Авиация Бельгии во Второй Мировой войне

15

Хотя бельгийская авиация невелика по размерам, но какой-то след в войне она всё же оставила.

Что интересно, в период «странной войны», поскольку Бельгия сохраняла нейтралитет, то перехватывала над своей территорией не только немецкие самолёты, но и английские.

Авиация Бельгии во Второй Мировой войне

Так, первыми перехваченными самолётами в бельгийском небе были английские бомбардировщики, возвращавшиеся после боевого вылета, и было это 9-го сентября 1940 года. Правда, сбить никого бельгийские пилоты не могли физически, поскольку вылетали на перехват без боезапаса. Из политических соображений. Только с марта 1940 года пулемёты бельгийских истребителей уже были заряжены, но до этого они уже лишились немало самолётов.

На вооружении бельгийской авиации в основном состояли самолёты иностранной разработки, хотя в большинстве случаев бельгийцы старались покупать не самолёты, а лицензию на производство.

Истребитель Fairey Firefly IIM к началу Второй Мировой был самым массовым в бельгийских ВВС, их было не менее 50. Но этот самолёт к тому времени уже безнадежно устарел. Разработка машины началась в 1925 году, с 1932 года началось лицензионное производство в Бельгии. Всего собрали 88 истребителей. В период странной войны Firefly несколько раз вылетали на перехват. К началу немецкого вторжения, в действующих частях эти истребители не числились. Единственное, что известно про их действия в 1940 году, это то, что после поражения Бельгии несколько самолётов перелетело во Францию.

Самолёт Fairey Fox относится к классу многоцелевых, и использовался в Бельгии в разном качестве. Все модификации создавались на базе английского лёгкого бомбардировщика.

  • Fox IIM представлял собой истребитель, но к началу Второй Мировой несколько оставшихся в строю самолётов (из 12 изготовленных) использовались как разведчики.
  • Fox IIIM считался разведывательным истребителем, построено 13 самолётов.
  • Fox IIIC представлял собой разведчик-бомбардировщик, всего было построено 48 самолётов.
  • Fox VIC считались двухместным истребителем, всего было построено 52 самолёта.
  • Fox VIII создавался как усовершенствованная версия разведчика-истребителя, выпущено 12 машин
  • Fox VII представлял собой одноместный истребитель с шестью пулеметами, построили всего 2 машины.

К началу Второй Мировой войны эти бипланы явно устарели, но за неимением лучшего продолжали летать не только в качестве разведчика, но и как лёгкие бомбардировщики и даже истребители.

Fox VIC

Fox VIC

Желая осовременить свой авиационный парк в Бельгии в 1938 году заказали английские истребители Hawker Hurricane Mk.I. Всего заказано было 20 машин, но поступило лишь 15, да ещё 4 из них реквизировали англичане. Кроме того, начато лицензионное производство, но из 80 запланированных самолётов построили 2 или 3. Бельгийские «Харрикейн» отличались от английских вооружением: вместо восьми пулемётов калибром .303 (7,69 мм) должно было быть четыре .50 (12.7 мм), но реально ставили лишь два. Все бельгийские «Харрикейны» были уничтожены в первый день немецкого наступления.

Другой английский истребитель Gloster Gladiator Mk. I был закуплен в 1937 году в количестве 22 машин. Их планировали даже производить по лицензии, но потом передумали. К началу немецкого вторжения было 14 боеспособных самолётов, все они погибли.

В начале 1940 года власти Бельгии закупили 34 итальянских истребителя Fiat CR.42 Falco. Поставлено было только 27 самолётов. Освоить новую машину бельгийские пилоты просто не успели. После поражения Бельгии несколько итальянских бипланов перелетели во Францию и даже там сражались в составе ПВО Парижа.

Бельгийские истребители Fiat CR.42

Бельгийские истребители Fiat CR.42

В США было закуплено 40 истребителей Brewster F2A-2 без палубного оборудования. Но поставить их не успели и после поражения Бельгии самолёты попали к англичанам.

