Авиационная система МГС — многоцелевой самолет М-90. ОКБ Мясищева.
Система МГС –Многоцелевой самолет М-90. ОКБ Мясищева.
Продолжаю цикл статей о модульных самолетах.
В 90-х годах на ЭМЗ Мясищева разрабатывался в рамках конверсии сверхтяжелый многоцелевой самолет. Разработка велась под руководством Ю.И. Белько. Предложение состояло в транспортировке грузов открыто на отделяемой платформе. Идея была не нова, но новым было то, что груз располагался на отделяемой платформе, которая служит частью самолета, а при отделении становилась наземным транспортным устройством. Таким образом решалась проблема монтажа-демонтажа крупногабаритных грузов.
Развитие промышленности в СССР вызвало увеличение грузопотока и крупногабаритных грузов, таких как химические и ядерные реакторы, ректификационные колонны, блоки электростанций, парогенераторы, абсорберы и прочее…
Распределение грузов по массе было таким: 95 % составляли грузы массой менее 250 тонн, а 5 % — тяжеловесы массой от 250 до 500 тонн, причем превышающие по массе 400 тонн составляли единицы.
Концепция такой транспортировки была рассчитана на потребности перевозки грузов к 2000 году. Предполагалось перевозка почти 8500 единиц оборудования общей массой 86 000 тонн, со среднегодовым объемом почти 3 миллиарда тонно-километров. Для этого требовалось примерно 50 самолетов.
Таким образом идея Белько значительно снижала расходы на создание сложных погрузочно-разгрузочных устройств, необходимых для самолетов обычных схем (по типу Ан-124 Руслан, ЗМ-Т Атлант с креплением ПН сверху на фюзеляже)
Кроме того, в концепции самолета закладывались требования к снижению классности ВПП вплоть до грунтовых в благоприятный сезонный период.
Первоначально предполагалось использование двигателей НК-92 с установкой их для обдува верхней поверхности крыла (по типу Ан-74). Данная схема обеспечивала полет на небольших скоростях при транспортировке крупногабаритных грузов.
Однако перемены, начавшие происходить в СССР, уменьшили достоверность оценок по грузопотоку (начиналась Горбостройка со всеми вытекающими прелестями).
В качестве первоочередной задачи стали рассматриваться перевозки стандартных грузовых контейнеров УУК-2,5 до УУК-30.
Исходя из новых задач, решено было увеличить скорость полета и установить двигатели НК-62М. В систему МГС — Многоцелевой самолет “Воздушный паром” заложили требования значительно ниже требований к ВПП самолетов Ан-124 Руслан и Ан-225 Мрия. Это достигалось значительно лучшими ВПХ по сравнению с этими самолетами, повышенной проходимостью шасси и возможностью его модернизации в соответствии с весом ПН и посадочной массой.
Исходная схема была МГС-1, а альтернативные МГС-2 и МГС-3. Объяснялось это тем, что схема МГС-1 вызывала некоторые сомнения до ее тщательного изучения.
Самолет по схеме МГС-2 был выполнен по балочной схеме с креплением перевозимого груза под крылом. Самолет МГС-3 отличался от МГС-2 использованием консолей крыла от Ан-124 “Руслан”.
Но лучшие показатели оказались у схемы МГС-1 за счет лучшей весовой отдачи. Схема МГС-2 не обеспечивала ТТЗ по дальности полета, а МГС-3 — по дальности и потребной длине ВПП.
При анализе силовых установок рассматривались двигатели Д-18Т, Д-18ТП, Д-18ТМ ЗМКБ “Прогресс”; НК-92, НК-62М, НК-63 КНПО “Труд”; RВ-211-524С, RВ-211-524Н и Трент-630 фирмы “Роллс-Ройс”.
Был выбран отечественный двигатель НК-62М с тягой 29 тс; он оснащался соосными винтами диаметром 4,7 метра.
Грузы, требующие герметизации, предполагалось перевозить на высоте не более 3-х километров и дальность до 3400 км, а не требующие — на высоте до 9 километров и дальность до 4300 километров с использованием минимального количества промежуточных аэродромов.
