты №№ 46-1, 46-2, 46-3) конструкторская группа нового КБ Опытного завода Спецмаштреста им. Кирова (бывшего ОКМО) под руководством О. Иванова, так как С. Гинзбург был отстранен приказом замнаркома вооружений М. Тухачевского.

Автострадные агрессоры. СССР. Т-26 с "перламутровыми пуговицами", колесно-гусеничный танк Т-46 или как скрестить Т-26 и БТ

При рассмотрении проектов Т-46 для постройки эталона был выбран проект № 46-3, который под индексом Т-46-1, постановлением СТО от 29 февраля 1936 г., был принят на вооружение РККА. Эталон же танка был готов в ноябре 1936 г. Он прошел цикл дополнительных испытаний, и с декабря 1936 г. началось его серийное производство на заводе № 174 им. Ворошилова.

Автострадные агрессоры. СССР. Т-26 с "перламутровыми пуговицами", колесно-гусеничный танк Т-46 или как скрестить Т-26 и БТ

Этот вариант, по сравнению с прототипом Т-46, потяжелел еще больше. Его боевой вес составлял уже 17,5 т, что произошло во многом потому, что танк получил новый двигатель МТ-5 мощностью 300 л.с., а также усиленную броню (толщина вертикальных листов брони теперь составляла 15 мм, а не 10-14, как прежде), вооружение дополнялось огнеметом пневматического типа с баком огне-смеси, танк получил усиленную трансмиссию.

Всего в ноябре – декабре 1936 г. заводом им. Ворошилова было изготовлено 4 серийных танка Т-46-1, которые поступили на войсковые испытания.

Первый серийный образец танка Т-46-1, 1936 г.

Первый серийный образец танка Т-46-1, 1936 г.

Танки эксплуатировались в войсках больше года и показали себя очень хорошо. Их проходимость на колесном ходу была выше, чем у БТ, подвижность как на гусеницах, так и на колесах была сравнима с ПТ-1. Танки были легче в управлении, потребляли бензин 2-го сорта. Но… После всесторонних испытаний серийных танков Т-46-1 начальник УММ с горечью констатировал, что

«в результате доработки дешевого Т-26 к требованиям улучшения его подвижности, мы получили танк, догнавший по цене средний трехбашенный Т-28».

С этим смириться, конечно, никто не мог. Выпуск танка Т-46-1 и все работы по нему в начале 1937 г. были прекращены.

Табличка, установленная рядом с отреставрированным остовом танка Т-46-1

Табличка, установленная рядом с отреставрированным остовом танка Т-46-1

Казалось бы, с этого момента судьба Т-46-1 была решена окончательно, однако начавшаяся война заставила вновь обратиться к “ненужной” технике. Когда немецкие и финские войска вышли на ближние подступы к Ленинграду, со складов и полигонов начали “вытаскивать” всю боеспособную технику. По всей видимости, к этому времени ни один из Т-46 не был в состоянии “на ходу”, поэтому из них решили сделать бронированные огневые точки (БОТ). Несколькими годами ранее уже был получен положительный опыт переделки устаревших танков Т-18 и Т-24, так что имевшиеся Т-46 без ходовой части закопали по башню в землю, сохранив им тот же комплект вооружения, но без огнемета. Как сложилась их судьба дальше, и было ли успешным их боевое применение остается неясным.

Остов танка Т-46-1 на карельском перешейке

Остов танка Т-46-1 на карельском перешейке

Остов танка Т-46-1 на карельском перешейке

Остов танка Т-46-1 на карельском перешейке

В декабре 2001 года поисковым объединением «Высота» под руководством В.Н. Дудина на Карельском перешейке у поселка Сосново Ленинградской области был найден корпус танка Т-46 без ходовой части. Танк был передан в дар Музею на Поклонной горе, отреставрирован 36 НИИИ Минобороны России и в декабре 2004 года включен в экспозицию.

Броневой корпус и башня

Танк Т-46-1 сзади, 1936 г.

Танк Т-46-1 сзади, 1936 г.

Корпус танка был выполнен из броневых листов толщиной 8, 15 и 22 мм (лобовой щиток механика-водителя). По проекту предполагалось изготовление корпуса при помощи сварки, но ввиду неготовности Ижорского завода к серийному производству сварных корпусов первые образцы Т-46-1 были клепаными. Башня танка цилиндрической формы была увеличена относительно башен Т-26 и БТ для возможности свободной установки как 45-мм, так и 76-мм пушки. Башня изготавливалась из броневых листов высокой твердости толщиной 15 мм и имела развитую кормовую нишу для размещения части боекомплекта и радиостанции.

