Автономное Подводное Специально Судно или первая наша сверхмалая
АПСС, ее называют по разному. Кто-то вкладывает «АэроПодводный Самодвижущийся Снаряд», кто-то зовет «Автономное Подводное Специально Судно», кто-то «телемеханическая подводная лодка», «радиоуправляемая подводная лодка с телевидением» и даже «телеуправляемый самодвижущийся снаряд». Названий много.
Итак, проект АПСС был создан в 1934 — 1935 годах в 1-м отделе (так называемой группе подводных лодок) знаменитого ленинградского Остехбюро (Особого технического бюро по военным изобретениям специального назначения) под руководством главного конструктора Федора Викторовича Щукина, для которого АПСС стала первой разработанной им подводной лодкой. Работы над проектом АПСС велись при непосредственном участии начальника Остехбюро, известного инженера-оборонщика Владимира Ивановича Бекаури и под наблюдением Научно-исследовательского морского института связи (НИМИС).
АПСС представляет собой однокорпусную, одноместную, сверхмалую подводную лодку. Прочный корпус сигарообразной формы с накладными прочными килями разделен на пять отсеков. В носовом отъёмном было место под боезаряд, снабженный неконтактным взрывателем. Второй отсек содержит носовую полубатарею аккумуляторов (33 элемента) и часть вспомогательной аппаратуры телеуправления.
Третий, центральный отсек — командный пост при ручном управлении. Место водителя (пилота) оборудовано штурвалом управления, контрольными приборами и перископом, выдвигающимся над снарядом на 650мм. Сверху место водителя закрыто прочной рубкой с четырьмя иллюминаторами и люком. Здесь же размещена основная часть аппаратуры телеуправления (приёмники и дешифратор), балластная, уравнительная и торпедозамещаюшая цистерны, а также механизмы управления торпедным аппаратом. Дифферентовка производится перемещением твердого балласта (груза) и приемом надлежащего количества воды в уравнительную цистерну.
Четвертый отсек отведен под кормовую полубатарею аккумуляторов с 24-мя элементами и часть аппаратуры телеуправления с рулевыми машинами типа Элемру, работающими на сжатом воздухе.
В пятом, кормовом отсеке установлен электродвигатель постоянного тока, производства завода Электросила, мощностью 8,1 кВт, с гребным валом.
На кормовой части лодки размещены хвостовое оперение с рулями и гребной винт. В прочных килях установлены четыре баллона на 62 литра сжатого (160 кг/см.кв.) воздуха, используемого для продувки цистерн и работы элементов автоматики. Между килями располагается открытый торпедный аппарат под 18-дюймовую торпеду образца 1912г.
Сверху на прочном корпусе установлены мачты антенного устройства, а на верхней поверхности 2-го и 5-го отсеков — иллюминаторы с фарами, направленными вверх, служащими для опознания и наблюдения снаряда в темное время. На кормовом отсеке крепится прибор, периодически выбрасывающий в воду зеленый флуоресцирующий состав для лучшего слежения за снарядом в светлое время. Перед рубкой установлен аварийный буй с электролампой и телефоном. Транспортно-подвесные узлы расположены в диаметральной плоскости на 2-м и 4-м отсеках, расстояние между узлами 4,9м.
Основным режимом управление АПСС является радиоуправление снарядом при визуальном наблюдении его с самолета-водителя или корабля. Осуществляется путем передачи шифрованных радиосигналов (команд) в ультракоротковолновом диапазоне (4,5м — 5,5м) при надводном положении АПСС или в длинноволновом диапазоне при "малом погружении" на глубину 3м. Самолетная часть системы управления унифицирована с принятой ранее на вооружение системой управления "торпедными катерами волнового управления" — ТК BУ
На АПСС устанавливаются специальные приёмники УКВ и ДВ с дешифратором. Последний преобразует радиокоманды в посылки постоянного тока, управляющие элементами автоматики снаряда. Число команд — 24.
Вспомогательный режим — механическое управление. Осуществляется с помощью механического автоматического "курсопрокладчика", работающего путем огибания датчиком фигурного профиля (соответствующего избранному маршруту) по сигналам таймера, с учетом скорости движения снаряда. Этот режим используется при "большом погружении", то есть на глубине 10м, когда радиоуправление невозможно из-за не прохождения радиоволн через воду. Движение в этом режиме может продолжаться до 5 часов.
АПСС имело надводное водоизмещение — 7,2 т, подводное — 8,5 т. Управлялась АПСС двумя вариантами: обычным (единственным членом ее экипажа) и дистанционным. В последнем случае прорабатывалась возможность управления АПСС с так называемых «водителей» — с надводных кораблей или самолетов. «Волновое управление» должно было осуществляться с помощью установленной на этих «водителях» специальной аппаратуры «Кварц» (разработка № 134), созданной специалистами того же Остехбюро. В «телемеханическом» варианте АПСС вместо торпеды несла установленный на ее месте заряд взрывчатки массой 500 кг.
В том же 1935 году, когда проектирование АПСС было завершено, приступили к строительству. Постройка была возложена на Ленинградский судостроительно-механический завод «Судомех». Были построены сразу две лодки этого проекта, которые в 1936 году проходили заводские испытания. У первой лодки корпус клепанный, а у второй цельно сваренный.
Однако полностью воплотить в металле весьма смелые по тому времени технические идеи Остехбюро не удалось. В официальных выводах по реализации проекта АПСС говорится, что «проблема дистанционного управления этой лодкой была далека от положительного решения». Хотя Остехбюро и располагало собственной «эскадрой» опытовых судов, состоявшей из бывших боевых кораблей ВМФ (миноносец «Конструктор», тральщики «Инженер» и «Микула», торпедный катер «Быстрый») и самолетами (гидросамолеты МБР-2), но до испытаний лодок типа АПСС с использованием этих «водителей» дело не дошло. В 1936 году обе лодки АПСС были разобраны.
Но главное в этой идее было то, что подлодку должен был доставлял, к месту боевых действий, АНТ-22. Обнаружив вражескую эскадру и приводнившись, он взлетал и дистанционно наводил АПСС на ордер. Не думаю, что тогда использовался вариант с человеком, т.к. лодку поднять на борт носителя не было шансов.
http://moryakukrainy.livejournal.com/249242.html