Авиация в мире альтернативной Франции (МФГ). Иностранцы: Martin-167F Maryland

0

 Martin-167F Maryland

 Авиация в мире альтернативной Франции (МФГ). Иностранцы: Martin-167F Maryland


Перед началом второй мировой войны французское Министерство авиации все острее ощущало нехватку времени для развертывания производства современных самолетов для l’Armée de l’Air. В качестве временно меры были предприняты многочисленные закупки авиационной техники за рубежом. Основным поставщиком стали нейтральные США – так на вооружении французских ВВС появились Curtiss H-75, Vought 156F и Martin-167F.

 

Двухмоторный Martin-167F был разработан балтиморской фирмой «Гленн Мартин энд Компани» как многоцелевая машина с возможностью использования в качестве легкого фронтового бомбардировщика, разведчика и даже штурмовика. В целом самолет получился весьма изящным, аэродинамичным и легким, что обеспечило ему относительно неплохие летные данные. Вооружение правда не впечатляло – всего четыре пулемета винтовочного калибра и бомбовая нагрузка в 560 кг. (бомбы до 100 кг). Для самозащиты устанавливали еще три пулемета калибра 7,5-мм. Какая либо бронезащита полностью отсутствовала. 

 

На первой модификации машины стояли 14-цилиндровые двухрядные звездообразные моторы «Пратт-Уитни» R-183SC3G «Твин Уосп» с одноступенчатыми нагнетателями мощностью по 1050 л.с. Винты — трехлопастные «Хэмилтон-стандард». Экипаж состоял из штурмана-бомбардира (он же командир), пилота и стрелка-радиста. Иногда в состав экипажа включали еще одного человека – штурмана-навигатора. Прежде всего, это касалось французских морских эскадрилий.

 

Во Францию, согласно договору, «мартины» поступали без вооружения. Уже на месте они оснащались своими пулеметами и бомбосбрасывателями, причем оборонительное вооружение было сокращено до одного пулемета в верхней турели. Первоначально заказали 115 Martin-167А3, но вскоре общий заказ возрос до 345 экземпляров.

 Авиация в мире альтернативной Франции (МФГ). Иностранцы: Martin-167F Maryland

Первая поставка произошла 7 декабря 1939 года – во французский порт Гавр пришел транспорт из Америки с девятью разобранными самолетами. Сначала их планировали собрать во Франции, но затем решили осуществить сборку в африканской Касабланке. Здесь «Авиационные промышленные мастерские» (AIA) осуществило сборку практически всех «американцев» прибывших до лета 1940 года. Работы шли трудно – «Мастерские» представляло собой скорее большую авиаремонтную мастерскую, чем завод. Не хватало ни оборудования, ни производственных площадей.

 

До выхода Франции из войны успели смонтировать и включить в боевой состав ВВС 139 Martin-167F. Авиация флота получила 52 самолета, причем 12 из них уже после заключения перемирия. Первыми на новые самолеты перевооружились две разведывательные группы: GR I/61 и GR II/39, расквартированные в Сирии и Северной Африке. Затем «мартины» получили четыре «африканские» бомбардировочные группы: GB I/62, GB II/62, GB I/63 и II/63. Получили Martin-167F морские экипажи бомбардировочных эскадрилий флота 1В, 2В и 3В (после Перемирия). Разведчики получили фотооборудование и дополнительные бензобаки для дальней разведки.

Авиация в мире альтернативной Франции (МФГ). Иностранцы: Martin-167F Maryland 

«Африканские» Martin-167F

 

Несмотря на то, что Martin-167F готовился на роль «колониального» бомбардировщика ему  пришлось поучаствовать в войне с Германией, хотя слабое вооружение и отсутствие пассивной защиты делали их довольно уязвимыми перед истребителями «люфтваффе». К моменту начала немецкого вторжения в составе боевых частей французских ВВС числилось 78 «мартинов». Они активно использовались в боях против немцев и итальянцев. К сожалению, большими потери были непропорциональны достигнутым результатам.

 

После перемирия были сохранены четыре бомбардировочные (GB I/39, I/62, II/62 и I/63) и одна разведывательная (GR I/61) группы на Martin-167F. Завод AIA в Касабланке продолжал сборку бомбардировщиков. Первые два самолета, собранные уже после капитуляции, были поставлены в строй 29 июня. Всего же по окончании кампании 1940 года французские ВВС пополнились 58 новыми «Мартинами-167F», а общее число машин этого типа на службе l’Armée de l’Air составило 249 штук.

 

После заключения мира французы старательно провели ревизию своего самолетного парка: часть машин полностью списали, а часть наоборот – приложили максимум усилий чтобы поставить в строй. Martin-167F остались. Всего переживших войну и восстановленных и самолетов оказалось чуть больше сотни. К этому числу необходимо прибавить вновь собранные в Касабланке машины. На 1 ноября 1940 года в строю числилось 137  Martin-167F (к этому моменту сборка в Касабланке была полностью закончена). Около 20 «мартинов» приняли участие в ударе по Гибралтару (из эскадрилий 2В и ЗВ), но особых успехов не добились, впрочем как и все другие французские бомбардировщики. 

 

В Дакаре размещались две группы Martin-167F — GB I/62 и II/62, к которым вскоре присоединились восемь самолетов из GB I/63. Эти три подразделения располагали в общей сложности 28 исправными машинами. В Северной Африке базировалась GR I/22 с восьмью бомбардировщиками этого типа. Им ставились самые разнообразные задачи. В дальнейшем Martin-167F планомерно переводили в морскую бомбардировочную авиацию. 

