На фото: Самолёты ТБ-1, оборудованные "лимузинами"
Поскольку объем фюзеляжа ТБ-1 не позволял относительно комфортабельно разместить в нем достаточное количество парашютистов, а выполнение прыжка было весьма затруднено, подразделение десантников располагалось в так называемой "гробнице" (или "лимузине" — кому как больше нравилось) конструкции П.И. Гроховского. Сооружение представляло собой фанерную люльку на 12 мест, подвешивавшуюся между стойками шасси бомбардировщика. С использованием этого приспособления совершали прыжки бойцы первых регулярных частей ВДВ.
Когда красные военачальники озаботились необходимостью использования десантных операций с воздуха, выяснилось, что десантников не на чем доставлять к месту выброски. По грузоподъёмности более всего подходили бомбардировщики ТБ-1 и ТБ-3, но они были очень тесными, так как разрабатывались для перевозки бомб, а не людей. И тогда на помощь пришёл Павел Гроховский. Он предложил подвешивать десантников под крыльями самолётов в специальных горизонтальных кабинках. Над местом десантирования лётчик просто дёргал бы за рукоять, кабинки переворачивались бы, десантники бы падали, а прикреплённый к дну кабины тросик принудительно выдёргивал бы им парашют. Устройство получило название автоматический выбрасыватель красноармейцев Г-39. Его в самом деле построили и испытали.
А вот так в люльку Гроховского упаковывался десантник. Под головой лежит парашют Г-5, тоже конструкции Гроховского:
Люлька в момент переворачивания:
По идее, десантник должен ощущать себя в таком устройстве мертвецом, которого несут куда-то в ветреную холодную погоду, а потом пьяные друзья и родственники случайно опрокидывают гроб над пропастью и несчастный покойник летит в бездну.
Собственно, судя по отзывам бойцов 3-й авиабригады особого назначения, где в 1932-м система Гроховского проходила испытания, они ровно так себя и чувствовали. А самого Павла Ивановича из Гроховского они промеж себя переименовали в Гробовского.
К слову, для полноты впечатления следует отметить, что с компактными беспроводными средствами связи тогда было, мягко говоря, никак, то есть не было их.
Поэтому сюда я помещаю ещё и этот портрет: Михаи́л Никола́евич Тухаче́вский (16 февраля 1893 — 12 июня 1937) — советский военный деятель, военачальник РККА времён Гражданской войны, военный теоретик, Маршал Советского Союза (1935).
То есть, десантник лежал в своём гробике ещё и в полнейшем одиночестве, не имея представления о том, что происходит в самолёте, с другими десантниками и вообще вокруг. Ты просто сначала лежишь – потом вдруг падаешь. А в боевых условиях можешь так и погибнуть в одиноком небесном гробу. Идеальная, в общем, среда для развития фобий и потакания развитию алкоголизма среди личного состава.
Впрочем, не сложилось с выбрасывателем не только поэтому, но ещё и потому, что гробы под крыльями ухудшали аэродинамические свойства самолёта и увеличивали возможность аварии.
А задумка была красивая.
Ссылка на источники:
alternathistory.ru/lev-sokolov-oruzheinye-baiki-nagan
airwar.ru/history/av2ww/soviet/vdv/vdv.html
hrenovina.net/10444 — Хреновина… Неееееет!..
ru.wikipedia.org/wiki/Тухачевский
ru.wikipedia.org/wiki/Гроховский,_Павел_Игнатьевич — Не следует путать с Грибовским — другим советским конструктором планеров, в т.ч. транспортно-десантых.
airwar.ru/enc/law1/g39.html — Г-39 Кукарача, легкий самолет, 1935
Павел Игнатьевич Гроховский (6 (18) марта 1899, Вязьма — 2 октября 1946) возглавлял работы по конструированию и испытанию техники для воздушного десантирования; разработал мотопланер «Г-31» (1932), транспортно-десантный самолёт «Г-37» (1934). Также разработал самолёты: «Кукарача» (стреловидный бесхвостный самолёт Г-39), Г-38, Г−61, Г−63 и другие. Был репрессирован, умер в 1946 году в заключении; реабилитирован посмертно.
Владислав Константинович Грибовский (7 сентября 1899—1977) — советский военный лётчик, планерист, конструктор планёров и самолётов.