В середине 1930-х годов, после победоносного завершения Эфиопской кампании, руководство Королевского Итальянского флота подняло вопрос о замене старой канонерки «Аурора», долгое время использовавшейся в качестве яхты главы правительства. Задание на проектирование гласило, что новый корабль должен иметь умеренное водоизмещение (около 2 тыс. т), высокую скорость и хорошие мореходные качества, чтобы сделать максимально комфортным пребывание на борту высокопоставленных особ. Тому же отвечали требования к качеству отделки внутренних помещений. Хотя будущая яхта не рассматривалась как полноценный боевой корабль, в военное время ее предполагалось использовать в качестве штабного корабля или быстроходного военного (в том числе войскового) транспорта.
Проект был разработан майором корпуса корабельных инженеров Франко Спинелли. Заказ на постройку выдали верфи «Кантиери Навали дель Кварнаро» из Фиуме в 1938 году, закладка состоялась в последний день весны 1939 г. Примерно год спустя корабль, получивший название «Диана», сошел на воду, а военно-морской флаг на нем подняли, когда Италия уже вступила во Вторую мировую войну. Остается добавить, что в списки флота он был официально зачислен как быстроходный авизо (avviso veloce).
Описание конструкции
Внешне «Диана» в известной степени напоминала современные эскадренные миноносцы типа «Сольдати», но расположенная в центре массивная дымовая труба делала ее силуэт менее элегантным. Изящная носовая оконечность с приподнятым форштевнем переходила в протяженный полубак, занимавший три четверти длины корпуса. Над ним возвышалась просторная средняя надстройка, простиравшаяся на всю ширину корпуса. В ней размещались апартаменты для главы правительства и других высоких гостей. Кормовая оконечность имела классическую крейсерскую форму.
Корпус изготавливался из стали высокого сопротивления, надстройки – из легких сплавов. В средней части имелось второе дно. Корабль имел одну сплошную палубу – верхнюю; располагавшаяся ниже нее платформа отсутствовала в носу, а также прерывалась в районе машинно-котельных отделений. Корпус делился на отсеки 18 водонепроницаемыми переборками, из которых 11 доходили до верхней палубы, а остальные – до палубы полубака.
Офицерские помещения находились под полубаком, ближе к носовой части корабля. Унтер-офицеры располагались в центральной части корпуса на главной палубе по левому борту, в то время как аналогичные помещения по правому борту отводились под обслуживающий персонал главы правительства и других высоких гостей. Матросские кубрики занимали пространство на верхней и нижней палубах в носу и в корме.
Для повышения комфорта пассажиров корабль оборудовался успокоителями качки системы «Сименс».
Силовая установка состояла из двух турбозубчатых агрегатов системы «Този-Белуццо», располагавшихся в изолированных отсеках. Каждый ТЗА включал турбину высокого давления (частота вращения 4700 об/мин), турбину низкого давления (частота вращения 3300 об/мин) со встроенной турбиной заднего хода и одноступенчатый редуктор, понижавший частоту вращения турбин до 351 об/мин на валу. Максимальная проектная мощность силовой установки составляла 31 100 л.с. Корабль приводился в движение двумя трехлопастными винтами диаметром 3,2 м, изготовленными из бронзы.
Пар вырабатывали четыре водотрубных треугольных котла системы Този с пароперегревателями, стоявшие в двух котельных отделениях. Отопление котлов – нефтяное, для распыления нефти каждый котел оборудовался двумя ротационными форсунками типа «Сааке». Максимальная паропроизводительность котлов достигала 35 т/ч при рабочем давлении 30 кг/см² и температуре перегретого пара 400-450°С. Нормальный запас топлива составлял 450 т, хранившихся в цистернах, расположенных в отделениях двойного дна. В случае необходимости, можно было дополнительно принять 110 т в цистерны успокоителей качки.
Время подготовки машин к походу при полностью погашенных котлах: нормальное – 60 минут, экстренное – 30 минут.
На проведенных 1 ноября 1940 г. официальных испытаниях «Диана» показала следующие результаты:
- • среднее водоизмещение – 1923,5 т;
- • мощность – 36 000 л.с.;
- • частота вращения винтов – 360 об/мин;
- • максимальная скорость – 30 уз.
Утверждения ряда авторов и изданий (например, таких авторитетных, как Альдо Фраккароли или справочник «Конвей»), что корабль развивал 32-узловой ход, не соответствуют действительности. В реальных условиях службы его скорость, как правило, не превышала 28 узлов.
Для выработки электроэнергии служило два турбогенератора мощностью по 200 кВт и два дизель-генератора мощностью по 40 кВт. Они располагались в машинных отделениях на уровне палубы платформы.