Следует отметить, что ещё до начала войны проходили испытания весьма перспективного бельгийского Renard R.36. Однако бельгийские власти предпочли заказать самолёты за рубежом, вместо того, чтобы оказать поддержку собственной авиаконструкторской фирме. Интересно, что во Франции, следившей за испытаниями этого истребителя, даже заказали партию самолётов Renard R.40 (вариант высотного перехватчика с гермокабиной), но, как легко догадаться, самолёты для них изготовить не успели.

Единственным настоящим, хоть и лёгким, бомбардировщиком бельгийских ВВС был английский Fairey Battle. Интересно, что самолёт создавал инженер Марсель Лобель, которых сам был бельгийцем. Бельгийское правительство в 1937 году заказало 16 бомбардировщиков, причем поставлялись они в виде комплектующих, а собирали самолёты в Бельгии.

К бельгийскому бомбардировщику Battle подвешивают 113-кг бомбу

К бельгийскому бомбардировщику Battle подвешивают 113-кг бомбу

Интересно, что аналогичный по назначению самолёт перед войной разрабатывался в Бельгии совместно с итальянской фирмой Caproni. Этот ближний бомбардировщик именовался SABCA S.47. Самолёт должен был поступить в производство в конце 1939 года, причём заказы на него были и от французских властей. Но, все кончилось тем, что единственный опытный образец достался немцам.

Не следует думать, что в Бельгии не разрабатывали свои самолёты. Так в 1936 году фирмой LACAB был создан очень интересный многоцелевой ударный самолет GR.8 Doryphore.

Аналогичный по назначению самолёт, который мог использоваться как разведчик, штурмовик, ближний бомбардировщик и тяжелый истребитель, создала тогда же фирма Stampe et Vertongen. Однако её ударный самолёт SV.10 потерпел аварию на испытаниях и на этом его история закончилась.

Единственным относительно массовым самолётом бельгийской разработки разведчик Renard R.31. Всего было изготовлено для ВВС Бельгии 32 таких самолёта.

В фотогалерее ниже представлены самолёты Бельгийской ВВС в их национальной окраске:

Авиация Бельгии входила в состав территориальной воздушной обороны (Commandement de la Defense Aerienne du Territoire) и состояла из трёх полков (Régiment d’Aéronautique).

1-й полк включал шесть эскадрилий, придаваемых армейским корпусам. Три эскадрильи вооружались английскими самолётами Fairey Fox IIIC (всего 22), одна имела Fairey Fox VIC (9 машин) и две получили бельгийские разведчики R-31 (всего 21). Так же имелись самолёты Morane-Saulnier MS.226 и Stampe SV.5, используемые как учебные. Кроме того, в полку числились две роты, по два аэростата заграждения и 4 зенитных пулемёта в каждой. Роты так же придавались армейским корпусам.

2-й полк включал три дивизиона по две эскадрильи в каждом:

  • 1-я эскадрилья имела на вооружении 15 английских истребителей «Гладиатор;
  • 2-я эскадрилья имела на вооружении 11 английских истребителей Hawker Hurricane;
  • 3-я эскадрилья имела на вооружении 14 итальянских истребителей CR.42;
  • 4-я эскадрилья с марта 1940 года имела на вооружении 9 итальянских истребителей Fiat CR.42, до этого были английские истребители Fairey Firefly;
  • 5-я эскадрилья имела на вооружении 14 английских истребителей Fairey Fox VIC и VIIIC;
  • 6-я эскадрилья имела на вооружении 14 английских истребителей Fairey Fox VIC и VIIIC.

3-й полк включал два дивизиона по две эскадрильи в каждом:

  • 1-я эскадрилья имела на вооружении 9 английских разведчиков Fairey Fox IIIC;
  • 3-я эскадрилья имела на вооружении 9 английских разведчиков Fairey Fox IIIC;
  • 5-я эскадрилья имела на вооружении 13 английских бомбардировщиков Battle;
  • 7-я эскадрилья имела на вооружении 9 английских разведчиков Fairey Fox VIC;
Бельгийские истребители Gladiator

Бельгийские истребители Gladiator

На этом мой рассказ про вооруженные силы Бельгии во Второй Мировой войне закончен.

Источник — https://zen.yandex.ru/media/cyrilsh/aviaciia-belgii-vo-vtoroi-mirovoi-voine-5f378eff8d67a852364d8263

Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account