Вооружение

Т-46-1 с пушкой Л-10 автор BaddAss (скрин игры World of Tanks). В реальности такая пушка на Т-46 не ставилась

Т-46-1 с пушкой Л-10 автор BaddAss (скрин игры World of Tanks). В реальности такая пушка на Т-46 не ставилась

Т-46-1 с пушкой Л-10 автор BaddAss (скрин игры World of Tanks). В реальности такая пушка на Т-46 не ставилась

Т-46-1 с пушкой Л-10 автор BaddAss (скрин игры World of Tanks). В реальности такая пушка на Т-46 не ставилась

В состав основного вооружения танка Т-46-1 входили 45-мм пушка 20К, или 76,2-мм пушка ПС-3, спаренный с ними пулемет ДТ. Кроме того, один пулемет ДТ находился в кормовой башенной установке и один — в запасной укладке (его можно было использовать для обороны танка с воздуха). Кроме того, справа от спаренной установки в шаровом яблоке был закреплен брандспойт пневматического огнемета КС-45.

Боекомплект танка составляли 101 выстрел к 45-мм орудию, 43 магазина (2709) патронов к пулеметам ДТ, бак с 50 л огнесмеси на 10-12 выстрелов из огнемета КС-45.

Двигатель

Т-46-1 на поклонной горе

Т-46-1 на поклонной горе

Как уже упоминалось, после испытаний Т-46 на танке Т-46-1 предполагалось увеличить мощность двигателя до 300 л.с, поэтому его МТО было запроектировано под восьмицилиндровый V-образный дизель-мотор ДМТ-5, но ввиду его неготовности в танк был установлен двигатель воздушного охлаждения МТ-5-1 мощностью 330 л.с, имевший те же габариты, что и дизель-мотор.

В системе охлаждения использовались два осевых вентилятора. Забор охлаждающего воздуха осуществлялся с двух сторон в передней части крыши моторного отделения. Емкость топливных баков составляла 428 л. Запас хода танка по шоссе составлял: на гусеничном ходу до 200 км, на колесном — 400 км.

Трансмиссия

Т-46-1 на поклонной горе

Т-46-1 на поклонной горе

Трансмиссия танка включала в себя четырехскоростную КПП, расположенную под полом боевого отделения, бортовые фрикционы, бортовые редуктора.
При движении на колесном ходу две задние пары опорных катков шасси были ведущими, а передняя пара — поворотными. При движении на колесах в качестве механизма поворота использовался простой дифференциал, отключавшийся при движении на гусеницах.
Для управления при движении на гусеницах применялись рычаги управления, на колесах — рулевая колонка автомобильного типа. При сваливании гусениц переход на колесный ход можно было произвести без выхода экипажа из машины при помощи рычагов на коробке передач.

Подвеска

Автострадные агрессоры. СССР. Т-26 с "перламутровыми пуговицами", колесно-гусеничный танк Т-46 или как скрестить Т-26 и БТТанк Т-46-1 сбоку, 1936 г.

Подвеска танка — блокированная пружинная, состояла из четырех пар опорных и двух пар поддерживающих катков, а также двух ведущих катков цевочного зацепления и двух направляющих катков с механизмами натяжения. Танк получил мелкозвенчатые гусеничные цепи из литых траков шириной 390 мм, выполненных из стали Гартфильда по типу траков танка Т-26.

Электрооборудование

Автострадные агрессоры. СССР. Т-26 с "перламутровыми пуговицами", колесно-гусеничный танк Т-46 или как скрестить Т-26 и БТ

Электрооборудование машины было выполнено по однопроводной схеме с напряжением бортовой сети 12 В. В качестве источников питания использовались аккумуляторная батарея 6СТЭ-128 емкостью 128 Ач и генератор мощностью 500 Вт. Танк оснащался радиостанцией 71-ТК-1, размещенной в нише башни.