«Диана» отличалась необычайно развитой для корабля подобного водоизмещения системой борьбы за живучесть, которая включала два отдельных противопожарных поста, один из которых располагался на верхней палубе в районе носового кубрика, а второй, отвечавший за погреба боезапаса, – в офицерском коридоре. На эти посты выводились контрольные приборы с многочисленных датчиков, разбросанных по всем помещениям корабля. Погреба боезапаса оборудовались системой затопления (через кингстоны) и системой орошения (от пожарной магистрали). Водоотливные средства включали два турбонасоса производительностью по 635 т/ч, два трюмных турбонасоса производительностью по 25 т/ч и три трюмных электронасоса производительностью по 10 т/ч.
Корабль оснащался одним полубалансирным рулем площадью 9,025 м²; максимальный угол отклонения составлял 35°. Рулевая машина – гидравлическая, системы Кальцони. Управление рулем могло осуществляться из ходовой рубки либо непосредственно из румпельного отделения, где находился сервомотор. В случае выхода из строя рулевой машины допускалось ручное управление через систему талей, крепившихся к румпелю и заводившихся на кормовой шпиль.
Авизо снабжался двумя становыми якорями системы Холла весом по 2400 кг, убиравшимися в носовые полуклюзы, и одним запасным якорем Адмиралтейского типа весом 500 кг (с деревянным штоком), хранившимся на верхней палубе в кормовой части. Для выборки якорной цепи предназначались два шпиля с электрогидравлическим приводом системы Кальцони. Посты управления ими располагались на палубе полубака. Третий шпиль находился в корме и использовался в основном при швартовках.
«Диана» не отличалась мощным вооружением. По первоначальному проекту, ее главный калибр должен был состоять из двух 90-мм универсальных орудий с длиной ствола 50 клб. Однако итальянская промышленность не справлялась с изготовлением новейших артсистем, в первую очередь поставлявшихся на вооружение линейных кораблей. Временный – как тогда казалось – выход был найден в установке на авизо двух старых 102-мм/35 пушек системы «Терни» образца 1914 г. Одна из них стояла на баке на круглом банкете, вторая – на кормовой надстройке, являвшейся продолжением палубы полубака. Боезапас состоял из 200 снарядов на орудие (140 с полным и 60 – с уменьшенным зарядом), которые подавались из погребов посредством ковшового элеватора «Ансальдо» с электрическим приводом, обеспечивавшим подачу со скоростью 12 выстрелов в минуту.
Данные орудия не являлись универсальными, поэтому противовоздушную оборону корабля обеспечивали шесть 20-мм/65 автоматов. Два из них располагались в одиночных установках в носовой части надстройки, перед ходовым мостиком, а остальные – в двух спаренных установках, стоявших также на палубе надстройки, но в ее кормовой части.
Система управления огнем была довольно примитивной. Авизо оснащался 1,5-метровым дальномером для определения дистанции до цели, но ни автомата стрельбы, ни вычислителей не имел. Команды на орудия передавались с мостика посредством телефона.
Противолодочное вооружение состояло из двух кормовых бомбосбрасывателей, рассчитанных на четыре 100-кг или шесть 50-кг глубинных бомб. В специальные кранцы на кормовой надстройке можно было принять еще 28 100-кг или 42 50-кг глубинных бомбы.
Для обнаружения подводных лодок предназначалась экспериментальная станция «Фоноскопе» с широкодиапазонными магнитострикционными приемниками, сконструированная германской фирмой «Электроакустик» из г. Киль. Помимо нее имелся гидрофон, расположенный в междудонном пространстве в носовой части.
Благодаря съемным рельсам, установка которых занимала менее 12 часов, «Диана» могла использоваться для минных постановок. На верхнюю палубу в корме она принимала 48 мин (по 24 на каждый борт), еще 39 могли размещаться в матросских кубриках под полубаком.
Кроме того, корабль обладал значительной вместимостью: в жилые помещения под полубаком и на нижней палубе он мог принять до 300 т грузов (главным образом, боеприпасов или продовольствия) и до ста солдат с полной экипировкой на палубу.
Для постановки дымовых завес авизо оборудовался двумя паронефтяными дымогенераторами, выводившимися в дымоходы котлов №1 и №3. Управление ими осуществлялось дистанционно с мостика. На самой корме располагалось два химических дымогенератора типа «Фазано», которые вводились в действие с поста на верхней палубе или из румпельного отделения.
В заключение нужно отметить, что «Диана» отличалась высоким качеством постройки и хорошими мореходными качествами.
История службы
12 ноября 1940 г. быстроходный авизо «Диана» вошел в состав итальянского флота. Чтобы скорее достигнуть состояния полной боеготовности, 26 ноября корабль перешел из Фиуме в Полу для прохождения курса боевой подготовки, по завершении которого, 14 февраля 1941 г., прибыл в Таранто, где вошел в состав группы вспомогательных кораблей и судов (Gruppo navi ausiliarie), находившейся в подчинении командующего военно-морским округом Ионического моря и Нижней Адриатики.