Окончательная концепция самолета М-90 “Воздушный паром” была сформулирована в следующем виде.
Самолет имеет прямое крыло с подкосами. Механизация:закрылки и предкрылки. Для управления по крену использовались интерцепторы и элерон, имеющий зависание на взлетно-посадочных режимах. Крыло имеет концевые аэродинамические поверхности (КАП) и поверхности непосредственного управления боковой силой (ПНУБС), расположенные за внешними двигателями. Большая относительная толщина крыла (12-17 %) и концевые подкосы позволили значительно снизить массу конструкции крыла. Для снижения массы подкосов использовались контрподкосы.
Самолет М-90 рассматривался в двух модификациях — с 6 и 8 двигателями для перевозки грузов с массой 250 тонн и от 250 до 400 тонн (с 8 ДУ).
Модификация с 8 двигателями имела крыло той же геометрии, что и основной 6-двигательный вариант, и обозначались МГС-6 и МГС-8.
С целью уменьшения длины разбега для МГС-8 предполагалось рассмотреть возможность разработки модификации с НК-62М с форсажной камерой.
Гондолы фюзеляжа крепились под крылом на ферменных пилонах. В них размещались кабина экипажа на 4 человека (левая), салон для сопровождающего персонала на 29 человек (правая), отсек оборудования, багажные отсеки, шасси, вспомогательная СУ.
Между гондолами расположена платформа, являющаяся нижним крылом и включающая в силовую схему подкосы крыла. На платформе устанавливается крупногабаритный груз. При погрузочно-разгрузочных работах платформа, имеющая шасси, рассоединяется-соединяется с конструкцией гондол фюзеляжа по 4-м узлам и буксируется тягачами между хвостовыми балками. Также платформа имеет систему точной выверки положения для стыковки с самолетом.
Одним из требований ТТЗ является использование самолета для перевозки пассажиров. Рассматривались 2 варианта пассажирских гондол: герметичная на 622 пассажира и негерметичная на 1462 пассажира.Предпочтение было отдано негерметичной. МГС-6 при взлетной массе в 610 тонн и коммерческой нагрузке в 150 тонн (1642 человека) крейсерская скорость — 550 км/ч на высоте 3 километра. И дальность — 4000 километров..
Рассматривались и другие варианты использования самолета М-90: Военно-транспортный и носитель для запуска ВКС. На них были изменены силовые установки, они состояли из 8 ТВД НК-63.
Основные характеристики были следующие.
Масса взлетная — 700 тонн.
Масса топлива — 180 тонн.
Целевая нагрузка — до 250 тонн.
Крейсерская скорость — до 750 км/час.
Дальность полета — до 5000 км.
Длина ВПП (бетон/грунт) — 2000/2500 метров.
В гондоле военно-транспортного размещалось 1020 военнослужащих с личным оружием.
В варианте перевозки снаряжения перевозилось 240 тонн грузов или 4 танка Т-72-Т-80 массой 200 тонн.
Основные данные | МГС-6 | МГС-8 |
Экипаж | 4 чел. | 4 чел. |
Двигатели | 6×НК-62М | 8×НК-62МФ |
Тяга | 6×29 тонн | 8×36 тонн |
Длина самолета, м | 64 | 64 |
Высота, м | 19,6 | 19,6 |
Размах крыла, м | 96 | 96 |
Площадь крыла, м² | 1010 | 1010 |
Масса пустого, т | 220 | 270 |
Удельная нагрузка на крыло, кг/м² | 650 | 850 |
Скорость макс. на высоте 9000/3000 м, км/ч | 660/550 | 660 |
Скорость посадочная, км/ч | 240 | 280 |
Скороподъёмность, м/с | 11 | 11 |
Потолок практический, км | 10 | 10 |
Дальность с максимальной ПН на высоте 9000/3000 м, км | 5800/5100 | 4250 |
продолжительность полёта макс. на высоте 9000/3000 м, час | 8,9/9,2 | 6,5 |
МГС-1 (вверху )Хорошо видна отделяемая платформа для крупногабаритных грузов.
вверху — вид на шасси.
Ссылки== 3 том энциклопедии ЭМЗ В.М.Мясищева. Авико-пресс .