На излете

Пока на ленинградском заводе №185 ломали голову над модернизацией легкого танка Т-26, пытаясь “привить” ему более современные типы подвесок и трансмиссий, на СТЗ эту проблему взялись решить более радикальным способом. В 1937 году на рассмотрение АБТУ был подан проект модифицированного Т-26 с усиленным бронированием на колесно-гусеничном ходу, но с сохранением силовой установки и коробки передач от серийного танка. По заводскому реестру эта разработка проходила под обозначением СТЗ-24. Военная комиссия рассмотрела проект, подвергнув его разгромной критике. В самом деле, разве можно было, сохранив двигатель и КПП танка Т-26, значительно усилить его бронирование и увеличить скорость, оснастив к тому же еще и двойным движителем? Но немного позднее – в 1938 г. – к проекту вернулись. Причиной этого было, скорее всего, заключение об отсутствии резервов для модернизации танка Т-26, сделанное в начале года. Освоение нового танка «танк СП обр. 1936 г.», спроектированного С. Гинзбургом, требовало перестройки танкового производства, сталинградцы же брались дать армии новый танк из имеющегося, и потому АБТУ давало заводу шанс.

Танк СТЗ-24 (Т-25)

Танк СТЗ-24 (Т-25)

На основании постановления Комитета Обороны от 7 августа 1938 года специальным конструкторским экспериментальным отделом (КЭО) СТЗ под руководством Н.Д. Вернера в 1938-39 гг началось проектирование нового колесно-гусеничного танка. Ведущим инженером машины был Г. Матюхов. Машина была разработана на базе опытного колесно-гусеничного танка СТЗ-24 (6ТК) с учетом его недостатков, выявленных в результате заводских испытаний в январе 1938 года. Танк имел схему компоновки с задним расположением двигателя и передним расположением агрегатов трансмиссии. Конструкция машины обеспечивала возможность проведения агрегатного метода ремонта танка и доступ к механизмам двигателя изнутри боевого отделения.

Эскизный проект предусматривал установку двух вариантов вооружения — 45-мм и 76,2-мм танковых пушек. В качестве вспомогательного оружия использовались двуа пулемета ДТ, один из которых должен был быть спарен с пушкой. На опытном образце была установлена коническая башня с 45-мм танковой пушкой и спаренным пулеметом ДТ. Конструкция башни была заимствована у Т-26. Второй пулемет был зенитным и монтировался на турели на крыше башни.

Броневая защита была противопульной. В лобовой части он получил верхний наклонный лист толщиной 16 мм, а нижний – 24 мм. Правда, это не соответствовало обещаниям КБ (30 мм по эскизному проекту). Но борта и корма танка были защищены в соответствии с эскизом – 20 мм. Опытный образец машины был изготовлен из конструкционной стали 3. Передняя часть танка была радикально изменена: корпус танка имел вынесенную вперед будку механика-водителя. На задней стенке подбашенной коробки был расположен вентилятор боевого отделения. На танке устанавливался карбюраторный двигатель Т-26, хотя по проекту завода предполагалось установить танковы дизель специальной конструкции СТЗ, мощностью 300 л.с. с вихревой камерой сгорания. Двигатель Т-26 соединялся через главный фрикцион и карданный вал с коробкой передач.

Танк СТЗ-24 (Т-25) вид сбоку

Танк СТЗ-24 (Т-25) вид сбоку

Однако не броня и двигатель были главным козырем сталинградцев. Объектом их самого пристального внимания стала ходовая часть, новшеством которой стала подвеска – индивидуальная, свечная балансирная, расположенная снаружи бронекорпуса. Два балансира располагались по ходу машины, два — против хода. В феврале 1939 года прорабатывался вопрос опереходе на торсионную подвеску. Опорные катки с резиновыми бандажами имели диаметр 830 мм и предназначались для движения как на гусеницах, так и без оных. Трансмиссия же, ввиду двойного движителя, была решена столь необычно, что заслуживает отдельного рассмотрения.

При движении на гусеницах ведущее колесо, как и в Т-26, располагалось впереди и привод на него осуществлялся через главный фрикцион, редуктор, карданный вал, демультипликатор, КПП, главную передачу, бортовые фрикционы и бортовые передачи. При движении же на колесах привод на них осуществлялся открытой звездочкой на кулачки опорных катков попарно, что позволяло осуществить некую их синхронизацию. В трансмиссию при этом после бортовых передач включались дополнительные шестерни, которые через коническую пару и карданные валы соединялись с добавочными бортовыми коробками привода колесного хода. Особенностью данной конструкции было то, что ведущими при движении на колесах могли быть либо две передние пары опорных катков, либо две задние, а при необходимости значительного повышения проходимости привод рекомендовалось осуществлять на все катки сразу. Однако изменение направления движения танка при движении на колесах осуществлялось «по-гусеничному» – подтормаживанием катков одного борта, что, несомненно, ухудшало маневренные качества танка.