С 20 февраля началась боевая деятельность авизо. Он использовался для перевозки войск, военных грузов и предметов снабжения, а также сопровождал конвои и обеспечивал переходы боевых кораблей между портами Ионического, Эгейского и Тирренского морей.
Ключевым эпизодом в карьере «Дианы» стало участие в неудачной диверсионной операции против Мальты. Ее вдохновителем и руководителем стал командир знаменитой 10-й флотилии MAS капитан 2-го ранга Витторио Маккагата. Поначалу итальянцы неоднократно пытались провести атаку силами одних только взрывающихся (по итальянской терминологии – штурмовых) катеров, но их никудышная мореходность и значительное расстояние до цели не давали надежды на успех. В итоге было принято решение об их доставке на борту корабля-носителя, в качестве которого выбрали «Диану», как достаточно вместительную и быстроходную. В начале июля 1941 г. она перешла в Аугусту на Сицилии. Там на нее смонтировали оборудование для приема на борт штурмовых катеров, а также провели серию учений по их спуску. 21 июля корабль специально выходил в море, имея несколько катеров на палубе и пару на буксире, чтобы проверить на практике детали будущего предприятия.
В ночь на 25 июля возглавляемый Моккагата отряд вышел из Аугусты. В его состав входили: «Диана» (командир корабля – капитан 3-го ранга Марио ди Муро), на борту которой находилось девять штурмовых катеров типа МТМ, а на буксире – специальный моторный катер MTL, предназначенный для перевозки двух человекоуправляемых торпед, торпедные катера MAS-451 и MAS-452, на которых находился сам Моккагата и которые буксировали малый торпедный катер типа MTSM. Последний предназначался для лидирования штурмовых катеров. Им управлял командир надводного отряда 10-й флотилии капитан 3-го ранга Джорджио Джоббе.
Примерно в 20 милях от Мальты «Диана» спустила на воду штурмовые катера (у одного из них отказал мотор, и он затонул) и легла на обратный курс. Однако, именно она и способствовала провалу операции. Ее крупный силуэт был обнаружен британскими радиолокаторами, о существовании которых итальянцы не догадывались. Нападавших ждал шквальный огонь. Ни одному из штурмовых катеров не удалось не только выполнить свою задачу, но и уцелеть, а с рассветом оба торпедных катера были потоплены английскими «Харрикейнами». Итальянцы потеряли 15 человек убитыми (в их числе оказались Моккагата и Джоббе) и 18 пленными, два торпедных катера, девять катеров МТМ, катер MTL и две управляемых торпеды. Только авизо и катеру MTSM с одиннадцатью оставшимися в живых диверсантами удалось вернуться на базу.
«Диане» недолго пришлось оставаться без дела. В ночь со 2 на 3 августа она осуществляла поддержку флотилии торпедных катеров, патрулировавших в Тунисском проливе в ожидании подхода конвоя из Гибралтара на Мальту. Вопреки ожиданиям итальянцев, британский отряд состоял лишь из быстроходных боевых кораблей – им удалось миновать пролив незамеченными.
В период с 12 ноября 1941 г. по 23 февраля 1942 г. «Диана» прошла ремонт в Специи. По завершении работ ее передали в состав группы вспомогательных кораблей и судов командующего Сицилийским сектором. Корабль перебазировался в Портоферрайо, где использовался для обеспечения боевой подготовки немецких торпедоносных эскадрилий. 1 апреля он вернулся в Специю, где пробыл более двух месяцев, а 26 июня перешел в Мессину.
Из этой базы в 03:50 28 июня авизо вышел в свой последний поход с целью доставить необходимое оборудование и персонал для военно-морской базы в Тобруке, недавно отбитой у англичан германо-итальянскими войсками. Утром 29 июня 1942 г., приблизительно в 75 милях севернее залива Бомба на побережье Киренаики, курс «Дианы» вывел ее прямо на позицию британской подводной лодки «Трэшер» (лейтенант-коммандер Маккензи). Примерно в 11:20 итальянские сигнальщики заметили следы четырех торпед. Резким маневром от двух из них удалось уклониться, но две другие поразили цель. Их мощный взрыв разворотил всю кормовую часть, и менее чем через 15 минут корабль скрылся под водой.
За время своей непродолжительной карьеры авизо «Диана» совершил 23 боевых похода, пройдя 6041 милю за 370 ходовых часов.
Литература
- • Bargoni F. Esploratori, Fregate, Corvette ed Awisi Italiani 1861-1968. – Roma, 1969.
- • Fraccaroli A. Italian Warships of World War II. – London, 1974. Rohwer J., Hoummelchen G. Chronology of the War at Sea 1939-1945. – Annapolis, 1992.
- • Боргезе В. Десятая флотилия MAC. Пер. с итал. – М., 1957.
источник: Марат Берханов «Авизо «Диана»» «Арсенал-Коллекция» № 4’2012