 

Довольно активно работала и авиация Флота. Именно ее Martin-167F регулярно вылетали с аэродрома «Конакри» в Гвинее на разведку к Фритауну. Всего морские эскадрильи из 2F и 3F осуществили в до начала 1942 года не менее 38 миссий над Сьерра Леоне и 45 — над Гамбией. Было потеряно несколько самолетов. Хотя в рапортах в Министерство авиации указывалась общая устарелость машины, командующий французской авиацией в Западной Африке полковник Дальер отмечал, что «мартины» отличались надежностью и довольно высокой скоростью для этого ТВД. 

Авиация в мире альтернативной Франции (МФГ). Иностранцы: Martin-167F Maryland

Экипаж Martin-167F из морской бомбардировочной эскадрильи Esc. 2В. 

 

Впрочем, защитить Габон Martin-167F не смогли – все три тамошние машины были потеряны вместе с этой колонией. Еще одним «дальним фронтом» стало Французское Сомали (Джибути). Территория осталась лояльной к правительству Виши и оказалась полностью изолирована от внешнего мира. Важные грузы пришлось доставлять по воздуху. К организации «воздушного моста» подключили бомбардировочную авиагруппу GB I/39, имевшую на тот момент три боеготовых «мартина». Для этого самолеты пришлось оснастить дополнительными бензобаками, позволявшими пролетать без посадки 2500 километров от Джибути до ближайшей французской колонии. Было совершено несколько полетов до начала активных военных действий в Сирии.

 

Именно в Сирии Martin-167F вновь принял активное участие в воздушных схватках. На начало боев в этой подмандатной территории базировались 12 «мартинов» из GB I/39 под командованием майора Адера (в Райяке и Маджалуне). 8 июня британцы начали операцию «Экспортер», но натолкнулись на ожесточенное сопротивление. Американские бомбардировщики на французской службе активно участвовал в боевых действиях с самого начала конфликта. Машины использовались для бомбардировки английских колонн (обычно по два вылета в день) и для разведки.

 

Французы активно наращивали авиационную группировку в Сирии: прибывали новые истребители, штурмовики и бомбардировщики. Получили пополнение и «мартины» — в Раяк прибыли морские эскадрильи 6В и 7В (укомплектованы машинами из GB I/62). Их объединили в одну флотилию 4F под командованием капитана Жубера. Через некоторое время и немецкая авиация получила пополнение – англичане были остановлены совместными усилиями. К сожалению это не уберегло Martin-167F от больших потерь. Всего было потеряно в воздухе и на земле 11 самолетов этого типа. 

 

С окончанием Палестинской компании полеты в Джибути возобновились. Для этого использовались два специально переоборудованных самолета под общим командованием майора Годилье (все летчики группы были добровольцами). Самолеты получили дополнительный бак, расширенный грузовой отсек (на 500 кг. груза) и был лишены вооружения. Был даже совершен полет на Мадагаскар, но вскоре операции свернули.  

 

К началу 1942 года во французских ВВС числилось 28 Martin-167F (в основном разведчики и дальние транспортники) и еще 71 самолетом этого типа располагала авиация ВМФ. Несмотря на развертывание производства отечественных бомбардировщиков французы не торопились списывать свои «мартины». Дело в том, что около 50 самолетов было довольно новыми (собраны в Касабланке после перемирия), а кроме того на аэродромах и в мастерских Каира, Хайфы, Кипра и Акабы было захвачено более сотни двигателей «Пратт-Уитни» R-1830. Это позволило переоснастить большинство «167-ых» новенькими моторами.

 Авиация в мире альтернативной Франции (МФГ). Иностранцы: Martin-167F Maryland

Не ограничившись простой заменой изношенной матчасти, Министерство авиации дало распоряжение модернизировать Martin-167F. Перво-наперво баки получили протекторы, а члены экипажа бронеспинки и заголовники. Машины оснащались наружными бомбодержатели и могли теперь взять до 1000 кг. бомб. Часть радиооборудования заменили на более совершенное. Вооружение также изменилось – вместо крыльевых пулеметов винтовочного калибра установили четыре 13,2-мм пулемета, а курсовой пулемет в носу убрали. Оборонительно вооружение теперь включало два 13,2-мм пулемета. Переделка заняла около двух месяцев и вскоре Martin-167F вновь были введены в строй. Кроме того появился более специализированный вариант разведчика – Martin-167FR (дальность полета 2600 км.). Ему зашили бомболюк, установили в бомбоотсеке дополнительный бак, наружные бомбодержатели убрали. Самолет получил дополнительное навигационное оборудование и три фотокамеры.

 

 

Основная часть Martin-167F располагалась на двух противоположенных концах Африки: в Сенегале и Египте. Сенегальцам (флотилия 2F) вскоре предстояли трудные бои за Фритаун, а ближневосточные экипажи готовились оказать поддержку французского наступления на восточном берегу Красного моря. Разведывательные варианты поводили боевые поиски в Атлантике, стартуя из Касабланки и Дакара. Интересно, что противниками «167-х» в Западной Африке стали практически такие же Martin-167В4, только с английскими опознавательными знаками. Британцы закупили 150 таких машин и отправили их в Африку (Гану).

 

Подписаться
Уведомить о
guest

11 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account