Танк СТЗ-24 (Т-25) вид спереди

Танк СТЗ-24 (Т-25) вид спереди

Направляющие колеса (ленивцы) были штампованными, а ведущие состояли из литого основания, к которому болтами крепился зубчатый венец. Гусеничная цепь танка была немного уширена и облегчена по сравнению с Т-26. Приборы управления и контрольные приборы также заимствовались от танка Т-26. Для внешней связи на танке была установлена радиостанция 71-ТК, средств внутренней связи не было.

Для испытаний на НИБТ полигон танк, получивший войсковой индекс Т-25, поступил в сентябре 1939 г. Поскольку при большей, чем у его прародителя, массе новый танк нес тот же двигатель, его динамические характеристики заведомо были ниже таковых же танка Т-26, и потому основной целью испытаний было «проверить правильность и надежность работы отдельных узлов танка».

Максимальная скорость, достигнутая на испытаниях, составила 27,5-27,9 км/ч при технической до 13 км/ч, а оперативной – не более 8-10 км/ч. За время испытаний, проводившихся на маршруте ст. Кубинка – Репище – Наро-Крутица – Наро-Осаново – Дорохово и обратно, танк, двигавшийся по щебенчатому шоссе, бесчисленное число раз ломался. Самыми слабыми его узлами были: траки гусениц, пальцы гусениц, герметичность коробки передач и бортовых передач, крепление бензопровода к карбюратору, диски колес, балансиры (танк был оборудован литыми траками и неупрочненными гусеничными пальцами производства СТЗ). Кроме того, в зубья звездочки привода на колеса часто попадали посторонние предметы (камни, обрезки проволоки и т.д.), что приводило к поломке кулачков на дисках колес или заклиниванию привода. При попытке движения на колесах привод заклинило уже после 4 км пробега. А при сходе с шоссе танк застрял практически мгновенно (грязью забило раздаточную шестерню). Усугубляла впечатление о танке и довольно большая качка корпуса, не позволявшая вести из него огонь на ходу.

Испытания танка Т-25 (СТЗ-24) на проходимость, осень 1939 г.

Испытания танка Т-25 (СТЗ-24) на проходимость, осень 1939 г.

Выводы по результатам испытаний были категоричными:

«Танк Т-25 требованиям РККА не соответствует и в существующем виде абсолютно непригоден для принятия его на вооружение».

Всё это говорило о том, что Т-25 к принятию на вооружение РККА совершенно не годится. Однако на СТЗ считали несколько иначе. В том же 1939 году был разработан новый проект, получивший заводское обозначение СТЗ-35. В целом, он повторял конструкцию СТЗ-24, но был начисто лишен колёсного хода, оснащался двигателем 3МА мощностью 130 л.с. и должен был получить 30-мм бронирование передней части корпуса и 25-мм бронирование башни. Боевая масса танка оценивалась в пределах 11800 кг, скорость – до 35 км\ч. Для ускорения работ один танк СТЗ-25 был пределан в СТЗ-35 и выпущен на заводские испытания.

Танк, переделанный в СТЗ-35 на заводских испытаниях

Танк, переделанный в СТЗ-35 на заводских испытаниях

Впрочем, АБТУ уже вдоволь “наелось” всевозможными проектами “спасения” Т-26 и от постройки СТЗ-35 отказались. Что касается Т-25, то опытный танк был разобран на металл до начала войны.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ЛЕГКИХ КОЛЕСНО-ГУСЕНИЧНЫХ ТАНКОВ

 

Тип танка

КТ-26

Т-46

Т-46-1

СТЗ-24 (Т-25)

СТЗ-35

Боевая масса, кг

8400

15000

17500

11070

11800

Экипаж, чел.

3

3

3 — 4

3

3

Габаритные размеры, мм

Длина

4620

5730

5730

4850

4900

Ширина

2240

2740

2740

2680

2650

Высота на гусеницах

2200

2490

2490

2370

2280

На колесах

2450

2450

Клиренс на гусеницах

260

400

400

380

370

На колесах

380

360

Вооружение

Пушки

1 х 45-мм КТ

1 х 45-мм КТ

1х45-мм 20К, или 1х76-мм ПС-3

1 х 45-мм КТ

1 х 45-мм КТ

Пулеметы

2 х 7,62-мм ДТ

2 х 7,62-мм ДТ

3 х 7,62-мм ДТ

1 х 7,62-мм ДТ

2 х 7,62-мм ДТ

Огнеметы

1 х КС-45

1 х КС-45

Боекомплект

Пушки

107 выстрелов*

н/д

101 выстрелов к 45 мм или 60 выстрелов к 76-мм

137 выстрелов

137 выстрелов

Пулеметы

3276 патронов*

н/д

2205 патронов

2016 патронов

3150 патронов

Огнеметы

50 литров огнесмеси

50 литров огнесмеси

Приборы прицеливания

прицел ТОП

прицел ТОП

прицел ТОП

прицел ТОП

прицел ТОП

Бронирование, мм

Лоб корпуса

15

15

22

16-24

25-30

Борт корпуса

13

10

15

20

20

Корма корпуса

13

10

15

20

20

Башня

13

10-15

15-20

20

25

Крыша

8

8

8

10

10

Днище

6

6

8

10

10

Силовая установка

Тип двигателя

Т-26-1, карбюраторный, 4-тактный, 4-цилиндровый

МТ-4, карбюраторный, 4-тактный, 8-цилиндровый

МТ-5-1, карбюраторный, 4-тактный, 8-цилиндровый

Т-26 карбюраторный, 4-цилиндровый, воздушного охлаждения

3MA карбюраторный, 4-цилиндровый, водяного охлаждения

Мощность, л.с.

90 при 2100 об/мин.

200

330

97

130

Общая мощность, л.с.

90

200

330

97

130

Трансмиссия

механическая, с 5-скоростной КПП, дифференциалом и бортовыми фрикционами

механическая с 5-скоростной КПП (4 передачи вперед и 1 назад)

механическая с 5-скоростной КПП (4 передачи вперед и 1 назад)

механическая, с 6-скоростной КПП (5 передачи вперед и 1 назад), редуктором, главным и бортовыми фрикционами

механическая, с 6-скоростной КПП (5 передачи вперед и 1 назад), редуктором, главным и бортовыми фрикционами

Ходовая часть

три сдвоенных опорных катка диаметром 780 мм с резиновыми бандажами, переднее направляющее и заднее ведущее колесо

4 сдвоенных основных обрезиненных катка (передняя пара управляемая), 4 поддерживающих ролика, передние ведущие и задние направляющие колёса

4 сдвоенных основных обрезиненных катка (передняя пара управляемая), 4 поддерживающих ролика, передние ведущие и задние направляющие колёса

4 опорных катка с вертикальной пружинной амортизацией, один поддерживающий ролик, переднее ведущее колесо

4 опорных катка с вертикальной пружинной амортизацией, один поддерживающий ролик, переднее ведущее колесо

Скорость, км/ч

На гусеницах

34

48

58

25

35

На колесах

58

72

80

35

35

Запас хода, км

На гусеницах

н/д

200

220 (110 по проселку)

172

170

На колесах

н/д

350

400

н/д

н/д

Преодолеваемые препятствия

Угол подъема, град

33

35

40

30

37

Высота стенки, м

0,7

0,8

0,8

0,7

0,7

Ширина рва, м

2

2

2

2

2

Глубина брода, м

0,8

1

1

0,78

0,78

Средства связи

отсутствовали

радиостанция 71ТК-1

радиостанция 71ТК-1

радиостанция 71ТК-1

радиостанция 71ТК-1

 

*- предположительно

От себя взял на себя смелость и дополнил статью коллеги Бякина несколькими альтернативными образцами танков Т-46, которые бороздят поля сражений в игре «Ворлд оф Танк»:
Автострадные агрессоры. СССР. Т-26 с "перламутровыми пуговицами", колесно-гусеничный танк Т-46 или как скрестить Т-26 и БТ
Вся альтернативность этих машин заключается в установке на них вооружения такого которого не было в реальной истории. К сожалению ни каких пояснений о том что за пушки на них установлены я не нашёл поэтому буду гадать.
На мой взгялд, на этом образце Т-46 установлена 57 мм пушка ЗИС-4. В реальной истории такие орудия устанавливались на танки Т-34 в 1941 году.
Автострадные агрессоры. СССР. Т-26 с "перламутровыми пуговицами", колесно-гусеничный танк Т-46 или как скрестить Т-26 и БТ
Ну а на этом образце танка Т-46 на мой взгляд установлена 20 мм пушка с танка Т-60.
Автострадные агрессоры. СССР. Т-26 с "перламутровыми пуговицами", колесно-гусеничный танк Т-46 или как скрестить Т-26 и БТ
Автострадные агрессоры. СССР. Т-26 с "перламутровыми пуговицами", колесно-гусеничный танк Т-46 или как скрестить Т-26 и БТ
Хотя те кто играет в эту знаменитую игру, уверен, смогут меня поправить, если я ошибся.

Список источников:

Подписаться
Уведомить о
guest

13 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account